В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.
Отмечая общенациональный характер национальной идеи, Президент нашей республики И. А. Каримов подчеркивает, что «главная цель идеологии национальной независимости — объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли» [7]. В этой мысли сформированы цели и задачи патриотического воспитания молодежи и она для нас имеет фундаментальное значение.
Национальная идеология является выражением целей и устремлений, интересов и потребностей общества, она придает смысл жизни личности, обогащает содержание бытия человека, мобилизует его физические и духовные силы на достижение высоких целей. «Не всякое мнение, понятие или точка зрения могут стать национальной идеей. Личное мнение — это своеобразный взгляд конкретного человека на те или иные явления, а общественная мысль, выражает синтезированное отношение к истории и действительности. Наконец, через идеи, данное отношение превращается в факт практического действия и даже в этап истории» [8]. Различают идеи созидательные и разрушительные. «Созидательные, благородные идеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеями руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию централизованного могущественного государства, по благоустройству отчего дома» [8].
Патриотизм Сохибкирана Амира Темура может служить идеалом самоотверженного служения отчизне, образцом патриотического воспитания молодежи. Особенно сейчас, когда идет интенсивная созидательная деятельность по укреплению независимости Республики Узбекистан и построению демократического общества. Необходимостью формирования национальной идеи в сознании и образе жизни людей требуется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодежи. В этих условиях особенно необходимо умение своевременно решать возникающие проблемы в сфере воспитания молодежи, работать творчески, демократично и целеустремленно и вести за собой молодежь. Успех здесь неразрывно связан с упрочнением политического сознания молодежи, с активным вовлечением ее в общественную и государственную жизнь, воспитанием у нее непримиримости к проявлениям несправедливости, стяжательства, коррупции и всему тому, что мешает демократическим преобразованием и социально–экономическому развитию в стране. Глубокая идейная убежденность, высочайшая гражданская ответственность за судьбу и будущее страны, моральная чистота, — эти требования сегодня с особой остротой предъявляются к каждому человеку, особенно к молодежи. Формирование патриотизма и гражданской культуры есть залог построения гражданского общества и правового государства в Узбекистане.
Несмотря на актуальность проблемы патриотического воспитания молодежи, к сожалению, в отечественной науке, особенно в сфере социальной философии, этики, мало специальных исследований по нашей теме. Некоторые диссертационные исследования и книги посвящены социально–философскому и социологическому анализу подготовки военных кадров, изучению девиантного поведения военнослужащих, национального и общечеловеческого в патриотическом воспитании [1, 2, 3, 4, 5, 6]. На сегодняшний день в них исследуются военно-патриотическое воспитание, а также обобщен передовой опыт работы по развитию социальной и политической активности молодежи.
Недостаточно разработаны общефилософские вопросы патриотического воспитания. Часто патриотическое воспитание трактуется как элемент социально–политического процесса, как реализация социальных и нравственных ценностей и организация свободного времени молодежи. Кроме того, патриотическое воспитание исследуется как проявление и содержание патриотического сознания, что и приводит к отождествлению патриотического воспитания и патриотического сознания.
Патриотическое воспитание это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму.
Национальная идея тоже субъективное явление, но она может стать реальным инструментом социально–педагогического воздействия благодаря формам и методам воспитания, пропаганды и просветительских мероприятий. Формы и методы педагогического воздействия, воспитания, пропаганды, обеспечивают единство субъективного и объективного, цели и процесса воспитания. Взаимосвязь национальной идеи и патриотического воспитания осуществляется также через различные формы и методы педагогического воздействия.
Патриотическое воспитание человека осуществляется в процессе собственной деятельности, характеризующейся определенной направленностью, формами и методами реализации. Для реализации своих патриотических чувств важны не только собственные желания, стремления, но и практика освоения социальной действительности. Содержательная и процессуальная сторона патриотизма и героизма детерминирована общественной потребностью, интересами и развитием социума, задачами укрепления независимости и обеспечения благосостояния общества. Но нельзя игнорировать то, что патриотизм и героизм есть проявление индивидуальной самоотверженности, индивидуального подвига, то есть активного включения индивида в решениие сверхзадач.
«Считаете ли вы себя патриотом своей страны?» На этой вопрос 61 % респондентов ответили «да», 32 % — «нет», 7 % — отметили «затрудняюсь ответить». Как видно из ответов большинства (61 %) респондентов молодежь считает себя патриотом страны и готова ради нее самоотверженно трудиться, учиться и быть примером для других в служении интересам общества и отчизны. В процессе интервьюирования и собеседования мы выяснили, что эта часть молодежи с уважением относятся к истории Родины, хорошо знает героические личности, любит народные традиции и обряды, активно участвует в их организации и проведении, изучает исламскую культуру и придерживается ее духовно-нравственной ценности. Примечательно то, что эти молодые люди глубоко ценят семейные отношения и традиции. Для них сохранение и укрепление семьи непременно оказывает позитивное влияние на духовность общества, на благополучие страны: семья создает благоприятные условия для человека в самоотверженном труде, во имя Родины, отчизны.
Результаты нашего исследования показывают, что современная молодёжь патриотизм и героизм воспринимает иначе, чем предшествующее поколение, выросшее и воспитанное в советское время. Для неё служить Родине — это защищать независимость Узбекистана, укреплять национальную государственность, возрождать культурное наследие узбекского народа, уважать его героические традиции, знать свою историю и культуру. Это не проявление национализма, а стремление молодёжи побольше узнать историю и культуру народа, желание быть полезным нации и Родине.
Вместе с тем, в ходе исследования обнаружилось, что некоторая часть молодёжи склонна к эгоизму, эпикуреизму, намерена жить для себя и для своего удовольствия. Это не может не тревожить учёных, педагогов и общественность. Поэтому патриотическое воспитание молодёжи остаётся одной из важнейших задач формирования всесторонне развитой личности.
Литература:
- Проблема патриотического воспитания будущих офицеров на этапе становления независемого Узбекистана. — Ташкент: ГФНТИ, 1996. — 108 с;
- Саифназаров И. Ватанпарварликнинг миллий ва умуминсоний жиҳатлари. — Тошкент: Меҳнат, 1997;
- Эшнаев Н. Ж, Ўзбекистон Республикасида профессионал ҳарбий кадрларни тайёрлашнинг ижтимоий-фалсафий асослари. Фалсафа фан номзоди… автореферати. — Тошкент: 2008;
- Аҳроров С. Ю. Ҳарбий хизматчилар шахсида девиант хулқ намоён бўлишининг ижтимоий хусусиятлари. Социология фан. номзоди… дисс. автореферат. — Тошкент: 2009;
- Очилдиев А. Миллий фазилатларимиз. Ватанпарварлик. — Тошкент: Муҳаррир, 2008;
- Қурбанов Р. Ю. Ёшларнинг ҳарбий ватанпарварлик руҳида тарбиялашда миллий ғоянинг ўрни (ижтимоий — фалсафий таҳлил). Фалсафа фанлар номзоди… дисс. автореферати. — Тошкент: 2008.
- Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент: Узбекистан, 2003. — С. 6–7.
- Азизхонов А. Т., Ефимова Л. П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. — Ташкент: НУУ им. М. Улугбека, 2005. — С. 277.