Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Куськало, Н. П. Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края) / Н. П. Куськало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37159/ (дата обращения: 22.12.2024).



Enhance able attention is lately spared to the problems of maintenance (maintenances) of health for the representatives of different groups of different professions. In this connection, the row of measures is conducted on strengthening of this phenomenon. The factor of health in increasing frequency becomes a priority value for the representatives of different professions, including for teachers. The theoretical review of literature is conducted on a theme: health, professional health, and professional psychological health of teachers. A professional health of teacher, that plugs in itself a psychological aspect, is the important factor of success of professional, educational process supervised by him, but to success of development of personality of his students.

Keywords: health, professional health, professional psychological health of teachers

Бугров С. А. рассматривает психологию здоровья как свойство организма сохранять данные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающих работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность. [5, с. 164] Также он рассматривает психологию здоровья как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие как профессиональную надежность, так и работоспособность во всех условиях деятельности [2, с. 127].

Психологическое здоровье выступает в качестве способности человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать информацию, позволяющую гибко и мобильно выстраивать жизненные сценарии и на основании этого успешно реализовывать их в быстроменяющейся, агрессивной среде [4, с. 58]. Как отмечают психологи, психологическое нездоровье наступает только тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности, а также когда не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя адаптивное поведение и удовлетворительные отношения. Исходя из этого, психологическое здоровье является основополагающим для соматического здоровья. И именно психологическое здоровье человека выступает в качестве предпосылки развития профессионального здоровья [1, с. 91].

Следует отметить, что психологические аспекты профессионального здоровья педагогов средних образовательных учреждений зависит от гибкости преподавателя, то есть от его умения быстро реагировать на изменение ситуации, быстро переключаться с одного вида на другой, это можно наблюдать при проведении уроков [3, с. 77]. Также зависит от импульсивности, она заключается в способности учителя часто импровизировать на уроке. Третьим аспектом профессионального здоровья выступает устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации. Учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели. Четвертым аспектом является наличие личностной тревожности. Характеристиками учителя являются эмоциональная напряжённость, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам. При отсутствии личностной тревожности перечисленных симптомов нет. К следующему аспекту относят стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся. Учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения. И наконец шестым аспектом является то, что в неблагоприятных ситуациях направленность рефлексии на себя, то есть при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя [6, с. 125].

По результатам эмпирического исследования, полученных в ходе исследования педагогов г. Владивостока и сельских поселений Приморского края, можно свидетельствовать о том, что 40 % преподавателей сельских школ имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, также они удовлетворены своей работой, личными достижениями, общением с близкими людьми. В тоже время у них ярко выражены негативные эмоции, которые проявляются в чувстве стыда и страха. Преподаватели находятся во второй фазе эмоционального выгорания «резистентности», обладают высокой эмоциональной устойчивостью, адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности, реально оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.

Среди преподавателей г. Владивостока низкий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 45,5 %. Также количество здоровых людей, но имеющих неблагоприятный прогноз выше в два раза, по сравнению с преподавателями сельских школ. Они также удовлетворены своей работой, личными достижениями, общением с близкими людьми. Находятся во второй фазе эмоционального выгорания-сопротивления. И наконец для них характерен высокий уровень адаптационного потенциала; средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; высокий уровень коммуникативных способностей и моральной нормативности.

Литература:

  1. Ахмерова С. Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие учителя / С. Г. Ахмерова // Вестник Башк. пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2013. — № 1. — 10–16 c.
  2. Березовская Р. А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. — 221–226 c.
  3. Вековцева Т. А., Резанович И. В. Методы профессионального саморазвития преподавателя // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.
  4. Гольцева Т. П. Особенности профессиональной деятельности преподавателей, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник ТГПУ. 2012. № 6. — 226–232 c.
  5. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П. И. Калью. — М, 2013.
  6. Митина Л. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Л. М. Митина // Нар. образование. — 2013. — № 9–10. — 166–170 c.
Основные термины (генерируются автоматически): аспект, владивосток, высокий уровень, личностная тревожность, профессиональное здоровье, психологическое здоровье, психология здоровья, свойство организма, эмоциональная устойчивость.


Ключевые слова

здоровье, профессиональное здоровье, профессиональное психологическое здоровье педагогов

Похожие статьи

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Значение физической подготовки в воспитании студентов

В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Похожие статьи

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Значение физической подготовки в воспитании студентов

В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Задать вопрос