“Супергерой — не тот, у кого суперспособности, а тот, кто победил суперзлодея” [1], — говорит Юля Пчёлкина, журналистка из фильма “Майор Гром: Чумной доктор”. К этой цитате последовательно можно задать три вопроса. Один довольно простой — “О чём она?”. Первая мысль, которая приходит в голову — не нужно быть богом грома Тором чтобы спасать мир, можно быть и обычным человеком, главное уметь противостоять злу. Но дальше стоит задать себе следующий вопрос — “Как супергерой побеждает суперзлодея?”. Если вспомнить кадр из любого супергеройского фильма, например, из вселенной Marvel, то окажется, что в процессе сражения с главным злодеем, герои могут разрушить целый город. Но потом побеждают суперзлодея и получают счастливый конец. И последний вопрос — “Может ли герой переступить через закон, чтобы спасти мир? ”. Когда человек переступает закон, он не может восстановить справедливость. Переступая через закон, герой переступает через меру справедливости и становится на шаг ближе к тому, чтобы повергнуть мир вокруг себя в состояние беззакония — “войны всех против всех” [2], о которой писал Томас Гоббс в “Левиафане”.
Эта идея отчасти раскрывается в фильме. Майор Игорь Гром работает в отделе Петербургской полиции. Он волк-одиночка, не любит работать в команде и предпочитает раскрывать все дела сам. Он не следует протоколу и часто ввязывается в опасные авантюры или связывается с криминальными элементами чтобы раскрыть дело. Тем не менее, несмотря на все нарушения, из полиции его не увольняют — он работает эффективнее чем большая часть коллег. Но в один момент в городе появляется Чумной доктор, заявляющий, что хочет избавить город от чумы — коррупционеров и богачей, которые отравляют жизнь граждан. У Чумного доктора появляется множество последователей, и шаг за шагом он жестоко убивает своих целей. И, по законам жанра, Гром побеждает Чумного Доктора, которым оказывается известный миллионер Сергей Разумовский.
Сюжет довольно типичный: хорошие герои через преграды побеждают главного злодея и садят его за решётку. Но “Майор Гром” всё же делает акцент на методах, которыми достигнута эта победа. Чтобы добраться до своего врага, майор Гром выбивает информацию, подкупает или шантажирует разных людей. После одной из таких вылазок стажёр, увязавшийся за главным героем, спрашивает Грома почему он не действует по протоколу. Гром считает, что с преступниками нужно бороться их же методами — главное не переступать черту и никого не убивать. После этого стажёр отвечает, что, идя против закона Гром становится не лучше самих преступников. Это очень метко подмечает кинокритик Антон Долин в рецензии на фильм: “Спасти его [фильм] могло бы лишь одно радикальное сценарное решение — если бы в названии фильма двоеточие заменили на знак равенства” [3]. Действительно, по большей части Гром не действует как представитель закона, даже в конце фильма он не сильно отходит от изначальных моральных устоев. Чтобы спасти мир от Чумного Доктора Гром сбегает из полицейского отделения, вламывается в дом Разумовского и только после длительного сражения сдаёт полиции. Майору, как любому экранному супергерою, прощаются все ошибки, когда он побеждает суперзлодея.
Но при этом “Майор Гром” всё же обращает внимание на то, что герой, который не соблюдает законы, — не лучше, чем злодей, и делает это не только с помощью фразы стажёра. И у Грома, и у Чумного доктора одна и та же цель — ловить преступников, которые, по их мнению, вредят городу. Пусть Гром это делает менее радикальными и чуть более законными методами, он всё равно предпочитает делать всё сам и не следовать прямым указам. Именно Разумовский показывает ему что случается, если следовать не букве закона, а тому, что лично человеку кажется справедливым или несправедливым. Согласно фильму — начинается хаос. Гром не раскаивается, но как минимум избавляется от одного своего порока — начинает слушать других людей и даёт им помогать. К тому же, в последнем разговоре с Разумовским, майор пытается образумить его и показать, что действия Чумного Доктора приводят к десяткам смертей. У Грома, в отличие от Разумовского есть моральный стержень, который не позволяет делать ему только то, что он хочет. И когда существует закон — у поступка всегда есть некоторая мера, этот самый стержень, но не внутри человека, а всеобщий. Если же эта ось отсутствует, то нельзя сказать, что поступок справедлив. Пока нет объективной точки отсчёта, каждое действие будет восприниматься по-разному. Об этом писал Гоббс в первой части “Левиафана”, говоря следующее: “Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости” [2]. Закон это всегда что-то объективное, то, что не может просто так быть изменено. Справедливость и, соответственно, несправедливость субъективны — они нигде не закреплены, не записаны, они “отмечены” внутри каждого человека и его моральных ориентиров.
Согласно, опять же, Гоббсу, все люди равны по природе, отчего не доверяют друг другу из-за чего возникает “всех против всех”. Гоббс дал ей очень чёткую характеристику, которая указывает не только на отношения между людьми, но и на сущность справедливости: “Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места” [2]. У войны нет общей власти — даже если у одной стороны есть некоторый лидер, который имеет представления о том, что справедливо на войне а что нет, контролировать другую сторону он не может. И в такой ситуации любые понятия о плохом и хорошем, справедливом и несправедливом размываются. Эти понятия всегда зависят от того, как к ним относятся люди, об этом в той же главе продолжает Гоббс: “...справедливость и несправедливость есть качества людей, живущих в обществе, а не в одиночестве” [2]. Для Гоббса справедливость социальна и относительна. Категория справедливости возникает не абстрактно, о ней всегда идёт речь применительно к какому-то поступку. Нельзя поступить несправедливо к траве: она не может отреагировать. Но когда мы говорим о поступке по отношению к человеку, то у него всегда будет ответ.
И если происходит некая несправедливость, возникает конфликт, который необходимо разрешить. И либо этим разрешением занимаются участники, либо какая-то третья сторона. В современности в переговорах часто присутствует медиатор — человек, у которого нет интересов с обеих сторон. Общая власть, выраженная государством, становится медиатором в таких переговорах — у неё нет личного понятия о справедливости, это не человек, который устанавливает над всеми контроль. В обществе с общей властью появляется не только мерило всех поступков, которые совершают люди, но и контроль за этими поступками. “Майор Гром” через фильм проносит идею о том, что отсутствие этих двух факторов: и мерила, и контроля, порождает хаос. Сам Игорь Гром ещё имеет некую меру, хотя и пытается сбросить с себя контроль. Разумовский, отбросив и это, повергает то, что он хотел защитить, в состояние войны: после подставной поимки Чумного Доктора на улицы выходят его последователи, начиная вершить самосуд.
Фильм раскрывает идею Гоббса с той стороны, что общая власть, символичный Левиафан насколько желаем людьми, настолько же им и противен. Люди хотят справедливости — жители Санкт-Петербурга в фильме не довольны воровством чиновников и взяточничеством бизнесменов. Граждане хотят свободы от системы общей власти, которая допускает такую несправедливость. И эти два желания все люди совмещают по-разному: Гром становится полицейским и спасает людей, Юлия Пчёлкина делает расследования, а Сергей Разумовский решает, что его мерило выше системы и начинает творить справедливость самостоятельно. Через отрицание общей власти как эффективного решения проблемы фильм приводит к той же идее, о которой изначально говорил Гоббс — справедливость невозможна без порядка и отдачи части своих свобод. Чтобы жить в обществе без метафорической “войны всех против всех” или без разбоев, учинённых Чумным Доктором в Петербурге, необходимо следовать правилам. Люди начали отрицать необходимость власти, которая может хоть в какой-то мере справляться с несправедливостью, поставили себя выше закона и, следовательно, оказались в ситуации когда справедливости по определению быть не может, все погружены в “войну всех против всех”, где у каждого свои ориентиры.
На самом деле эта идея не новая — оступившийся герой, идущий над законом ради высшей цели. Часто действия такого героя поощряются, а не осуждаются, с “Майором Громом” происходит иначе. Во многом поэтому фильм некоторая часть зрителей обвиняла в провластной пропаганде. И это несмотря на то, что органы правоохранения в фильме показаны как довольно неэффективные, и что все яро осуждают коррупционеров. Сама идея о том, что для порядка нужна власть — а в случае фильма всё-таки государственная — не очень прельщает. Подобная идея в эпоху, когда в современной власти многие разочаровываются, не кажется такой уж привлекательной. Об этом в своей рецензии так же пишет Антон Долин: “Но легко ли всерьез поверить в народного героя всея России, который служит в полиции? Ничуть не проще, чем в злодея Чумного Доктора <...> Если авторы попытались бы всерьез считать настроения населения в 2021 году, с высокой вероятностью протагонист и антагонист поменялись бы местами” [3]. Как и герои фильма, герои реальности разочарованы в системе общей власти и медленно подходят к той точке, когда кажется, что закон бессилен и нужно всё брать в свои руки.
И на самом деле в этой цитате Долина кроется не только отношение современного общества к государственной власти. По двум приведённым цитатам очень хорошо прослеживает что Гром не так и сильно отличается от Чумного Доктора. Он очень близок к тому, чтобы им стать, но вовремя останавливается, ставит себя на ручной тормоз, который у Чумного доктора сломан. Вряд ли Игорь Гром может стать образцом порядочности, всё-таки фильм не совсем ставит его на место. Но кино и не должно научать, оно позволяет посмотреть со стороны на общество и оценить, что может пойти не так и как это можно избежать. “Майор Гром: Чумной Доктор” показывает при каких условиях начинается “война всех против всех” и к чему она приводит.
Литература:
- “Майор Гром: Чумной Доктор”, 2021, реж. Олег Трофим
- Гоббс Т. Левиафан. — Рипол Классик, 2017.
3. «Майор Гром: Чумной Доктор» — российский кинокомикс о хорошем полицейском и преступнике из соцсетей Не стоило ли поменять их местами? Антон Долин — Meduza [Электронный ресурс]. Ссылка: https://meduza.io/feature/2021/04/01/mayor-grom-chumnoy-doktor-rossiyskiy-kinokomiks-o-horoshem-politseyskom-i-prestupnike-iz-sotssetey