В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.
In given article are considered such problems of the pedagogical science as, problems of valuables and целеполагания, but in the same way organization scholastic-exploratory activity учащихся on occupation, as bases of the shaping the abilities of any individual.
Целевые ориентации государственной политики республики Узбекистан в области образования были обозначены в следующих основных документах: законе «Об образование» [1], «Национальная программа по подготовке кадров» [2]. На основе этих документов в республики Узбекистан создана непрерывная система образования, которая является основой Национальной модели подготовки кадров. Национальная модель подготовки кадров направленна на всестороннее развитие человека.
Человек — самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек — замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.
В начале нового тысячелетия все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы жизни общества: культуру, науку, религию, образование. Поскольку образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно образование, изменив парадигму, должно стать социальным институтом, который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества. На наш взгляд, это одна из самых важных проблем в современном обществе.
Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной проблема целей, поскольку от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности были для него приоритетны и особенно значимы, зависело, в каком направлении строиться и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания: формирующее (проективное) и свободное. Формирующий подход базируется на том, что высшей целью образования является наиболее полное удовлетворение требований государства к личности, к выпускнику, который должен обеспечить прогрессивное развитие экономики, науки, техники. В рамках этого подхода на первое место выходят интересы государства. Второй подход — свободное целеполагание — предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности.
Несмотря на то, что реализация гуманистического подхода вызывает определенные трудности, большое значение имеет факт обсуждения учеными, педагогической общественностью необходимости изменения и совершенствования системы образования на государственном уровне. Основная тенденция модернизации общего образования заключается в активизации его развивающей функции. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие является важнейшей задачей. Изменившиеся политические, экономические, социально-культурные организационно — педагогические условия предопределили необходимость разработки новых подходов к построению более эффективной и адекватной дидактической модели образовательного процесса. В основу такой модели положен посыл о том, что деятельность учащихся и преподавателей в процессе обучения выступает в диалектическом единстве с одновременным сохранением руководящей роли преподавателя и активного, самостоятельного участия учащихся в учебном процессе. Задача данной дидактической модели — способствовать преодолению ряда неопределенностей, существующих в образовании. Можно выделить следующие факты действительности, связанные:
- С сосуществованием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;
- С определением роли проективного и свободного целеполагания;
- С конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиции государства) и антропоцентрического (самоценности человека как личности) подходов в образовании.
Согласно теории Л. С. Выготского [3], А. Н. Леонтьева [4] и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они облекаются в деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию того или иного типа деятельности. Таким образом, обучение в современных условиях проектно-технологического типа организационной культуры необходимо рассматривать как специально организованный процесс, в ходе которого учащийся осуществляет учебно-исследовательскую деятельность, выполняет учебные действия на материале учебного предмета. В ходе психологического процесса интериоризации («присвоения») эти внешние предметные действия превращаются в действия внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
В связи с вышеизложенным, учебно-исследовательская деятельность выступает как внешнее условие развития у учащегося познавательных процессов. Значит, образовательная задача педагогического процесса состоит в организации условий образовательной среды, стимулирующих исследовательскую активность каждого учащегося. При пассивном восприятии учебного материала не происходит развития познавательных способностей и формирования учебных навыков [5]. Следовательно, основой формирования в будущем способностей любого индивида может стать только его собственное действие в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Эта проблема актуальна для всех учащихся, поскольку именно учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследовательская деятельность является ведущим способом познания окружающего мира, это связующее звено между обучением и психическим развитием человека, один из универсальных типов мыследеятельности, адекватно соответствующий социокультурному предназначению образования [6]. Предполагается, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера.
Реализация этих хорошо известных истин сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на занятии учебной ситуации исследования, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и поставить эту задачу в такие условия, чтобы они побуждали учащихся к активному действию, создавали мотивацию исследования окружающей действительности.
Перечисленные выше проблемы отражают современное состояние образования. Но образование нельзя представить без воспитательных функций образования.
В общей теории воспитания, основы которой были заложены учеными энциклопедистами и просветителями: Абу Али ибн Сино, Абу Райхоном Беруни, Юсуфом Хос Ходжибом, Мунаввар Кори Абдурашидхоновым, Яном Амосом Коменским, Генрихом Песталоцци, Адольфом Дистервегом, Иоганном Гербартом, К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогики 80–90-х годов ХХ столетия А. Мунавваровым, К. Хошимовым, У. Нишоналиевым, Ж. Хасанбоевым, Э. Гозиевым, Р. Джураевым сформировалась собственно педагогическая теория воспитательной деятельности, являющаяся научным приоритетом Узбекистана.
Узбекистан издревле славился великими учеными и мыслителями. Они внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации и в значительной степени определили поступательное развитие мировой науки и культуры. Сегодня ученые Академии наук страны, продолжая традиции великих предков, трудятся на благо социально-экономического, научно-технического, культурного и духовно-нравственного развития независимого Узбекистана.
Академия наук Республики Узбекистан была основана в Ташкенте в ноябре 1943 года. Начальный этап ее становления ознаменован формированием научного потенциала, созданием ведущих научных школ, научно-исследовательских институтов и материально-технической базы. Однако академическая наука была ориентирована на решение задач, зачастую далеких от насущных потребностей Узбекистана.
Обретение Узбекистаном независимости в 1991 году явилось огромным историческим событием для всего народа, в том числе для научной и творческой общественности страны. Она положила начало новому этапу развития Академии наук и предоставила дополнительные возможности для проведения научных исследований. В частности, научные учреждения Академии наук наряду с формированием новых идей стали целенаправленно работать над приоритетными для нашей страны научно-техническими задачами, сосредоточив на них свои основные силы. С каждым годом росло число научно-технических и инновационных разработок востребованных отечественным производством.
Сегодня Узбекистан является крупным в Центральной Азии научным центром, обладающим развитой исследовательской материальной базой, обширным научным фондом, квалифицированными научными кадрами, чьи труды нашли признание во всем мире.
Научно-исследовательский комплекс республики включает в себя 362 учреждения академического, вузовского и отраслевого профиля, в том числе
– 101 научно-исследовательский институт,
– 55 научно-исследовательских подразделений вузов,
– 65 проектно-конструкторских организаций,
– 32 научно-производственных объединения и экспериментальных предприятия,
– 30 информационно-вычислительных центров.
Например, в области информационных технологий и теории информации изучаются проблемы алгоритмизации и моделирования сложных процессов и систем, в том числе системы оптимального автоматизированного управления и искусственного интеллекта, теории распознавания образов, обработки и защиты информации, создания компьютерных сетей и информационных технологий.
Таким образом, развитию науки в республике Узбекистан уделяется большое значение. Особо отмечено, что сильнейшими сторонами социально-экономического развития и инновационного потенциала Узбекистана являются инвестиции в человеческий капитал, исследования, объем государственных затрат на развитие образования и в целом состояние системы образования.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан об Образовании. –Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997–36
- Национальная программа по подготовке кадров.- Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т. Т.1. / А. Н. Леонтьев — М.: Педагогика,-1998. — 61 с., 235 с.
- Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 57–64.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: [учебник для сред. проф. образ.] / Н. Ф. Талызина. — 4-е изд.; стер. — М.: Академия, 2006. — 287 с.