Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 2206 раз

Библиографическое описание:

Овчинников, О. А. Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры / О. А. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 505-509. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80655/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной разработке ее актуальных проблем.

Современный уровень развития теории физической культуры и теории спорта, а также практические потребности преодоления кризиса, вызванного снижением интереса различных категорий населения к занятиям физическими упражнениями, необходимость перестройки тренировочного процесса актуализировали проблему переосмысления их исходных оснований. Философия, как известно, изучает мир в его предельных основаниях в соотношении «Сущего» (каков мир есть сам по себе) и «Должного» (каким бы хотелось видеть его человеку).

Как и ранее актуально сегодня звучат слова К. Маркса о том, что мир не устраивает человека и он своими действиями преобразовывает его. Человек, по его мнению, не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а есть совокупность общественных отношений [3, 264 с.]. Призыв его к связи науки с практикой как чувственно-предметной общественно-исторической деятельностью никогда не может утратить мотивационную силу в деятельности исследователей в области физического воспитания и спорта независимо от популярности его автора. Более того, как показала жизнь, методика и практика тренировочно-спортивного и оздоровительно-воспитательного процесса, построенные в советские времена на этих принципах, оказались настолько живучи, что стали приемлемы для многих зарубежных стран. Тем не менее, они помогли устоять ранее сложившейся системе физического воспитания и спорта в разрушительный перестроечный период и сохранить свой деятельный потенциал в трансформирующихся постсоветских обществах.

На современном этапе, который определяется как эпоха информационно-глобализованной цивилизации, марксизм утратил на постсоветском пространстве свое господствующее положение как единой идеологической системы, а потому в поливариантности философских дискурсов необходимо определить место мировоззренческих и методологических оснований спорта и физической культуры. Речь идет о формировании относительно самостоятельного направления в теоретической системе физкультурно-спортивного знания — философии спорта, которая имеет определенную историю своего становления.

Примерно в средине ХХ столетия, одновременно с западным развитием философии спорта, формировалось гуманитарное направление физкультурно-спортивной науки и в СССР. В послевоенный период Советский Союз уверенно приобретал и утверждал свою позицию в мировом спорте, благодаря которому в условиях «холодной войны» в победах на Олимпийских играх подтверждалась мощь государства. «Давая спортсменам установку «играть и выигрывать», правительство СССР расценивало в победах повышение престижа страны, а также пропаганду социалистического образа жизни» [2, С. 221].

Кафедре философии ГЦОЛИФК (нынешний РГУФКСМиТ) во главе с В. И. Столяровым в 1972 г. было поручено возглавить общее руководство отечественными исследованиями по философии и социологии спорта. Он лично издал более 300 монографических работ, в которых поднял широкий круг философско-гуманитарных проблем физкультурно-спортивной науки и, таким образом, заложил основы современной отечественной «философии спорта». В результате проведенной работы в стране наряду с профессионально-теоретическими и методическими публикациями оформилось гуманитарное направление, научные исследования в котором касались философских вопросов спорта. В советское время веховыми изданиями являются работы этого ученого «Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта» (1984) и «Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы» (1997). Мы полагаем, что именно В. И. Столяров заложил фундамент гуманистической философской традиции исследования спорта как социокультурного феномена в СССР. Особенно высока его роль как философа, разработавшего в 1990 году новый спортивно — гуманистический проект под названием «СПАРТ» (англ. Spirituality — духовность, Sport — спорт и Art — искусство), на основе которого с 1991 г. в 20 регионах России развивается «спартианское движение», реализующее на практике идею красоты и гуманизма спорта [5, С. 13].

М. М. Ибрагимов отмечает, что журнал «Теория и практика физической культуры», основанный в 1925 г., играет значительную роль в разработке философских вопросов спорта и практики физической культуры, которые он постоянно держит в поле зрения и периодически систематизирует «Круглые столы», дискуссии, на которых обсуждаются актуальные вопросы спорта. В 2000 году журнал совместно с кафедрой философии и социологии Российской государственной академии физической культуры провел «круглый стол» на тему: «Философия и социология спорта в XXI веке». Там, в частности, отмечалось, что «наши представления о спорте и сам понятийный аппарат во многом уже не соответствуют действительности» [6, С. 115]. Участники «круглого стола» поставили непростую задачу — «концептуально прописать новые функции спорта в современном мире», для чего необходимо начать новый этап философско-социологического осмысления современного спорта [2, С. 221].

Благодаря предпринятым усилиям в России сложилась целая когорта ученых, которые занимаются философскими проблемами спорта: В. И. Столяров, И. М. Быховская, А. Е. Егоров, Л. И. Егорова, Н. А. Пономарев, В. А. Пономарчук, М. Я. Сараф, Н. С. Родниченко, Р. А. Пилоян, В. П. Моченов, Н. Ю. Мазов, В. В. Кузнецова, А. А. Передельский.

Развивая прежние традиции, в Москве в марте 2012 г. кафедрой философии и социологии РГУФКСМиТ совместно с АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта» был проведен «круглый стол» на тему «Философия и социология спорта как метанаучная и научная дисциплина», которая вызвала неоднозначную реакцию среди философской и физкультурной общественности. Учитывая интерес научных кругов к проблематике философии спорта и в связи с наличием дискуссионных положений в существующей периодике [1, 180 с.], по поручению редакции профессор Ибрагимов М. М. обратился к одному из известных ученых в этой области российскому профессору Столярову В. И. с вопросами об особенностях и специфике его взглядов на сущность современного философско-спортивного мировоззрения.

Хотелось бы остановиться и обсудить результаты исследований доктора философских наук, профессора Столярова Владислава Ивановича. Он является автором многочисленных публикаций (более 700 работ) по логико-методологическим, социально-философским, культурологическим и другим философским проблемам физической культуры, спорта и олимпийского движения. Недавно он издал очередной фундаментальный труд «Философия спорта и телесности человека», который приурочил к своему 75-летию. В монографии затронуты вопросы, касающиеся современного видения социально-культурологической сущности спорта [7, 776 С.].

В понимании философии спорта Столяров В. И. исходит из той общей интерпретации философских проблем. Согласно вышеизложенному, эти проблемы возникают тогда, когда пытаются, выйдя за пределы непосредственно воспринимаемых явлений, фиксирования данных эмпирического опыта в отношении сознания, культуры, поведения человека. Так же какой-то иной человеческой деятельности (научной, трудовой, политической, экономической, спортивной и др.) для того, чтобы осознать и осмыслить их фундаментальные предпосылки, определить предельные основания. Таковыми являются те ценности, идеалы, смыслы, целевые установки и т. п., которые определяют характер, содержание, значение и даже само существование этих форм социального бытия и жизнедеятельности людей.

Такое понимание философии разделяет большинство современных философов. Например, знаменитый канадский философ Э. Зейглер, говоря о взаимоотношениях философии и науки, пишет: «Сами научные факты проводят границу между наукой и философией. Конечно, факты устанавливаются наукой, но решения людей больше зависят от того, что они думают об этих фактах и как они с ними справляются. Философия начинается с фактов, но продолжает их синтез. Мы входим в сферу философии — сферу смысла и смысла — когда нас интересует окончательный смысл этих фактов. Он рассматривает философов как ученых, «несущих, возможно, главную ответственность за мировоззрение и ценности тех обществ и культур, в которых они живут».

Согласно этому пониманию, основная цель философского осмысления спорта и других связанных с ним явлений (например, олимпийского движения), а также процесса их осознания и познания — выйти за пределы созерцания, исправить эти явления, выявить их конечные основы, то есть обосновывают их объективность и возможность их познания, раскрывают их социальный характер, социальную значимость и смысл, основные принципы, идеалы, цели, место и роль в системе общечеловеческой культуры.

По мнению известного философа, члена МОК и президента Международной олимпийской академии Н. Ниссиотиса: «Олимпийская философия не может ограничиваться внешними и легко узнаваемыми даже на уровне обыденного сознания проявлениями Олимпийских игр. Он должен «проникнуть в эту систему ценностей и понять корни, лежащие в природе Игр», и, таким образом, понять истинный смысл олимпийской идеи, истины олимпизма, которая объединяет все принципы ценностей. В соответствии с таким пониманием, основная цель философской рефлексии спорта и других связанных с ним явлений (например, олимпийского движения), а также процесса их осознания и познания усматривается в том, чтобы, выйдя за пределы созерцания, фиксирования этих явлений, выявить их предельные основания, т. е. обосновать объективность и возможность их познания, раскрыть их социальную природу, социальный смысл и значение, фундаментальные принципы, идеалы, целевые установки, место и роль в системе общечеловеческой культуры и т. д.

В связи с умозаключением Никоса Ниссиотиса, Владислав Иванович считает, что по любому более или менее сложному вопросу высказываются различные мнения.

Например, острые дискуссии вызывают вопрос о том, что такое спортивное соревнование и вообще спорт. Естественно, возникает желание (а особенно у ученого) выяснить, кто прав, а кто заблуждается. Предельным основанием всех этих споров — в частности применительно к спорту — является ряд философских проблем: «А возможно ли вообще познать те или иные явления (в том числе и в спорте)?», «Что такое вообще истина?», «Можно ли истину отличить ее от заблуждения?», «С помощью каких средств, форм, методов можно отличить истину от заблуждения?» и так далее.

Пример второй. В отношении деятельности тренера в спорте высших достижений (например, в боксе) существует много различных проблем, которые непосредственно не имеют отношения к философии. Это, к примеру, вопросы о подготовке и повышении квалификации данного специалиста, о том, какой должна быть его зарплата, как (с помощью каких средств, по какой методике) он должен строить тренировочный процесс, чтобы подготовить боксера высокого класса. Но конечным основанием деятельности такого тренера являются философские проблемы: какой социальный смысл она имеет, какова ее социальная значимость, каким культурным ценностям соответствует, нужно ли вообще готовить такого спортсмена, который, выйдя на ринг для достижения победы, будет стремиться нокаутировать соперника и тем самым нанести ему серьезную травму (а может быть даже лишить жизни)? Аналогичные философские вопросы возникают не только относительно деятельности тренера в боксе, но бокса в целом, спорта высших достижений вообще. Таким образом Столяров В. И. высказывался об анализе и обобщения им философских проблем спорта.

В 1927 г. известный философ Макс Шелер обращал внимание в осмыслении философских проблем спорта: «Вряд ли какой другой феномен в мире заслуживает сегодня в такой же степени глубокого социально-философского и психологического изучения как спорт».

На собрании, посвященном 25-летию Немецкого спортивного союза, федеральный канцлер в начале своего доклада заявил: «О спорте всегда слишком много философствовали, а лучше им нужно просто больше заниматься», известный немецкий философ и олимпийский чемпион Ганс Ленк, возражая ему, сказал: «Напротив, в последние годы о спорте слишком мало философствовали».

Таким образом, в настоящее время прослеживается повышение значимости философских проблем спорта. Прежде всего, это определяется крайне сложным и противоречивым характером его развития и связи со всеми сторонами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой и др.), а также интенсивного развития научных исследований в области спорта. Крайне важным (в том числе в практическом плане) является, например, социально-философский анализ проблемы связи спорта и олимпийского движения с политикой. Не менее важное значение имеет философско-методологический анализ проблем введения, оценки и унификации понятий, форм и методов построения научной теории, дифференциации и интеграции научного знания в области спорта. Только невниманием к этим проблем можно объяснить низкую результативность многолетних споров по поводу основных понятий «спортивных наук», попыток перехода с эмпирического на теоретический уровень анализа спорта, разработки интегративных наук о спорте. Серьезного внимания заслуживают и философские проблемы телесности человека. Во многом это связано с тем, что в последнее время в общественном сознании формируется настоящий культ тела, что служит основанием для вывода о кардинальных изменениях (и даже «революции») в отношении современного человека к своей телесности.

Литература:

  1. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность [Текст] / И. М. Быховская. — М., 1993. — 180 с.
  2. Ларшина, Н. В. Спорт как отражение социокультурных трансформаций современной России [Текст] / Н. В. Ларшина // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия: Соц. науки. — 2004. — No 1. — С. 221.
  3. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения. — [2-е изд.]. Т. 42. — С. 264.
  4. Столяров, В. И. Спартианское движение — детище России и международное достояние [Текст]: Сборник / Сост. И ред.: д.ф.н. В. И. Столяров, к.ф.н. Е. В. Стопникова. — М: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2005. — 194 с.
  5. Столяров, В. И. Проект «СпАрт» / В. И. Столяров // Спортивно–гуманистическое движение СССР. Основные документы. — М., 1990. — С. 13–16.
  6. Столяров, В. И. Философия и социология спорта в ХХI веке [Текст] / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 6. — С. –46–56.
  7. Столяров, В. И. Философия спорта и телесности человека [Электронный ресурс] / В. И. Столяров // Введение в мир философии спорта и телесности человека. — М., 2011. –776 С. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17916578 (Дата обращения 28.04.2021 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): спорт, физическая культура, олимпийское движение, философская проблема спорта, кафедра философии, область спорта, проблема, социология спорта, гуманитарное направление, общечеловеческая культура.


Похожие статьи

Адаптивная физкультура: новые горизонты

Цель данной статьи- исследование перспектив развития физической культуры в России, изменение соотношения разных существующих форм физической культуры, возможность и необходимость появления новых форм физической культуры.

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Похожие статьи

Адаптивная физкультура: новые горизонты

Цель данной статьи- исследование перспектив развития физической культуры в России, изменение соотношения разных существующих форм физической культуры, возможность и необходимость появления новых форм физической культуры.

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Задать вопрос