Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегический анализ, сельскохозяйственные организации, метод.
Введение
Интенсивное развитие продовольственных рынков, рыночных отношений и технологий в аграрном секторе привело к тому, что условия функционирования предприятий АПК постоянно изменяются. Поэтому непрерывный анализ внутренней и внешней среды стал играть огромную роль для успешного развития сельскохозяйственного предприятия. Исхода из этого, изучение методов стратегического анализа и возможности их использования в сельскохозяйственных предприятиях на данный момент является достаточно актуальным направлением научных исследований. Целью исследования является изучение содержания и методики одного из популярнейших инструментов стратегического планирования — SWOT- анализа, и применение данного метода для анализа факторов внешней и внутренней среды сельскохозяйственного предприятия ООО «Амурская зерновая компания».
- Содержание и методика SWOT -анализа
SWOT-анализ — это метод, который позволяет оценить фактическое положение, стратегические возможности организации путем определения ее сильных и слабых сторон, выявления внешних возможностей и угроз. Это позволяет понять какие трудности могут возникнуть в будущем у предприятия, какие новые перспективы и возможности могут появится. [1]
Данный метод был разработан в 1963 году американским профессором К.Эндрюсом.
Общий принцип анализа — обеспечение стратегического соответствия внутренних возможностей организации (ее сильных и слабых сторон) условиям внешней среды (то есть прибыльности и рыночной доле организации, условиям отрасли и конкуренции, рыночным возможностям, внешним угрозам).
Данный метод показывает:
— какие ресурсы и возможности понадобятся предприятию в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и получения прибыли;
— будут ли сильные стороны оставаться таковыми в будущем;
— позволит ли ресурсный потенциал реализовывать новые конкурентные возможности;
— какие виды ресурсов и возможностей будут играть ключевую роль, а какие второстепенную.
SWOT-анализ подразумевает составление матрицы, которая представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1
Матрица SWOT
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
|
Внутренняя среда |
Сильные стороны (strengths) |
Слабые стороны (weaknesses) |
Внешняя среда |
Возможности (opportunities) |
Угрозы (threats) |
Она включает в себя следующие разделы:
- Cильные стороны (strengths) — то, в чем она преуспела или где имеются какие-то дополнительные возможности. Это факторы, позволяющие создавать конкурентные преимущества.
- Слабые стороны (weaknesses) — отсутствие чего-то важного для функционирования, то, что ей пока не удается по сравнению с конкурентами, и ставит в неблагоприятное положение.
- Возможности (opportunities) — это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения конкурентного преимущества.
- Угрозы (treats) — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на организацию: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей и т. д.
На три характеристики организация может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (реализации возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин — угроз для развития предприятия. Это — природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.
Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения SWOT-анализа:
- Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы — зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.
- Определяем и заносим в таблицу сильные и слабые стороны.
- Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
- Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
- Анализируем, какое влияние характеристики могут оказывать друг на друга: то есть изучаются сильные стороны и возможности для того, чтобы стать ещё лучше; как использовать возможности для нивелирования недостатков; как преимущества защитят от неконтролируемых внешних факторов; какие мероприятия запустить, чтобы предупредить будущие риски.
- Формируем список выводов и рекомендаций.
- SWOT -анализ сельскохозяйственного предприятия ООО «Амурская зерновая компания»
ООО «Амурская зерновая компания» — эффективно действующие предприятие, которое осуществляет свою производственную деятельность в с.Золотоножка Константиновского района Амурской области.
Землепользование предприятия представлено земельным массивом общей площадью — 8 558 га, в том числе сельхозугодий — 7461 га, из них пашни 6 300 га, сенокосы — 1161 га. земли в собственности — 1750 га, арендованные — 5711 га.
Производственная структура предприятия представлена отраслью растениеводства.
Основными экономическими видами деятельности ООО «Амурская зерновая компания» являются:
— выращивание зерновых и зернобобовых культур;
— выращивание масличных культур.
Предприятие ежегодно в среднем за последние 3 года производит 5,5 тыс. тонн зерновых, 9 тыс. тонн сои.
Отрасль растениеводства направлена не только на производства товарной продукции, но и на производство семян сои, зерновых культур и обеспечение ими сельхозпроизводителей Амурской области и Дальневосточного региона.
В 2018 году ООО «Амурская зерновая компания» прошло аккредитацию, и имеет сертификат позволяющий заниматься производством и реализацией семян высших репродукций.
Среднесписочная численность работающих — 76 человек. Средний возраст работающих 40 лет.
На балансе предприятия состоит следующее имущество: объекты недвижимости — 25 ед.; трактора -22 ед., комбайны — 19 ед., автомобили- 29 ед., сельскохозяйственные машины и оборудование — 33 ед.
В общерайонном производстве продукции растениеводства на долю ООО «Амурская зерновая компания» приходится 25,6 % зерна, 9,3 % сои.
Предприятие на протяжение многих лет является прибыльным. Чистая прибыль в среднем за период 2017–2019 гг. составила 21 781 тыс. руб.
Применим вышеизложенный метод стратегического анализа и построим матрицу SWOT-анализа ООО «Амурская зерновая компания» (таблица 2).
Таблица 2
SWOT -анализ ООО «Амурская зерновая компания»
S (strengths) — Сильные стороны |
W (weaknesses) — Слабые стороны |
|
|
O (opportunities) — Возможности |
T (treats) — Угрозы |
|
|
Проанализировав результаты SWOT-анализа ООО «Амурская зерновая компания» можно сделать следующие выводы:
- Необходимо продолжать обновлять материально-техническую базу и внедрять новые технологии, в том числе используя средства бюджетов всех уровней. Это поможет сохранить производство при снижении цены на производимую продукцию.
- Повысить конкурентоспособность и сохранить долю на рынке поможет планомерная работа над качеством и ассортиментом продукции.
- Также, нужно расширять базу по приемке, хранению и отгрузке продукции рядом с железной дорогой и модернизировать зерносушильный комплекс. Для данных целей также рекомендуется привлекать средства из всех уровней.
- Необходимо приобретать в собственность арендованные земли, это поможет снизить себестоимость продукции.
- Для снижения рисков невозврата денежных средств дебиторами рекомендуется работать по предоплате с покупателями или оплате по факту поставки с поставщиками.
- Для снижения дефицита квалифицированных кадров необходимо повышать квалификацию уже имеющихся сотрудников и привлекать молодых специалистов, обеспечивая дальнейшее обучение. Для этого в регионе имеются специализированные учебные заведения.
- Существует потребность в организации отдела маркетинга, который будет заниматься продвижением продукции предприятия.
- Избежать негативного влияния природных и климатических условий поможет страхование проблемных участков посевов.
Заключение
Изучив содержание и методику одного из популярнейших методов стратегического анализа — SWOT-анализа можно выделить ряд его достоинств:
универсальность данного метода позволяет с легкостью применять его и для анализа сельскохозяйственных производителей;
простота проведения и эффективность. Такой анализ может провести любой предприниматель или группа сотрудников без помощи профессионалов;
позволяет оценить внутренний потенциал компании, ресурсы предприятия, определить возможные проблемы и разработать мероприятия по их нивелированию;
помогает выявить угрозы, которые являются наиболее критичными в существующем положении, принять меры для эффективной защиты.
ООО «Амурская зерновая компания» стабильно развивающиеся и успешное предприятие, которое является одним из лучших в регионе.
Несмотря на небольшие используемые площади предприятие получает высокие урожаи. Все благодаря интенсификации технологий производства сельскохозяйственных культур, постоянного обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий.
Но существует ряд факторов, которые замедляют успешное развитие организации:
- На предприятии функционирует линия по производству качественных семян, но существует необходимость развитии сбыта и продвижении продукции на рынке.
- ООО «Амурская зерновая компания», как и большинство сельскохозяйственных производителей области испытывает дефицит кадров. Для снижения дефицита необходимо повышать квалификацию уже имеющихся сотрудников и привлекать молодых специалистов, обеспечивая дальнейшее обучение. Для этого в регионе имеются специализированные учебные заведения.
- Большое количество используемых сельскохозяйственных угодий арендованные.
- Еще одной острой проблемой является отсутствие долгосрочных программ развития производства и предприятия в целом.
Литература:
- Нехланова А. М., Туманова М. Б. Стратегический менеджмент в АПК/ А. М. Нехланова, М. Б. Туманова. — Москва: КолосС, 2012. — 312 с. — ISBN 978–5-9532–0757–7.
- Васильева А. А. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования сельскохозяйственной организации/ А. А. Васильева// Системное управление. — 2015. — № 4. — С.40.
- Горлов А. В., Реймер В. В., Горлова Е. Е. Стратегический анализ развития аграрного сектора региональной экономики (на примере Амурской области)// Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 4. — С. 43–47.