Формирование сберегающего образа мышления современного человека не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровьесберегающих технологий при обучении в высшей школе вызвано тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья. Будущие специалисты должны понимать важность в отношении сохранения и укрепления своего здоровья, вырабатывать собственный стиль здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающее мышление, культура питания, рациональный режим, анализ продуктов питания, опрос студентов.
The formation of a saving way of thinking of a modern person cannot be torn out of the general education system. The need to study health-saving technologies when studying in higher education is due to the fact that one of the main problems of student youth is the lack of motivation to maintain and improve their health. Future specialists should be important in terms of maintaining and strengthening their health, develop their own style of healthy lifestyle.
Keywords: health-saving thinking, food culture, rational regimen, food analysis, student survey.
Состояние здоровье граждан в целом и студенческой молодежи в частности, представляет собой значимым показателем социально-экономического благополучия государства. Включение в рацион рафинированных продуктов, которые содержат разные пищевые добавки, низкая физическая активность, отсутствие режима питания осуществляет к появлению недостатков со здоровьем, поэтому актуальным остается вопрос предприятия питания учащейся молодежи и развитие здоровье сберегающего мышления.
Здоровьесберегающее мышление — вид предельного мышления, который направлен на сохранение личного здоровья и который является базой в квалифицированной работы.
Задачи создания здоровье сберегающего мышления: понимание приоритета здоровья в системе жизненных ценностей; мотивация личного здоровье сберегающего поведения в быту и квалифицированной работы; владение системой понятий о культуре питания и потребления.
Значимым элементом практико-ориентированного обучения выступает собой развитие здоровье сберегающего мышления у предстоящих экспертов общественного питания, которые занимаются разработкой новых продуктов, блюд и рационов для питания разных видов граждан.
Культура питания — один из главных факторов, которые определяют уровень качества существования человека и которые формируют ответственное отношение к своему здоровью. У обучающихся младших курсов изменяется привычный уклад существования, что ведет к нарушению режима питания, равновесии рациона, и как следствие, к развитию заболеваний пищеварительной организации, гипертонии, неврозам и др.
Целью этой работы представляет собой анализ особенностей питания обучающихся, которые обучаются по направлениям подготовки 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 38.03.07 Товароведение.
Для изучения недостатков в предприятия питания обучающихся планируется ряд мероприятий: на платформе «Google формы» создать и провести опрос «Мы есть то, что мы едим», благодаря которой получим информацию о характере питания обучающихся.
В опросе примут участие 200 человека: студенты высшего образования и среднего профессионального; женщины, мужчины.
Был изучен режим питания учащихся в % отношении:
— соблюдают
— не соблюдают режим питания.
Рациональный режим питания содействует ритмичной и продуктивной работе пищеварительной организации, нормальному перевариванию и усвоению пищи, высокому уровню обмена веществ.
При любом режиме питания последний прием пищи должен быть за 2−3 часа до сна, так как органы пищеварения нуждаются в отдыхе.
Анализ предварительного опроса на соответствующий вопрос показал, что 60 % студентов ужинают за 2−3 ч до сна, 19 % — за 1 ч, 6 % — не ужинают, а 15 % принимают пищу ночью, что может привести к истощению пищеварительных желез.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проблемы в организации приема пищи студентами существуют и требуют приведения в соответствие с физиологически обоснованными 3-х и 4-х разовыми режимами питания. Завтрак перед работой или учебой необходим, так как различные повреждающие факторы сильнее влияют на человека, приступившего к работе натощак. Анализ продуктов, употребляемых студентами на завтрак, показал следующее: 35 % предпочитают чай или кофе с бутербродом или хлебобулочным изделием; 28 % имеют полноценный завтрак (кашу/омлет, мясное или овощное блюдо), 12 % отдают предпочтение кисломолочным продуктам (йогурт, кефир, творог), 11 % пьют только чай или кофе и 13 % опрошенных не завтракают.
Результаты опроса показали, что завтрак представлен преимущественно продуктами, являющимися источником быстрых углеводов, что не позволяет обеспечить организм необходимой энергией. Анализируя ответы на вопрос о продуктах, составляющих ежедневный рацион студентов, выявлено: 54 % ежедневно отдают предпочтение мясу и мясопродуктам; 53 % молоку и молочным продуктам; 51 % овощам, фруктам и ягодам; 31 % крупам; 25 % макаронным изделиям; 19 % продуктам быстрого приготовления; 7 % рыбе и морепродуктам и 3 % бобовым.
Данные позволяют сделать вывод об отсутствии дефицита полноценного белка в рационе большинства студентов. Проанализированы данные по продуктам, редко употребляемым студентами. Нечасто студенты употребляют рыбу и морепродукты (54 %), что может быть связано с качеством и ценой этих продуктов на рынке города Махачкалы. Однако отсутствие в рационе рыбы может привести к дефициту полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для нормального функционирования организма.
Любимыми продуктами для 67 % студентов являются кондитерские и мучные кондитерские изделия, для 61 % — овощи, фрукты, ягоды, орехи, 47 % — мясо и мясопродукты, 38 % — молоко, молочные продукты, 26 % — колбасные изделия, 22 % — снеки (чипсы, сухарики), фастфуд, 15 % — рыба и морепродукты, 12 % — яйца. В качестве перекуса респонденты отдают предпочтение булочке с чаем/йогуртом — 76 %, фруктам и орехам — 32 %, снекам, шоколадным батончикам и газированным напиткам — 27 %.
Вместе с тем, 38 % опрошенных студентов злоупотребляют сладким, 69 % иногда злоупотребляют мучным; 10 % никогда не злоупотребляют сладким и мучным. Большая часть (48 %) студентов питаются в столовой или буфете при учебном заведении, 26 % предпочитают предприятия общественного питания вне учебного заведения, 26 % берут обед с собой из дома.
Тепловая обработка нужна для доведения изделия до кулинарной готовности. В процессе тепловой обработки изменяются первоначальный свойства и структура изделия. В ответах на вопрос «Какой способ тепловой обработки Вы используете очень нередко при приготовлении пищи?» показал, что большинство обучающихся чаще варят и жарят — 40 и 31 % соответственно. Варка приводят к большой потере полезных веществ, а жарка увеличивает содержание жира в продукте и ведет к образованию токсичных соединений. Варка на пару — более щадящий режим тепловой обработки, но применяют его только 4 % респондентов. Анализ обучающимися их рациона показала, что приблизительно половина которые опрошены считает, что их рацион не помогает им быть здоровыми — 52 %, 48 % устраивает их рацион питания. Но 97 % респондентов согласны с утверждением, что верное питание содействует сохранению и укреплению здоровья. Нерациональный подход к предприятия собственного питания 38 % которые опрошены объясняют недостатком времени и средств, 30 % — неорганизованностью режима дня, 14 % — недостатком информации для составления уравновешенного рациона, 11 % не думают о нужды правильно питаться, 7 % полагают, что здоровое питание не может быть вкусным.
Анализ результатов опроса показал, что в организации питания студентов можно выделить ряд положительных моментов:
— студенты принимает пищу 3−4 раза в день;
— в ежедневном рационе большинства респондентов присутствуют мясо и мясопродукты, молочные продукты, являющиеся источником полноценного белка;
— фрукты, овощи, ягоды, крупы являются наиболее часто употребляемыми продуктами;
— почти треть студентов имеет полноценный завтрак (горячее блюдо);
— в качестве перекусов продукты быстрого приготовления употребляются редко.
Результаты, которые получены в ходе опроса говорят о том, что часть обучающихся имеют вполне большой степень культуры питания. Но проблемы, как и прежде, имеются:
— завтрак большинства обучающихся включает лишь чай или кофе с бутербродом (хлебобулочным изделием), что не помогает обеспечить организм всеми которые необходимы пищевыми веществами;
— любимыми продуктами являются кондитерские и мучные кондитерские продукта, которыми студенты часто злоупотребляют, так же, как и жирной пищей, что ведет к излишней массе тела;
— большая часть респондентов использует варку и жарку в качестве способов тепловой обработки, но данные способы лишают продукты большой сегменты их первоначальных полезных свойств.
Анализ режима и рациона питания обучающихся, помогает осуществить вывод, что нужно формировать здоровье сберегающее мышление у обучающихся, просвещать их в вопросах составления уравновешенного рациона питания, а также вводить продукты, богатые биологически активными веществами — фрукты, ягоды и овощи.
Литература:
- Антипов Е. Ф., Прокопенко С. Т., Широкожухов В. В. Физиология питания: учеб. пособие. CПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.
- Каня И. П. Физиология питания: учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. экон. ин-та, 2007.
- Технология продукции общественного питания: учебник / А. И. Мглинец и др. СПб.: Троицкий мост, 2010.
- Здоровье сберегающее образование: современные факторы развития. Под редакцией Н. И. Дворкиной, О. Г. Лызаря.-Самара: ООО «Офорт», 2016.-205с.