Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 1317 раз

Библиографическое описание:

Губанихина, Е. В. Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35897/ (дата обращения: 17.12.2024).



This article discusses various ways to preserve the health of the teacher in the conditions of a modern comprehensive school. Attention is drawn to a set of measures necessary in a primary school teacher for health preservation. The possible outcomes of health-activity.

Keywords: zdorovesberezheniya, primary school, secondary school, teacher, teacher

Профессиональное здоровье учителя настолько значимо в настоящее время, что появляется необходимость создания специального направления восстановления и профилактики здоровья педагога.

Ключевым понятием данного направления становится профессиональное здоровье. Концепция Никифорова Г. С. говорит о том, что профессиональное здоровье — это свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Если обратиться к определениям Пономаренко В. А., Разумова А. Н., Пискунова В. А., то можно заметить сходство: все они определяют профессиональное здоровье как процесс развития и сохранения регуляторных свойств человеческого организма, его психологического, физического и социального благополучия, обеспечивающий высокую продуктивность профессиональной деятельности и максимальную продолжительность жизни.

Сформулируем определение, включающее в себя значимые компоненты выше представленных, и ориентируем его на учителя начальных классов. Профессиональное здоровье учителя — это совокупность свойств организма, позволяющая активизировать и сохранять защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивать высокую продуктивность педагогической деятельности, а также развитие личности педагога.

Основой профессионального здоровья учителя является его психическое здоровье как средство реализации себя автономным, активным субъектом жизнедеятельности. Психологическая работа с учителем имеет следующую цель — запустить новые механизмы, способные обеспечить формирование новых способностей к саморазвитию, к созданию интересов и мотивов быть здоровым.

Важно, достаточно ли осведомлен и грамотен учитель в вопросах здоровья и здоровьесбережения, ведет ли он здоровый образ жизни. Влияние учителя на ученика будет очень мало, если сам педагог не будет являться примером для подражания в ситуациях преодоления стресса, в рациональном подходе к питанию, в осуществлении и организации учебного процесса, в рациональном распределении учебной нагрузки, в предотвращении недостаточной физической активности.

Политика, направленная на сохранение физического благополучия педагога, требует реализации двух основных направлений здоровьесбережения:

  1. Сохранение здоровья учителей, более благополучных в этом отношении (физически крепких, молодых, ведущих здоровый образ жизни).
  2. Проведение целенаправленной профилактической работы с педагогами, имеющими хронические заболевания.

Каждому педагогу необходимо грамотно оценивать опасности, как своего здоровья, так и здоровья учеников, которые могут быть связаны с:

– нарушением гигиенических условий образовательного процесса (тепло, освещение, соответствие школьной мебели, чистота и порядок);

– невысоким качеством питания (в его содержательном и финансовом плане);

– ненормированным расписанием;

– недостаточной здоровьесберегающей направленностью технологий образовательного процесса;

– невысокой компетентностью учителя в вопросах здоровьесбережения;

– невозможностью в современных условиях организации учебного процесса реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая их физиологические, психологические особенности, состояние здоровья.

Тем не менее, следует отметить первостепенную значимость некоторых мероприятий, свойственных только образовательным учреждениям:

– расширение спектра двигательной активности;

– рациональная организация образовательного процесса и нормирование учебной нагрузки ученика и учителя; акцент при нормировании делается не столько на уменьшение или увеличение объема нагрузки, сколько на изменение характера образовательной деятельности в сторону преобладания активности взрослого и ребенка в самопознании, самообразовании, самостоятельной деятельности;

– внедрение в учебный процесс систематической информации (теоретической и практической) о человеческом здоровье на разных этапах его жизни, формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;

– повышение роли психологической помощи учителям и школьникам в обучении, в создании определенной среды, благоприятной в плане психического, физического и социального благополучия всех участников учебного процесса;

– создание условий для систематической научно-методической работы со специалистами, педагогами и родителями, целью которой является повышение уровня умений и знаний в области здоровья и здоровьесбережения.

При этом значимая роль в руках педагогического состава образовательного учреждения, который обладает информацией, необходимой для совершенствования школьной программы «Здоровье педагога — здоровая нация», где важным и обязательным фактором становится интеграция благополучия взрослых и детей во всех области здоровья: психического, физического и социального.

Программа должна обеспечивать:

  1. Физическое развитие учеников и учителей (через культуру спорта, труда, игры, регламентацию жизни).
  2. Психологическоее благополучие (формирование определенного климата уважения, понимания, доверия и одобрения интересов и деятельности друг друга).
  3. Продуктивное социальное взаимодействие (через коммуникацию и сотрудничество как в школе, так и за ее пределами).

Согласно школьной программе «Здоровье учителя» модель здорового педагога представляется таким образом:

http://noshisplp.ru/images/stati/osnovi-zdorovesberezheniya-uchitelya.png

Современные школы ставят перед собой следующие цели, помогающие учителям:

– создание комплекса рекомендаций по сохранению здоровья учителя;

– формирование у учителя потребности к ведению здорового образа жизни;

– помочь каждому педагогу в организации своей деятельности в пределах рабочего дня без нанесения вреда его состоянию здоровья.

Для поддержки и сохранения здоровья учителя важно применять:

– Оздоровительные упражнения: для осанки, для позвоночника, для шейного отдела позвоночника.

– Наблюдать за своим физическим здоровьем: достаточный сон; правильное полноценное питание; соблюдение норм личной гигиены; верное соотношение отдыха и труда; занятия различными видами спорта.

– Контролировать психоэмоциональный баланс: оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим; управление собственными эмоциями; любовь к самому себе.

Учитель, сохраняющий свое физическое и психологическое здоровье с успехом решает проблемы воспитания и обучения, подготавливает подрастающее поколение, удовлетворяющее социальному заказу общества (конкретным психологических качествам), мотивирован к педагогическому труду, открыт для постоянного самосовершенствования в профессии.

Анализ теоретических данных здоровьесбережения в условиях школьной среды позволяет нам сделать вывод, что реализация всех вышеперечисленных целей, задач и планов существенно сможет повысить шансы эффективного здоровьесбережения учителя, а также повысить эффективность его педагогической деятельности.

Литература:

  1. Губанихина Е. В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детский сад: теория и практика. — 2014. — № 11(47). — С.92–97
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006. — с. 607
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс, образовательный процесс, профессиональное здоровье, профессиональное здоровье учителя, учитель, высокая продуктивность, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, социальное благополучие.


Похожие статьи

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Похожие статьи

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Методическая работа в направлении здоровьесбережения

В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема здоровьесбережения. Одним из условий здоровьесбережения в образовательной организации является эффективная методическая работа, направленная на формирование компетентности педа...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Задать вопрос