Предпосылки реализации государственной политики в виде национальных проектов появились в Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого века. Это было обусловлено тем, что после распада СССР появилась необходимость в новой экономической, социальной, демографической политике, новых формах управления государством, которые могли бы вывести Россию на высокий уровень на мировой арене, а также создать для населения достойные условия для жизни.
Острые политические и социальные конфликты подтолкнули руководство страны на принятие множества управленческих решений, направленных на формирование новых тенденций в экономике и социальной сфере, которые в дальнейшем сложились в долгосрочные реализованные проекты и задали вектор для постановки новых целей и задач для поддержания достойного уровня жизни населения.
Выработка новой стратегии развития государства, обстоятельства, обусловившие начало процесса ее реализации, нашли свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Путина В. В. Федеральному собранию в мае 2004 года. Основное внимание было сконцентрировано на наиболее значимых для граждан страны проблемах, включающих качество и доступность медицинского обслуживания, образование, жилье. Таким образом, были намечены пути модернизации и обозначены три приоритетных национальных проекта:
– Приоритетный национальный проект «Здоровье»;
– Приоритетный национальный проект «Образование»;
– Приоритетный национальный проект «Жильё».
Ежегодно список проектов и направлений, которые они включают, пополняется и изменяется.
Национальные проекты можно охарактеризовать как инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат.
В настоящее время национальные и федеральные проекты (программы) включают в себя следующие направления стратегического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Стоит отметить, что на старте реализации новой политики в виде проектов у специалистов, задействованных в данном процессе, отсутствовал необходимый опыт и знания в менеджменте. Принятие управленческих решений было разрозненным и приводило к результатам, несоответствующим поставленным целям. В дальнейшем стало очевидно, что для успешной реализации национальных проектов необходимо использование принципов управления качеством проекта, которые определены международным стандартом управления качеством ISO 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ISO). Именно применение системы менеджмента качества позволяет выстраивать и корректировать работу отдельно взятого национального проекта, а также в целом всей системы национальных проектов в Российской Федерации.
Принципы управления качеством:
– ориентация на потребителя;
– лидерство;
– взаимодействие людей;
– процессный подход;
– улучшение;
– принятие решений, основанных на свидетельствах;
– менеджмент взаимоотношений.
Указанные принципы отражены в Национальном стандарте Российской Федерации системы менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9001–2015), утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 № 1391-ст. Данный стандарт соответствует международному стандарту ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2015 «Quality management systems — Requirements», IDT).
Принцип ориентации на потребителя, которым в случае применения его к национальному проекту, выступает гражданин Российской Федерации и население в целом. Следование данному принципу непосредственно оказывает влияние на качество жизни населения и снижение уровня социальной напряженности.
Применение принципа лидерства (лидером в данном случае выступает высшее руководство страны, а также руководители отдельных направлений в подразделениях, занимающихся реализацией национальных проектов, созданных в каждом субъекте Российской Федерации) обеспечивает создание условий для успешной работы каждого блока, участвующего в реализации национальных проектов, а также реализации других принципов управления и разработке политики.
Взаимодействие людей при реализации национального проекта предполагает тесное сотрудничество персонала всех уровней из всех регионов для внесения необходимых изменений при корректировке работы программы и обмена опытом.
Внедрение и применение принципа процессного подхода в реализации национальных проектов помогает определять последовательность действий специалистов-проектировщиков и других и порядок их взаимодействия между собой (наличие зоны работы и ответственности для каждого).
Принцип принятия решений, основанных на свидетельствах, отражает процесс и результат анализа данных и информации, полученные при подведении промежуточных и конечных итогов в реализации национальных проектов. Мониторинг каждого процесса в работе проекта позволяет успешно корректировать его и создавать новые решения для ранее запланированных задач.
Менеджмент взаимоотношений в данном случае подразумевает всестороннее сотрудничество заинтересованных в процессе реализации национального проекта сторон: руководителей профильных ведомств (в соответствии с направлением проекта), кураторов проектов в регионах, руководителей проектных групп, рядовых исполнителей в исполнительных органах государственной власти. Вероятность достижения намеченных на старте реализации национального проекта выше, если достигнуто полное взаимопонимание между каждым звеном для внесения корректировок и закрепления результатов.
Принцип улучшения представляет собой реализацию цикла Деминга (PDCA): планирование, действие, проверка, корректировка. Эти циклы работают «по кругу», то есть при реализации национального проекта необходимо провести аналитику требований и задач, представленных на начальном этапе, составить техническое задание. Затем следует запустить процесс реализации запланированных этапов, внедрения положений проекта, выстраивания политики государства в ключе основных направлений проекта. Далее проверка достигнутых результатов (как правило, при реализации национального проекта обозначены контрольные точки), которые помогают определить положительные стороны и недоработки в проекте, чтобы запустить процесс по улучшению запланированных результатов. В случае, если в ходе анализа проекта, в срок контрольных точек, были выявлены недоработки, действия, процессы и мероприятия, запланированные паспортом национального проекта, корректируются.
Стоит отметить, что применение принципов управления качеством в рамках реализации национальных проектов на практике несет за собой множество препятствий. Так, если сравнивать работу органов власти (региональных и федеральных) и коммерческой компании, применяющей принципы управления качеством, в первом случае применение указанных принципов, как правило, несет за собой множество препятствий.
Это обусловлено тем, что все мероприятия в рамках реализации национальных проектов, запланированы заранее. Каждое направление изложено в соответствующих документах и нормативных правовых актах, что не позволяет в полной мере применить все принципы управления качеством, так как это будет требовать внесение изменений в каждый документ.
Также отмечается отсутствие специалистов, имеющих знания и навыки в области проектного управления. В учебных заведениях Российской Федерации соответствующие направления подготовки внедрены в недостаточном количестве. В исполнительных органах государственной власти, несмотря на созданные подразделения (проектные офисы и проектные центры) отсутствует систематизированная база знаний и опыта, позволяющая оптимизировать процесс поставленных проектных задач и повысить уровень эффективности каждого члена указанных подразделений.
Несмотря на то, что деятельность государственных органов в ходе реализации национальных проектов ведется достаточно успешно, одной из основных проблем при применении принципов управления качеством является необходимость определения степени ответственности за неисполнение пунктов каждого проекта.
Также для работы принципов управления качеством крайне необходимо закрепление возможности корректировки целей, запланированных мероприятий, задач и тактики, внесение возможности подключения к реализации национального проекта новых партнеров и компаний.
В заключение необходимо ответить, что работа управленческого звена и других специалистов в ходе реализации национальных проектов, направленная на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышение уровня жизни, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, должна сопровождаться внедрением в их практику компетенций и навыков в таких областях как управление проектами, стратегическое планирование, системный анализ и кризис-менеджмент.
Рассмотрение вопроса о реализации в России национальных проектов дает возможность понять, что применение принципов управления качеством возможно и даже необходимо с целью повышения эффективности государственного управления. Освоение данных принципов позволит применять соответствующие знания для решения поставленных государством задач, направленных на улучшение качества жизни населения посредством функционирования национальных проектов.
Литература:
- Бияк, Л. Л. Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных проектов / Л. Л. Бияк, С. А. Ненуженко, 2019. — 102 с.
- Жуков, В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика / В. И. Жуков. — М.: Акад. проект, 2018. — 656 с.
- Волгин, Н. А. Социальное государство: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная работа» / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. — М.: Дашков и К*, 2017. — 416 с.
- Казанцев В. О. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.12 / Казанцев Вадим Олегович; [Место защиты: Воен. ун-т]. — Москва, 2015. — 205 с.
- Социально-экономические модели в современном мире и путь России: в 2-х кн.: монография / [авт. кол.: В. Иноземцев, Ю. Князев, К. Павлов и др.]; Под ред. К. Микульского; РАН, Междунар. Ассоциация академий наук. — М.: Экономика, 2015. — 911 с.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета, N 109, 27.05.2004
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»