Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль
Марк Фабий Квинтилиан
В условиях глобализации и информатизации общества высоко ценится способность действовать, принимать решения, самостоятельно мыслить; умение добывать профессионально важную информацию; изъясняться в устной и письменной форме, как на родном, так и на иностранном языке. Таким образом, задача подготовки выпускников, умеющих выражать свои мысли в письменной форме, адекватно использовать разнообразные языковые средства на иностранном языке является актуальной.
Обучая умениям письменной речи, формируются не только иноязычные компетенции, но и развиваются умения логически и четко строить письменные высказывания, которые необходимы как на иностранном, так и на родном языке. Письменная речь требует соблюдения более высоких языковых критериев, наличия разнообразных конструкций, стилистической точности. В обучении письменной речи следует моделировать условия и задания, которые были бы реальны, интересны для обучающихся, использовать доступные источники информации [3]. Одним из таких источников является текст, который способствует развитию умений:
- выделять главную информацию в тексте;
- обобщать идеи из нескольких источников;
- грамотно формулировать свои мысли [4].
Выполняя письменные задания, у обучающихся появляется возможность для построения самостоятельного, произвольного высказываний в соответствии с правилами и нормами изучаемого языка, формируются компетенции необходимые для коммуникации на иностранном языке [1, 5, 6].
На занятиях по обучению письменной речи, преподавателю следует делать акцент на развитии умений критически мыслить, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию; культуре письменной речи; содержании и структурной организации письменного сообщения [7].
Обучая иноязычной письменной речи, преподаватель формирует следующие компетенции:
- лингвистическую (знание языка и правил его функционирования в процессе иноязычной коммуникации);
- коммуникативную (способность воспринимать и порождать иностранную речь);
- лингвострановедческую (знание характерных социокультурных особенностей страны изучаемого языка и умение реализовывать письменную коммуникацию согласно этим особенностям).
Развитие умений письменной речи должно быть постепенным и постоянным, совместно с развитием других умений речевой деятельности. Преподавателю следует развивать умения создавать различные типы и жанры письменных сообщений [2]. Письменные задания могут оформляться в виде: официального письма, аннотации, тезисов, эссе, доклада, резюме, рецензии, реферата, статьи и т. д.
Обучая написанию статьи, следует уделять внимание структуре, языковым средствам, объему и содержанию.
В общем, статья пишется для того чтобы:
- представить мнение;
- дать совет / предложение;
- описать события / место / опыт;
- сравнить / предоставить информацию и т. д.
Для статьи характерна следующая структура:
1) заголовок:
- Are you one of those people who …?;
- Have you ever …?
2) введение:
- To start with / At first …;
- The point of this article is to …;
- It is often said / claimed that …;
- In order to decide whether … or not …;
- The trend nowadays is towards ….
3) основная часть:
- The first thing to be considered is …;
- The first step to be taken would be to …;
- Let me exemplify this concept by / with …;
- Another point worth mentioning is …;
- What is more / Furthermore / Moreover / In addition to …;
- There is some doubt that …;
- There are many advantages to + “ing” …;
- However, it cannot be denied that …;
- Contrary to the above ideas …;
- What is clear, is that …;
- Whereas …;
- It is widely believed that ….
4) заключение:
- To come to a close I am undoubtedly sure …;
- All of this leads me to the conclusion …;
- In the light of these …;
- There can be little doubt that …;
- To sum up...;
- In conclusion …;
- To summarize ….
Критериями оценки статьи могут быть лексико-грамматическая правильность; разнообразие языковых средств с учетом норм иностранного языка; целостность, связность; соответствие теме и ее раскрытие; объем (120–180 слов).
Таким образом, обучение иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности развивает умения критического, творческого мышления, активизирует познавательную деятельность, способствует личностному развитию.
Литература:
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
2. Ильина Е. А. Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 195–198.
3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красанд, 2010. 216 с.
4. Поторочина Г. Е. К проблеме обучения иноязычной письменной речи студентов — будущих специалистов иностранного языка // Вестник педагогического опыта. 2008. № 28. С. 14–16.
5. Сорокина И. Г., Цветкова Т. К. Обучение письму как компонент подготовки по иностранному языку // Вопросы филологии. 2010. № 1. С. 102–113.
6. Тетерина Н. Н. Иноязычное письмо как феномен культуры // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 98–101.
7. Тутатчикова И. Н. Компетентностный подход к обучению учащихся иноязычной письменной речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 17. С. 165–166.