Проблема профессионального здоровья настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Основная задача безопасности труда — исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, для педагогических работников к таким факторам относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.
Ключевые слова : безопасность труда, профессиональные заболевания, здоровье.
Профессиональными принято считать заболевания, возникновение которых спровоцировано условиями труда.
В процессе трудовой деятельности на работников воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье.
Основная задача безопасности труда — исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов; приведение уровня их воздействия к уровням, не превышающим установленных нормативов, и минимизация их физиологических последствий — травм и заболеваний.
С ухудшением условий жизни уровень здоровья педагога снижается, что незамедлительно сказывается на качестве обучения. Возникает потребность быть здоровым, чтобы работать лучше. Состояние здоровья педагога определяется радом факторов, каждый из которых имеет определённое влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье, относятся: образ жизни педагога, влияние внешних (природно-экологических) факторов, влияние профессиональной деятельности. В основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, тогда становится ясной такая схема: физическое здоровье — психическое здоровье — профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Проблема профессионального здоровья настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях. Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:
1) интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;
2) нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;
3) напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения;
4) малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;
5) длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности вен нижних конечностей, а у худых людей — к опущению внутренних органов;
6) высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: — миопия (близорукость); — ларингит; — синдром хронической усталости; — гиподинамия; — остеохондроз. Причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха; снижение двигательной активности; эмоциональная перенапряженность; большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; использование авторитарного стиля руководства.
Среди профессиональных заболеваний педагогов, и различные неврозы, и всевозможные психопатичские состояния, плюс всевозможные психосоматические нарушения.
Если работник подвергается воздействию вредного фактора, обусловленного трудовым процессом, это еще не значит, что он обязательно заболеет. Мы говорим только о вероятности получения заболевания. Во многом исход такой работы зависит от индивидуальных особенностей организма в виде предрасположенности к разного рода заболеваниям, но определяющую роль играют методы профилактики.
К ним относятся: устранение негативного фактора из рабочего процесса. Замена производственного оборудования или материалов; уменьшение времени воздействия фактора на работника; технологические перерывы; обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты; обучение работников правилам пользования СИЗ; ознакомление работников с вредными факторами на рабочих местах; обучение работников правилам оказания первой помощи; физкультура и спорт; диспансеризация работников.
В настоящее время нет конкретных рекомендаций по оздоровлению педагогов с учетом специфики их деятельности, ни специалистов, имеющих возможность выполнить эту работу в образовательных учреждениях. Так как здоровое молодое поколение может воспитать только здоровый преподаватель, необходимо сначала сформировать здоровый образ жизни у педагога. Необходимо определить критерии и уровень здоровья педагога, подходы к формированию здорового образа жизни и методы коррекции тех или иных отклонений здоровья в начальной стадии.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
— лечебно-оздоровительные упражнения: упражнения для позвоночника, упражнения для осанки, упражнения для шейного отдела позвоночника;
— следить за своим физическим здоровьем: полноценное питание, достаточный сон, соблюдение правил личной гигиены; режим труда и отдыха, занятия спортом;
— соблюдать психоэмоциональное равновесие: позитивное мышление, оптимизм, управление эмоциями, доброжелательное отношение к людям, любовь к себе.
Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния его здоровья зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Хосман А. В. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. -2-е изд. Стер/А. В. Хосман — М.: Химия, 1999. — 400 с.
- Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н. П. Абаскалова. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 316.