В статье рассматриваются способы использования онлайн-сервисов с целью развития умений академической письменной речи на английском языке студентов языковых факультетов.
Ключевые слова: академическое письмо, онлайн-сервисы, умения письменной речи.
Использование информационных технологий для развития умений академической письменной речи на английском языке имеет неоспоримые преимущества как для студентов, так и для преподавателей. Отличительной особенностью онлайн-коммуникации является ее непосредственный характер и социальная природа, которая проявляется в сотрудничестве. Большинство форм онлайн-общения происходит в открытом публичном пространстве, где писатель и читатель напрямую связаны, а обратная связь дается незамедлительно.
Информационные технологии позволяют не только сделать общение более осмысленным и целенаправленным, но и стимулировать навыки поиска и критического осмысления информации. Ш. Полио отмечает в своих работах все большее значение навыков работы с мультимодальными текстами, которые объединяют в себе текстовые, аудио-, видеоматериалы и ссылки [2].
Преимущества использования онлайн-сервисов в обучении письму многочисленны: создается интерактивная среда, построенная на принципах сотрудничества и поддержки, становится возможной немедленная обратная связь и возможность участвовать в реальном общении. По мнению Э. Н. Меркуловой, использование онлайн сервисов в обучении предоставляет особые возможности по развитию толерантности к представителям различных культур и принятию культурных и социальных различий [1]. Общаясь онлайн, студенты учатся строить коммуникацию с представителями разных культур, становятся более восприимчивыми к ценностям и проблемам других людей, модифицируют свое поведение в зависимости от социокультурного контекста, делятся своим опытом в естественной ситуации общения.
Использование онлайн-сервисов возможно на дотекстовом, текстовом этапах и этапе проверки и оценки. Рассмотрим подробнее возможности использования онлайн сервисов на обозначенных этапах.
1.Дотекстовый этап:
— групповая работа по генерированию свободных ассоциаций на заданную тематику с использованием сервисов онлайн-досок (предлагается тема, для которой должны быть сформулированы идеи и концепты, которые с ней связаны);
— уточнение и понимание собственного мнения посредством участия в онлайн-дискуссиях (в процессе парной или групповой работы происходит сравнение мнений студентов по поводу определенной проблемы или ситуации);
— ведение электронных читательских дневников и заметок (студенты изучают предлагаемые для изучения эссе, связанные с определенной социокультурной проблемой, и записывают свои выводы и мысли);
— метод кластеризации и сопоставления лексики с использованием онлайн-сервисов для визуализации информации (подбирается необходимый лексический материал для предложенной темы/ключевого слова);
— задания на ранжирование социокультурных явлений с использованием сервисов по составлению тестов (предлагаются задания на ранжирование признаков, идей, ключевых особенностей);
— деятельность по сбору информации в сети Интернет (в соответствии с заданием предлагаются определенные проблемы, связанные с темой, а также ресурсы, где может быть найдена дополнительная информация);
— анализ аутентичных материалов онлайн (предлагаются аутентичные мультимодальные тексты, в которых необходимо выявить основные содержательные и композиционные особенности);
— метод быстрого совместного письма в текстовых онлайн-редакторах (в течение ограниченного времени студенты письменно излагают свои мысли по предложенной теме, не обращая внимание на форму).
2.Текстовый этап:
— онлайн-опрос (предлагаются вопросы по теме предполагаемой письменной работы, которые помогают выбрать приоритетные идеи для создания текста);
— задания на развитие и доработку тезиса в форме онлайн-дискуссии (предлагается тезис, который раскрывается и дополняется студентами в парах или группах);
— перестановка предложений и абзацев на онлайн-платформе (предлагаются предложения/абзацы в неправильном порядке, которые нужно логически соединить);
— подбор аргументов к тезису в формате совместной онлайн-работы (предлагается несколько тезисов, к каждому из которых необходимо подобрать валидный аргумент);
— создание онлайн ментальных карт для отработки различных этапов письменной речи;
— групповое письмо онлайн (студенты в процессе групповой работы должны создать единый текст, который бы отвечал основным критериям написания эссе).
3.Этап проверки и оценки:
— обратная связь от других студентов в онлайн формате (предполагает чтение эссе друг друга и предоставление обратной связи по четко обозначенным критериям);
— задания на коррекцию, которые выполняются в группах онлайн (студентам предлагается эссе, в котором есть стилистические, логические и содержательные недоработки, которые необходимо исправить);
— создание онлайн чек-листов (студенты составляют чек-лист, который затрагивает основные аспекты написания эссе, и проверяют свои работы на соответствие заданным критериям).
Онлайн-сервисы обеспечивают студентам возможность реальной коммуникации, эффективного самообразования, повышения мотивации к обучению и автономности. Благодаря онлайн-сервисам создается новая роль педагога, который стимулирует автономное обучение и выходит за рамки занятий, создавая социокультурный контекст письменного иноязычного общения.
Потребность использования онлайн-сервисов для развития умений академического письма отражает тенденции развития языкового образования. Следует отметить, что в контексте развития умений письменной речи онлайн-сервисы предоставляют возможность не только более эффективно организовывать и объединять работу студентов по написанию эссе в режиме реального времени, но и создавать контекст естественной межкультурной коммуникации.
Литература:
1. Polio C. Second language writing development: A research agenda / C. Polio // Language Teaching. — 2017. — № 2. — p. 261–275.
2. Меркулова Э. Н. Академическое письмо на английском языке в российском вузе: проблемы и решения / Э. Н. Меркулова // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. — 2016. — № 123 (09). — С. 742–762.