Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 1244 раза

Библиографическое описание:

Окатьева, А. А. Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов / А. А. Окатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97301/ (дата обращения: 21.12.2024).



Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать активное использование цифровых ресурсов на занятиях. Данная статья рассматривает технологии обучения письму на английском языке с помощью ИКТ. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что учащиеся часто сталкиваются с трудностями в письменной речи на иностранном языке, а этот навык является необходимым для развития их коммуникативной компетенции. Цифровые ресурсы могут помочь преподавателю выстроить эффективное обучение и добиться грамотной письменной речи учеников. Результативность представленных в статье методик с применением ИКТ доказана на личной практике автора в языковой школе Lingua Rich.

Ключевые слова: английский язык, письмо, информационные технологии, образование, педагогика, цифровые ресурсы.

Цифровые ресурсы стали неотъемлемой частью сферы образования, в частности они играют важную роль в ходе обучения английскому языку. Учащиеся изучают грамматику и новые слова с помощью видеоматериалов или специализированных приложений, учатся говорить по-английски на реальной практике с носителями языка или другими учениками через Интернет-платформы. Письменная речь — не исключение, её также можно развивать с применением информационно-коммуникативных технологий. Актуальность исследования объясняется редкостью использования ИКТ для развития навыка письменной речи. Преподаватели ограничиваются написанием эссе или других форм текста, забывая о возможностях цифровых ресурсов. Задача исследования — показать значение ИКТ для обучения письму на английском языке, а также представить конкретные примеры внедрения цифровых ресурсов в образовательный процесс.

Проблему изучения английского языка с помощью ИКТ изучали такие исследователи, как Ж. А. Денисова, М. К. Денисов, С. Л. Литвинова, Е. С. Полат, П. В. Сысоев, Н. Г. Киндулкина, А. А. Бозоров, О. В. Мироненко, Л. П. Владимирова, М. Э. Сергеева, М. Н. Евстигнеева, В. В. Угольников, С. В. Ушакова, Л. Б. Тимирясова и др. Вопросом о применении цифровых ресурсов для обучения письму занимались А. С. Кузнецова, А. Э. Алиева, С. О. Шереметьева, О. И. Бабина, А. Ю. Зиновьева, Е. Д. Неручева, Р. З. Амиралиева, Э. Н. Меркулова, Е. В. Смирнова, Н. Е. Есенина и др.

Овладение навыками письменной речи является частью «коммуникативной компетенции», которой, согласно ФГОС, ученики должны обладать. Под этим понятием имеется в виду освоение учащимися знаний, достаточных для осуществления иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка [1, с. 105]. Навык письменной речи необходим как инструмент поиска информации в сети, общения с зарубежными специалистами и профессионального роста. Неумение вести коммуникацию на английском языке может способствовать неуверенности в себе и лишить человека возможности обмена опытом с иностранными коллегами. По этой причине необходимо развивать навык письменной речи.

К основным навыкам письменной речи относятся: тезисное изложение, конспектирование, написание эссе, статей, докладов, ведение деловой и неделовой переписки по электронной почте, двусторонний письменный перевод. Существуют разнообразные формы письменных произведений, которые ученики могут освоить в ходе образовательного процесса. Например, поздравительные открытки, записки, рекламные слоганы, подписи к рисункам, объявления, жалобы, обращения, личные дневники, очерки, стихи и другое. Всё это включает коммуникативная компетенция, которая направлена на применение английского языка в жизни [2, с. 102].

Способы применения ИКТ для развития письменной речи учащихся:

  1. Английский алфавит и правильное написание букв могут с трудом даваться на начальном этапе обучения. Особенно это актуально для дошкольников и учеников младших классов. Для решения этой проблемы и отработки каллиграфии можно использовать оптическое перо и интерактивные доски. Данный метод заинтересует учеников своей нестандартностью.
  2. Проблемы с орфографией и грамматикой в письменной речи встречаются нередко. Ученики неверно запоминают написание слов, используют неправильные окончания, что приводит к ошибкам и мешает развитию коммуникативной компетенции. Для тренировки орфографии и знаний грамматики полезно использовать специализированные для этого мобильные и компьютерные приложения со встроенной системой корректирования текста. Например, Write & Improve — тренажёр для письма на разные темы с автоматической проверкой грамматики, или аналогичное приложение Grammarly.
  3. Некоторые ученики испытывают трудности со структурированием текстов. Для тренировки данного навыка можно использовать шаблоны эссе, писем, статей и других форм письменных произведений или программы с автоматической функцией переработки текста. Для отработки написания письма подойдёт такой ресурс как samples-help.org.uk.
  4. Для развития навыка написания SMS-сообщений, поздравительных открыток и Email-сообщений можно воспользоваться международной программой Postcrossing, которая помогает обмениваться открытками между людьми из разных стран. Для поиска собеседника за рубежом могут быть полезны такие приложения, как Tandem, HelloTalk, HiNative, Speaky, Te Mixxer, InterPals, Cambly, Italki [3, с. 111].
  5. Для грамотной письменной речи необходимо регулярное чтение на английском языке и увеличение словарного запаса. Интернет-ресурсы позволяют быстро и в бесплатном доступе находить англоязычную литературу любого уровня сложности.
  6. Для контроля за усвоением навыка письменной речи существуют различные программы. Например, с помощью системы «MyTest» можно провести тестирование с разными видами заданий — от установления соответствия до ручного ввода текста и заполнения пропусков [4, с. 32].
  7. Для повышения качества академического письма полезны такие приложения, как Реферат, AutoLex, InterAct и AutoTutor. Они содержат глубокую лингвистическую базу знаний и настроены на конкретную предметную область исследований [5, с. 39–40].
  8. В письменной, как и в устной, речи ученики сталкиваются с проблемой неверного употребления слов в контексте. Стилистическая и эмоциональная окраска слова учащимся не всегда известна. Это может привести к недопониманию в общении с иностранцем. Ludwig — это программа для изучения новых слов с примерами их употребления, взятыми из англоязычной прессы. Подобные приложения помогут ученикам запоминать верный перевод слов и правильно их использовать.
  9. Средства ИКТ могут быть полезны не только ученикам, но и педагогам. Цифровые ресурсы позволяют не тратить время, например, на поиск раздаточных материалов и создание презентаций. Их можно найти на специальных ресурсах, например, на Education.com.

Применение ИКТ в преподавании английского языка эффективно по ряду причин. Во-первых, цифровые ресурсы позволяют более оперативно и качественно улучшать навыки письма. Это связано с обилием обучающих программ, Интернет-страниц, онлайн-курсов по английскому языку и даже образовательных роликов в развлекательных социальных сетях, таких как TikTok. Благодаря ИКТ ученики могут в игровой форме, без лишних усилий узнавать новое о языке и совершенствовать свою коммуникативную компетенцию.

В-вторых, смартфоны и компьютеры ежедневно используются не только детьми, но и взрослыми. Для любого ученика применение ИКТ — комфортный и понятный процесс, что способствует повышению мотивации и делает обучение не скучным, а интерактивным и увлекательным.

В-третьих, средства ИКТ позволяют индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от интересов и запросов ученика. Использование Интернет-ресурсов может стать дополнительным заданием для отдельных учащихся, которым необходимо глубже проработать навыки письменной речи.

Тем не менее, важно понимать, что цифровые ресурсы не могут заменить стандартную образовательную программу с использованием специализированных учебных материалов, выполнение упражнений в классе и взаимодействие с учителем. Эффективнее всего для образовательного процесса — гибридный подход, основанный на совмещении основных методик обучения и применения ИКТ для более глубокой проработки отдельных тем.

В результате исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, средства ИКТ способствуют повышению мотивации при освоении навыков письма на английском языке, например, с помощью реальной практики общения с иностранцами через специальные Интернет-платформы и посткроссинг. Во-вторых, благодаря цифровым ресурсам можно увеличить объём тренировки письменных навыков, например, с помощью мобильных приложений с заданиями разного уровня сложности. В-третьих, ИКТ понятны и комфортны ученикам, поэтому применение их в обучении вместо трудностей и отторжения вызовет заинтересованность и увлечённость.

Возможности обучения письму с помощью цифровых ресурсов довольно обширны. Среди способов, наиболее эффективны интерактивные доски, Интернет-сайты для поиска друзей за рубежом, мобильные приложения с упражнениями и шаблонами разных видов письма — эссе, статьей, объявлений и др., а также ресурсы для подбора учебных материалов по любой теме в удобном оформлении, например, инфографике, схемах или презентациях.

Литература:

  1. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 105–107.
  2. Смирнова Е. В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102–105.
  3. Окатьева А. А. Методы организации учебного процесса по изучению английского языка с использованием образовательных онлайн-технологий // Наукосфера. 2022. № 10 (2). С. 109–112.
  4. Кузнецова А. С. Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 30–33.
  5. Шереметьева С. О., Бабина О. И., Зиновьева А. Ю., Неручева Е. Д. Информационные технологии и академическое письмо на английском языке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 16. № 2. С. 36–43.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, письменная речь, ИКТ, ресурс, ученик, коммуникативная компетенция, образовательный процесс, приложение, грамотная письменная речь, носитель языка.


Похожие статьи

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение игровых технологий на уроках русского языка как иностранного

Данная статья исследует важность и эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка как иностранного. Рассматриваются методы и примеры интеграции игр и приложений в учебный процесс с целью сделать обучение русскому языку более ...

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Применение мобильных технологий для развития лексических навыков школьников при изучении английского языка

Использование новых технологий в образовании становится возможным благодаря их постоянному развитию. Уже сейчас технологии изменили способ преподавания и обучения, например, мы можем использовать карманные персональные компьютеры (КПК), ноутбуки, сма...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Развитие навыков чтения учащихся на уроках английского языка с использованием инновационных технологий

В данной статье рассматривается важность развития навыков преподавания иностранного языка и их применение на практике. В данной статье рассматривается использование инновационных технологий в обучении иностранному языку. В статье рассматриваются эффе...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Похожие статьи

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение игровых технологий на уроках русского языка как иностранного

Данная статья исследует важность и эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка как иностранного. Рассматриваются методы и примеры интеграции игр и приложений в учебный процесс с целью сделать обучение русскому языку более ...

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Применение мобильных технологий для развития лексических навыков школьников при изучении английского языка

Использование новых технологий в образовании становится возможным благодаря их постоянному развитию. Уже сейчас технологии изменили способ преподавания и обучения, например, мы можем использовать карманные персональные компьютеры (КПК), ноутбуки, сма...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Развитие навыков чтения учащихся на уроках английского языка с использованием инновационных технологий

В данной статье рассматривается важность развития навыков преподавания иностранного языка и их применение на практике. В данной статье рассматривается использование инновационных технологий в обучении иностранному языку. В статье рассматриваются эффе...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Задать вопрос