Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 1544 раза

Библиографическое описание:

Пшегорская, О. В. Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») / О. В. Пшегорская, Е. М. Шендрикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1323/ (дата обращения: 15.11.2024).



Известно выражение: «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Поэтому целью предмета «Литература» в школе является научить читать и понимать художественный текст.

Много лет назад мы познакомились с технологией и методикой преподавания литературы профессора ВГПУ Б. С. Дыхановой. Эта система заинтересовала нас тем, что она позволяла организовать совместную интеллектуальную деятельность учителя и ученика по аналитическому прочтению и освоению художественного произведения, которое раскрывает свои тайны и свой глубинный смысл только тогда, когда читатель знаком с законами словесного искусства, способен расшифровать закодированный авторский замысел и символику. Предмет литературы в школе, по утверждению Б. С. Дыхановой, необходим для того, чтобы овладеть искусством такого чтения и в процессе такого овладения научиться мыслить. Одним из основных звеньев этого процесса является словарная работа.

Проблема понимания слова в художественном тексте гораздо важнее, чем просто объяснение тех или иных слов. «Первичное, не преследующее цели разобраться в значениях каждого из слов, составляющих текст, чтение дискретно: значения многих слов воспринимаются превратно или вообще не фиксируются, как бы пропускаются. Такое дискретное, механическое чтение вырабатывает пагубную привычку ухватывать лишь самый первый смысловой слой прочитанного — сюжетные перипетии», — утверждает автор технологии.

В художественном произведении огромное значение имеет словесное окружение, контекст, одно и то же слово по-разному ведет себя в разных текстах. Только пояснения учителя проблему не решают: должен быть встречный интерес, кропотливая, регулярная работа над словарем художественного произведения самих детей под руководством учителя.

В авторской технологии предлагаются простые и высокоэффективные способы разрешения означенной выше проблемы. Домашнее чтение текста сопровождается подчеркиванием всех новых, непонятных и просто заинтересовавших читателя слов и попыткой определить их словарное и контекстуальное значение.

Так, при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе прежде всего учащиеся обращают внимание на название текста и высказывают свои предположения о его смысле:

‒ Пушкин тем самым поднимал в общей концепции романа роль Марьи Ивановны Мироновой как положительной его героини;

‒ Этим названием подчеркивался в «Капитанской дочке» и жанр семейной хроники как сюжетной основы утверждаемого им исторического повествования нового типа;

‒ Пушкин хотел прежде всего показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений.

Дальнейшая работа с романом позволит учащимся возвратиться к этим их предположениям.

При применении технологии в практику преподавания литературы в школе были разработаны и апробированы различные приемы освоения лексики художественного текста.

Приемы освоения лексики художественного произведения

(по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836г.), главе 1 «Сержант гвардии»)

Подбор синонимов

Береги — охраняй, храни, сохраняй, защищай, не трать, не расходуй.

Честь — моральные качества, достойные уважения и гордости, хорошая репутация, доброе имя, почет, уважение, целомудрие, непорочность. []

(«Береги честь смолоду»)

Осмысление антонимов, втом числе контекстуальных

Гвардия — отборные, лучшие войска поблизости государя, щеголевато одеваемые и жалуемые преимуществами.

Армия — государственное сухопутное войско, военная рать, воинство, сила, пешая и конная, полевые войска, противоположные гвардии.

804979_b.jpgпехота.jpg

«Будет солдат, а не шаматон»

Солдат — военнослужащий, военный человек, воин.

Шаматон — мот, гуляка, пустой человек, шалопай, бездельник.

Соотношение прямого, переносного иконтекстуального значения слова

«примется за проповедь»

  1. Прямое. Речь религиозного содержания, произносимая в храме при богослужении.
  2. Переносное. Распространение взглядов, идей.
  3. Контекстуальное. Пространная назидательная речь.

Определение смысла слов по контексту

«и денег, и белья, и дел моих рачитель»

Рачитель — хранитель, человек, разумно, бережливо заботящийся о чем-то.

Сопоставление близких по звучанию слов

«погребец с чайным прибором»

Погреб — помещение ниже уровня земли для хранения припасов в холоде.

Погребец — дорожный сундучок для провизии и посуды (устар.)

pog1.jpg

Соотношение значения однокоренных слов

«пожалован мне в дядьки»

Дядя — брат отца или матери, муж тетки.

Дядька — в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

Определение морфемного состава слова для выявления лексического значения

«родители благ/о/слов/и/л/и меня» — дали благое слово, напутствовали.

Словообразовательный анализ слова

для выявления лексического значения

«отдан был на руки стремянному»

Стремянной — стремя +янн — слуга — конюх, ухаживающий за верховой лошадью, подающий стремя.

Сопоставление слов, различающихся ударением илексическим значением

«Соблазняла меня добрОтою бумаги»

ДобротОю — отзывчивостью, душевностью.

ДобрОтою — доброкачественностью, прочностью, достоинством, качеством выработки.

Сопоставление современного иустаревшего значения слова

«Полно врать» –

Врать — 1. Лгать, говорить неправду.

2. Действовать неправильно, неверно.

3. Устар. Болтать, говорить вздор.

Выяснение значения устаревших исовременных фразеологизмов

Паче чаяния — сверх ожидания, неожиданно.

Отдан был на руки — поручен.

Потянет лямку — тяжело поработает (бурлац.).

Понюхает пороху — узнает трудности (воен.).

Сопоставление значения иностранного иисконно русского слова

«потребовал каналью француза»

Каналья — (франц.) бездельник, негодяй.

«другого ментора я и не желал»

Ментор — (лат.) учитель, наставник, воспитатель.

Использование литературных параллелей при толковании слова

«Я жил недорослем»

Недоросль — 1. В России 18 в.молодой дворянин, не достигший совершеннолетия или не поступивший еще на гос.службу.

2. Глуповатый юноша-недоучка.

3. Митрофан из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Систематизация материала втаблице

Работа с лексикой художественного произведения может помочь учащимся «увидеть» историческую эпоху, изображенную в тексте. Они получают задание распределить слова, характеризующие исторические, бытовые, военные реалии, а также лексику, относящуюся к нравственным категориям.

Исторические лица и реалии

‒ Я. Б. Княжнин

‒ «Служил при графе Минихе»

‒ Авдотья Васильевна Ю.

Дворянин Андрей Карлович Р.

Бытовые реалии

‒ Судить о свойствах борзого кобеля

‒ отдан на руки стремянному

‒ Пожалован мне в дядьки

‒ Другого ментора я и не желал

‒ нанял для меня француза, мосье Бопре

‒ По контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам.

‒ Я жил недорослем

‒ Играя в чехарду

‒ учителя обносили

‒ Батюшка... читал Придворный календарь.

‒ Вошед в биллиардную

‒ Играл с маркером.

‒ Дорожная кибитка

‒ Погребец с чайным прибором

‒ Надели заячий тулуп, а сверху лисью шубу

‒ Остановился в трактире

‒ Велел подать пуншу

‒ Нанимать в дядьки басурмана

‒ И денег, и белья, и дел моих рачитель.

Военные реалии

‒ Был бы гвардии он завтра ж капитан

‒ Сержант гвардии

‒ вышел в отставку премьер-майором

‒ записан в Семеновский полк сержантом

‒ Обоих российских орденов кавалер

‒ Не солдат,а шаматон

‒ Где его пашпорт?

‒ Ротмистр гусарского полку

‒ При приеме рекрут

‒ Генерал-поручик

Нравственные понятия и оценки

‒ Береги честь смолоду

‒ Бопре …добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности

‒ Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать?

Заполнив таблицу, учащиеся получают целостное представление об исторической эпохе, изображенной А. С. Пушкиным.

Работа слитературоведческими терминами

‒ Автор — А. С. Пушкин (историк и художник).

‒ Герой-рассказчик (повествователь) — П. А. Гринев (молодой современник и участник событий и поживший человек, подводящий итог своей жизни и минувшему).

‒ Издатель, которому доставлена рукопись П. А. Гринева от одного из его внуков и который приискал к каждой главе эпиграф, переменил некоторые имена.

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть авторский замысел, авторскую позицию. Чтобы овладеть текстом, учащиеся стараются использовать эти слова в своей устной и письменной речи (при характеристике героев, пересказе текстов, написании сочинений). Эффективными приемами проверки словарной работы учащихся являются различные виды словарных диктантов.

Словарные диктанты

‒ Лексическое значение — слово (принцип кроссворда)

Столовая для приезжих, гостиница с рестораном на большой дороге -? (трактир)

Один из двух привилегированных гвардейских полков в Петербурге, куда записан главный герой, -? (Семеновский)

‒ Слово — лексическое значение

Дорожная кибитка -? (крытый экипаж, повозка).

Тулуп -? (меховая шуба, не крытая сукном).

Басурман -? (иноземец, иноверец).

Интеллектуальные игры

‒ «Найди подмену» (предлагается восстановить авторский текст)

Читал ежегодный календарь (Придворный)

Велел подать кипятка с ромом (пуншу)

‒ «Как это у автора?»

Иван Иванович Зурин — ротмистр … полку (гусарского)

Будет солдат, а не … (шаматон)

‒ Словарная эстафета (передавая какой-то предмет, «волшебную палочку», учащиеся быстро объясняют значения слов. Можно ввести элемент соревновательности — разбить класс на группы, команды)

‒ «Установи соответствия»

Слово втексте

Значение

1.рачитель

1.бездельник

2.ментор

2.прислужник

3.недоросль

3.хранитель

4.каналья

4.учитель

5.маркер

5.иноземец

6.басурман

6.слуга-конюх

7.стремянной

7.недоучка

1–3,2–4,3–7,4–1,5–2,6–5,7–6

‒ «Подбери авторские определения» (или средства выразительности)

«Надели… тулуп, а сверху …шубу» (заячий, лисью)

«о свойствах …кобеля» (борзого)

‒ «Сконструируй слово»

Примется за (от-, ис-, про-, за-)поведь — (проповедь)

Учителя обыкновенно (под-, об-, от-, про-. с-, за-, раз-)носили — (обносили)

‒ «Ты — мне, я — тебе»

В чем смысл детали «служил при графе Минихе»?

(в дни дворцового переворота граф Миних был на стороне Петра 3 и после восшествия на престол Екатерины не мог оставаться у нее на службе).

‒ «Рисунок — слово»

f3449e2ce8f2.jpgold__wagon.jpgwolf00007.jpg61028.jpgdbfb1b510374.jpg

Тулуп, дорожная кибитка, шуба, чехарда, борзые

По завершении работы над повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и при изучении других художественных текстов, а также в материале повторения дается задание по группе слов определить, в каком произведении они использовались, указать название и автора.

Как утверждает автор методики Б. С. Дыханова и как подтверждает практика, потраченное на словарную работу время с лихвой окупается ускорением процесса овладения грамотой чтения, сокращением речевых ошибок, полноценным восприятием смысла читаемого, пробуждением интереса к семантике каждого слова, развитием стилеразличительных навыков, появлением особого слуха на смысловые оттенки слова, глубоким проникновением в ткань художественного произведения и авторский замысел, творческим и любовным отношением к русскому слову, обогащением словарного запаса школьников, формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается произведение.

Главной целью всех связанных с этим видом интеллектуальной деятельности усилий, по мнению автора технологии, является обретение учащимися такой степени ориентации в содержании текста, когда становится достижимой главная задача — многоаспектный анализ художественного произведения, позволяющий проникнуть в глубины авторского замысла, то есть позволяющий понять художественный текст. Во всем этом мы и убедились на практике.

Литература:

  1. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.5 класс средней общеобразовательной школы, 3-е изд., перераб. и доп. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2000, 199с.
  2. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.6 класс средней общеобразовательной школы, 2-е изд., исправл.. и доп. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2002, 152с.
  3. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.7 класс Вып.1,. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 108с.
  4. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.8 класс. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 103с.
  5. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2001, 143с.
  6. Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, ВГПУ, 2005, 111с.
  7. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.10 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2005, с.131
  8. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя Л, «Просвещение»,1977 с.192.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, художественное произведение, лексическое значение, слово, художественный текст, дорожная кибитка, авторский замысел, историческая эпоха, словарная работа, чайный прибор.

Похожие статьи

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Специфика ономастики в художественной литературе (на примере произведений Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Художественный англоязычный текст как среда функционирования метафоры (на примере романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»)

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»)

Концептуальные метонимии в историческом тексте (на примере «Полного курса лекций по русской истории» С. Ф. Платонова)

Похожие статьи

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Специфика ономастики в художественной литературе (на примере произведений Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Художественный англоязычный текст как среда функционирования метафоры (на примере романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»)

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»)

Концептуальные метонимии в историческом тексте (на примере «Полного курса лекций по русской истории» С. Ф. Платонова)

Задать вопрос