Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных проектов
Авторы: Бияк Людмила Леонидовна, Ненуженко Светлана Анатольевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 30.05.2017
Статья просмотрена: 5266 раз
Библиографическое описание:
Бияк, Л. Л. Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных проектов / Л. Л. Бияк, С. А. Ненуженко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12543/ (дата обращения: 17.12.2024).
В условиях инновационной направленности развития рыночной экономики проектное управление становится все более актуальным, поскольку для реализации определенных целей и задач необходимы специфичные технологии управления. Проектный подход является одной из таких технологий.
Важной особенностью проектного управления является достижение целей в условиях ограниченности ресурсов. Оно является весомой составляющей конкурентного преимущества. Сегодня эта практика успешно применяется как в экономически развитых странах, так и развивающихся. Область применения проектного подхода достаточно велика, практически во всех сферах экономической и социальной деятельности.
Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять не только на предприятиях государственного сектора, но и в бизнесе.
Особенно значимым проектное управление становится в период кризисов. Г. Керцнер, один из ведущих мировых экспертов, говорит о том, что в сложной рыночной и финансовой ситуации тщательный отбор проектов и безупречное их исполнение предпочтительнее сокращения кадров и остановки в развитии [1]. Он также полагает, что компании, не практикующие проектный подход, станут его использовать не просто как эффективный способ выживания, но и для роста в сложных условиях.
Современные тенденции в управлении проектами характеризуются активным сотрудничеством государственных структур и бизнеса в области проектного управления. А также отмечается внедрение методологии проектного подхода в органы государственного управления.
А. В. Полковников, президент Ассоциации проектами СОВНЕТ, в своей статье «Управление государственными проектами в разных странах» приводит примеры реализации проектных подходов в разных странах мира. Так, в Великобритании в 2011 году создан Департамент приоритетных проектов (Major projects authority). Необходимость наличия такого проектного офиса государственного уровня была вызвана проблемами с государственными проектами. В его задачи входит обеспечение экспертной и управленческой поддержки государственных проектов. Портфель приоритетных проектов правительства включает около 200 проектов с бюджетом около 500 млрд. фунтов. Среди них — проекты развития инфраструктуры, оборонные проекты, проекты информационных технологий.
Подобные проектные офисы существуют в Австралии, Сингапуре, Канаде.
Для управления государственными проектами в Великобритании был разработан широко применяемый во всем мире стандарт — PRINCE2. Помимо данного стандарта, в настоящее время государственные структуры также активно применяют гибкое управление проектами, используя методики Agile.
В Японии для реализации государственных программ, проектов по развитию инфраструктуры была разработана методология P2M (Project and Program management). Сегодня данная модель используется во всем мире как инструмент внедрения инноваций.
Модель оценки зрелости организации в области управления проектами, программами и портфелями проектов была разработана в Великобритании. А с 2011 года в Австралии процедура стала обязательной для прохождения всеми государственными организациями. Она позволяет совершенствовать компетенции в рамках комплексной программы развития организации.
В правительственных организациях разных стран используются специфические модели оценки компетентности специалистов по управлению проектами. Так, в Соединенных штатах Америки система сертификации связана с компетентностью в области управления контрактами. В Австралии большая часть компетенций в системе сертификации относится к управлению проектами, но есть компетенции из области оказания государственных услуг.
В России с 2014 года проводится конкурс профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп». В рамках данного конкурса проводится оценка общего руководства проектной деятельностью в организации, компетентность сотрудников, обеспеченность проектов ресурсами, соответствие процессов управления проектами процессам функционирования организации.
Интерес к конкурсу растет. Число участников с 2014 года по 2016 год увеличилось в четыре раза. Особенно отмечается рост числа участников из восточных регионов России: в три раза от Сибирского федерального округа, в два раза — от Дальневосточного и Уральского федеральных округов [3].
Сегодня в мире отмечается рост международных проектов. Многие представители государственных структур за рубежом отмечают важность проектного управления для экономики государства, его развития и конкурентоспособности. Соответственно, России необходимо создавать свои методологии и стандарты в области проектного управления [2].
В Российской Федерации в последние годы делается существенный акцент на применении проектного подхода для реализации государственных программ. Государственные программы рассматриваются как инструмент взаимодействия между стратегическим и бюджетным планированием.
Государственные программы включают в себя сложный комплекс целей и задач, инструменты государственной политики, обеспечивающие стратегические приоритеты в социально-экономической сфере.
Реализация государственных программ в России направлена на улучшение качества жизни, развитие инноваций и модернизацию экономики. Программная структура расходов федерального бюджета в млн. руб. представлена на рисунке1.
Рис. 1. Структура финансирования государственных программ РФ
Проектный подход является эффективным средством достижения запланированных результатов, поскольку определяет общую конечную цель, зоны ответственности всех участников, предусматривает мониторинг и контроль на каждом этапе программы.
В 2016 году в Аппарате Правительства Российской Федерации был создан Департамент Проектной Деятельности. Было определено 11 приоритетных направлений, в рамках которых определены приоритетные проекты (таблица 1).
Таблица1
Приоритетные направления стратегического развития
Социальный блок |
Блок развития экономики |
Здравоохранение |
Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
Образование |
Экспорт |
Моногорода |
Реформа контрольной и надзорной деятельности |
Безопасные и качественные дороги |
Производительность труда |
ЖКХ |
|
Ипотека и арендное жилье |
|
Экология |
Постановлением от 15 октября 2016 года № 1050 утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Положение определяет порядок организации проектной деятельности, утверждает функциональную структуру управления проектной деятельности [5].
Распоряжением от 15 октября 2016 года № 2165-р утвержден план первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016–2017 годы [6].
Принятые решения должны способствовать реализации приоритетных проектов (программ) по стратегическим направлениям развития.
Существующие нормативно-правовые акты Российской Федерации представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Нормативно-правовые акты РФ
Однако, несмотря на активные меры Правительства Российской федерации по внедрению проектного подхода, эксперты называют ряд сдерживающих факторов, негативно сказывающихся на результатах отдельных проектов. Среди них:
‒ Недостаточный уровень подготовки специалистов;
‒ Низкая мотивация участников, в том числе высшего руководства;
‒ Недостаточно проработанная методология;
‒ Недостаточное взаимодействие программ разных уровней.
Сегодня специалисты по управлению проектами отмечают рост потребности в комплексных проектах, увеличивается число проектов, направленных на устойчивое развитие. Однако существующие стандарты недостаточно проработаны в данном направлении.
Практическая значимость проектного управления для экономики государства, его позиционирования на международном уровне очевидна. Это в свою очередь требует разработки и совершенствования национальных стандартов, подготовки компетентных специалистов, адаптации к современным международным моделям, оптимизации государственных организационных структур.
Литература:
- Управление проектами в условиях глобального кризиса. — Московское отделение Project Management Institute- https://pmi.ru/articles/articles/1171/
- Управление государственными проектами в разных странах.- Проектная практика- https://pmpractice.ru/knowledgebase/publications/?id=3307&detail=Y
- «Проектный Олимп» продолжает набирать популярность.- Аналитический центр при Правительстве РФ — http://ac.gov.ru/commentary/011564.html
- Роль и место проектов при разработке и реализации государственных программ — Аналитический центр при Правительстве РФ — http://ac.gov.ru/files/content/10419/gorovaya-pdf.pdf
- Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 1050 Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации- http://government.ru/docs/all/108628/
- Финансирование Госпрограмм — Портал Госпрограмм РФ — https://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin