Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Авторы: Пшегорская Ольга Владимировна, Шендрикова Елена Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.10.2016
Статья просмотрена: 1544 раза
Библиографическое описание:
Пшегорская, О. В. Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») / О. В. Пшегорская, Е. М. Шендрикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1323/ (дата обращения: 15.11.2024).
Известно выражение: «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Поэтому целью предмета «Литература» в школе является научить читать и понимать художественный текст.
Много лет назад мы познакомились с технологией и методикой преподавания литературы профессора ВГПУ Б. С. Дыхановой. Эта система заинтересовала нас тем, что она позволяла организовать совместную интеллектуальную деятельность учителя и ученика по аналитическому прочтению и освоению художественного произведения, которое раскрывает свои тайны и свой глубинный смысл только тогда, когда читатель знаком с законами словесного искусства, способен расшифровать закодированный авторский замысел и символику. Предмет литературы в школе, по утверждению Б. С. Дыхановой, необходим для того, чтобы овладеть искусством такого чтения и в процессе такого овладения научиться мыслить. Одним из основных звеньев этого процесса является словарная работа.
Проблема понимания слова в художественном тексте гораздо важнее, чем просто объяснение тех или иных слов. «Первичное, не преследующее цели разобраться в значениях каждого из слов, составляющих текст, чтение дискретно: значения многих слов воспринимаются превратно или вообще не фиксируются, как бы пропускаются. Такое дискретное, механическое чтение вырабатывает пагубную привычку ухватывать лишь самый первый смысловой слой прочитанного — сюжетные перипетии», — утверждает автор технологии.
В художественном произведении огромное значение имеет словесное окружение, контекст, одно и то же слово по-разному ведет себя в разных текстах. Только пояснения учителя проблему не решают: должен быть встречный интерес, кропотливая, регулярная работа над словарем художественного произведения самих детей под руководством учителя.
В авторской технологии предлагаются простые и высокоэффективные способы разрешения означенной выше проблемы. Домашнее чтение текста сопровождается подчеркиванием всех новых, непонятных и просто заинтересовавших читателя слов и попыткой определить их словарное и контекстуальное значение.
Так, при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе прежде всего учащиеся обращают внимание на название текста и высказывают свои предположения о его смысле:
‒ Пушкин тем самым поднимал в общей концепции романа роль Марьи Ивановны Мироновой как положительной его героини;
‒ Этим названием подчеркивался в «Капитанской дочке» и жанр семейной хроники как сюжетной основы утверждаемого им исторического повествования нового типа;
‒ Пушкин хотел прежде всего показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений.
Дальнейшая работа с романом позволит учащимся возвратиться к этим их предположениям.
При применении технологии в практику преподавания литературы в школе были разработаны и апробированы различные приемы освоения лексики художественного текста.
Приемы освоения лексики художественного произведения
(по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836г.), главе 1 «Сержант гвардии»)
Подбор синонимов
Береги — охраняй, храни, сохраняй, защищай, не трать, не расходуй.
Честь — моральные качества, достойные уважения и гордости, хорошая репутация, доброе имя, почет, уважение, целомудрие, непорочность. []
(«Береги честь смолоду»)
Осмысление антонимов, втом числе контекстуальных
Гвардия — отборные, лучшие войска поблизости государя, щеголевато одеваемые и жалуемые преимуществами.
Армия — государственное сухопутное войско, военная рать, воинство, сила, пешая и конная, полевые войска, противоположные гвардии.
«Будет солдат, а не шаматон»
Солдат — военнослужащий, военный человек, воин.
Шаматон — мот, гуляка, пустой человек, шалопай, бездельник.
Соотношение прямого, переносного иконтекстуального значения слова
«примется за проповедь»
- Прямое. Речь религиозного содержания, произносимая в храме при богослужении.
- Переносное. Распространение взглядов, идей.
- Контекстуальное. Пространная назидательная речь.
Определение смысла слов по контексту
«и денег, и белья, и дел моих рачитель»
Рачитель — хранитель, человек, разумно, бережливо заботящийся о чем-то.
Сопоставление близких по звучанию слов
«погребец с чайным прибором»
Погреб — помещение ниже уровня земли для хранения припасов в холоде.
Погребец — дорожный сундучок для провизии и посуды (устар.)
Соотношение значения однокоренных слов
«пожалован мне в дядьки»
Дядя — брат отца или матери, муж тетки.
Дядька — в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.
Определение морфемного состава слова для выявления лексического значения
«родители благ/о/слов/и/л/и меня» — дали благое слово, напутствовали.
Словообразовательный анализ слова
для выявления лексического значения
«отдан был на руки стремянному»
Стремянной — стремя +янн — слуга — конюх, ухаживающий за верховой лошадью, подающий стремя.
Сопоставление слов, различающихся ударением илексическим значением
«Соблазняла меня добрОтою бумаги»
ДобротОю — отзывчивостью, душевностью.
ДобрОтою — доброкачественностью, прочностью, достоинством, качеством выработки.
Сопоставление современного иустаревшего значения слова
«Полно врать» –
Врать — 1. Лгать, говорить неправду.
2. Действовать неправильно, неверно.
3. Устар. Болтать, говорить вздор.
Выяснение значения устаревших исовременных фразеологизмов
Паче чаяния — сверх ожидания, неожиданно.
Отдан был на руки — поручен.
Потянет лямку — тяжело поработает (бурлац.).
Понюхает пороху — узнает трудности (воен.).
Сопоставление значения иностранного иисконно русского слова
«потребовал каналью француза»
Каналья — (франц.) бездельник, негодяй.
«другого ментора я и не желал»
Ментор — (лат.) учитель, наставник, воспитатель.
Использование литературных параллелей при толковании слова
«Я жил недорослем»
Недоросль — 1. В России 18 в.молодой дворянин, не достигший совершеннолетия или не поступивший еще на гос.службу.
2. Глуповатый юноша-недоучка.
3. Митрофан из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Систематизация материала втаблице
Работа с лексикой художественного произведения может помочь учащимся «увидеть» историческую эпоху, изображенную в тексте. Они получают задание распределить слова, характеризующие исторические, бытовые, военные реалии, а также лексику, относящуюся к нравственным категориям.
Исторические лица и реалии
‒ Я. Б. Княжнин
‒ «Служил при графе Минихе»
‒ Авдотья Васильевна Ю.
Дворянин Андрей Карлович Р.
Бытовые реалии
‒ Судить о свойствах борзого кобеля
‒ отдан на руки стремянному
‒ Пожалован мне в дядьки
‒ Другого ментора я и не желал
‒ нанял для меня француза, мосье Бопре
‒ По контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам.
‒ Я жил недорослем
‒ Играя в чехарду
‒ учителя обносили
‒ Батюшка... читал Придворный календарь.
‒ Вошед в биллиардную
‒ Играл с маркером.
‒ Дорожная кибитка
‒ Погребец с чайным прибором
‒ Надели заячий тулуп, а сверху лисью шубу
‒ Остановился в трактире
‒ Велел подать пуншу
‒ Нанимать в дядьки басурмана
‒ И денег, и белья, и дел моих рачитель.
Военные реалии
‒ Был бы гвардии он завтра ж капитан
‒ Сержант гвардии
‒ вышел в отставку премьер-майором
‒ записан в Семеновский полк сержантом
‒ Обоих российских орденов кавалер
‒ Не солдат,а шаматон
‒ Где его пашпорт?
‒ Ротмистр гусарского полку
‒ При приеме рекрут
‒ Генерал-поручик
Нравственные понятия и оценки
‒ Береги честь смолоду
‒ Бопре …добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности
‒ Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать?
Заполнив таблицу, учащиеся получают целостное представление об исторической эпохе, изображенной А. С. Пушкиным.
Работа слитературоведческими терминами
‒ Автор — А. С. Пушкин (историк и художник).
‒ Герой-рассказчик (повествователь) — П. А. Гринев (молодой современник и участник событий и поживший человек, подводящий итог своей жизни и минувшему).
‒ Издатель, которому доставлена рукопись П. А. Гринева от одного из его внуков и который приискал к каждой главе эпиграф, переменил некоторые имена.
Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть авторский замысел, авторскую позицию. Чтобы овладеть текстом, учащиеся стараются использовать эти слова в своей устной и письменной речи (при характеристике героев, пересказе текстов, написании сочинений). Эффективными приемами проверки словарной работы учащихся являются различные виды словарных диктантов.
Словарные диктанты
‒ Лексическое значение — слово (принцип кроссворда)
Столовая для приезжих, гостиница с рестораном на большой дороге -? (трактир)
Один из двух привилегированных гвардейских полков в Петербурге, куда записан главный герой, -? (Семеновский)
‒ Слово — лексическое значение
Дорожная кибитка -? (крытый экипаж, повозка).
Тулуп -? (меховая шуба, не крытая сукном).
Басурман -? (иноземец, иноверец).
Интеллектуальные игры
‒ «Найди подмену» (предлагается восстановить авторский текст)
Читал ежегодный календарь (Придворный)
Велел подать кипятка с ромом (пуншу)
‒ «Как это у автора?»
Иван Иванович Зурин — ротмистр … полку (гусарского)
Будет солдат, а не … (шаматон)
‒ Словарная эстафета (передавая какой-то предмет, «волшебную палочку», учащиеся быстро объясняют значения слов. Можно ввести элемент соревновательности — разбить класс на группы, команды)
‒ «Установи соответствия»
Слово втексте |
Значение |
1.рачитель |
1.бездельник |
2.ментор |
2.прислужник |
3.недоросль |
3.хранитель |
4.каналья |
4.учитель |
5.маркер |
5.иноземец |
6.басурман |
6.слуга-конюх |
7.стремянной |
7.недоучка |
1–3,2–4,3–7,4–1,5–2,6–5,7–6
‒ «Подбери авторские определения» (или средства выразительности)
«Надели… тулуп, а сверху …шубу» (заячий, лисью)
«о свойствах …кобеля» (борзого)
‒ «Сконструируй слово»
Примется за (от-, ис-, про-, за-)поведь — (проповедь)
Учителя обыкновенно (под-, об-, от-, про-. с-, за-, раз-)носили — (обносили)
‒ «Ты — мне, я — тебе»
В чем смысл детали «служил при графе Минихе»?
(в дни дворцового переворота граф Миних был на стороне Петра 3 и после восшествия на престол Екатерины не мог оставаться у нее на службе).
‒ «Рисунок — слово»
Тулуп, дорожная кибитка, шуба, чехарда, борзые
По завершении работы над повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и при изучении других художественных текстов, а также в материале повторения дается задание по группе слов определить, в каком произведении они использовались, указать название и автора.
Как утверждает автор методики Б. С. Дыханова и как подтверждает практика, потраченное на словарную работу время с лихвой окупается ускорением процесса овладения грамотой чтения, сокращением речевых ошибок, полноценным восприятием смысла читаемого, пробуждением интереса к семантике каждого слова, развитием стилеразличительных навыков, появлением особого слуха на смысловые оттенки слова, глубоким проникновением в ткань художественного произведения и авторский замысел, творческим и любовным отношением к русскому слову, обогащением словарного запаса школьников, формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается произведение.
Главной целью всех связанных с этим видом интеллектуальной деятельности усилий, по мнению автора технологии, является обретение учащимися такой степени ориентации в содержании текста, когда становится достижимой главная задача — многоаспектный анализ художественного произведения, позволяющий проникнуть в глубины авторского замысла, то есть позволяющий понять художественный текст. Во всем этом мы и убедились на практике.
Литература:
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.5 класс средней общеобразовательной школы, 3-е изд., перераб. и доп. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2000, 199с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.6 класс средней общеобразовательной школы, 2-е изд., исправл.. и доп. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2002, 152с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.7 класс Вып.1,. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 108с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.8 класс. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 103с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2001, 143с.
- Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, ВГПУ, 2005, 111с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.10 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2005, с.131
- Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя Л, «Просвещение»,1977 с.192.