Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нурлигенова, З. Н. Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях / З. Н. Нурлигенова, А. Д. Тихонов, В. И. Безделов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 651-655. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26944/ (дата обращения: 16.12.2024).



В развитии общества есть периоды, когда в основе мировоззрения лежат идеи, обращенные к Родине, когда политические взгляды важны лишь тогда, когда они имеют связь с патриотизмом. Это — эпохи национального испытания, национального возрождения и становления новых государств, эпохи переломных этапов в их политической жизни. В эти периоды, когда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев и групп населения, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться.

Патриотизм представляет собой особо значимую духовную ценность, являющуюся основой единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе. Ее нельзя свести к узкому, однозначному пониманию. Она сложна, многогранна, неоднородна. Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и вера в собственные силы и силы общества. В конечном счете это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны. Таким образом, патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающая особое, возвышенное, преданное отношение человека к Родине. Не случайно утрата Родины, утрата чувства Родины всегда воспринимались людьми очень остро и болезненно.

Казахстанский патриотизм — явление уникальное, своеобразное. Об этом свидетельствует «многовековая и многотрудная история казахского народа», в которой до самой независимости определялась судьба, как страны, так и борьба казахского народа за свободу. Говоря словами президента Н. А. Назарбаева, «это борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков — скифов, гуннов, огузов, саков, уйсуней, канлы, кипчаков — до скорбных событий в декабре 1986 года» [1, c. 15].

Актуальность проблемы патриотизма для современного общества находит подтверждение в работах философов сегодняшних дней. Не отрицая идеологического влияния на понимание сущности патриотизма в конкретных исторических условиях, необходимо отметить, что непреходящими составляющими этого явления по нашему мнению, были, есть и будут любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Роль патриотизма как объединяющего начала в сложных, противоречивых и неоднозначных процессах, вызванных, с одной стороны, продолжающейся развитием всей системы общественных отношений в нашей стране, с другой стороны, глобальным финансовым кризисом, ставшим серьезным вызовом всему мировому сообществу. Нельзя не учитывать и тот факт, что становление суверенного Казахстана сопровождалось структурными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества — экономике, политике, социальной и духовной сферах. Они не могли не вызвать изменения в сознании людей, выразившиеся в утрате старых ценностей и установок, т. е. в недостатке мировоззрения.В результате в какой-то момент патриотическое сознание в обществе приобрело неустойчивый и неопределенный характер.

Наиболее сильно недостаток мировоззрения и появившаяся нравственно-идеологическая нехватка сказалась, безусловно, на молодежи как наименее защищенной и наиболее подверженной всякого рода идеям части населения. В этих условиях патриотическое воспитание студенческой молодежи, формирование у нее активной гражданской позиции и осознание ею ответственности за свое будущее и будущее своей страны становится важнейшей задачей всего общества. Именно от ее политической воли, ценностей, идеалов во многом зависит, каким образом и насколько успешно будет проходить развитие Казахстана. Как отмечал в одном из своих выступлений Н. А. Назарбаев, «нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих поколений, молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры» [2]. Важно при этом иметь в виду, что казахстанский патриотизм — явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для всех народов его населяющих, родине. Поэтому сегодня, как никогда, актуальным становится вопрос о том, как и в каких формах следует осуществлять патриотическое воспитание, что должно стать его методической целью.

Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такая цель ставится перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана. В Конституции Республики Казахстан к основополагающим принципам государства относится также и казахстанский патриотизм.

На сегодняшний день цели и задачи воспитания студенческой молодежи определяются в соответствии с потребностями общества. Как подчеркнул Глава Государства Н. А. Назарбаев в своем выступлении на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «…историческое сознание казахстанцев должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему» [3].

На данный момент вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена различной общественно-политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями, которые буквально навязываются СМИ как некие общественные идеалы. В этом информационном потоке молодым людям, не имеющим достаточных знаний и необходимого жизненного опыта, бывает очень трудно адекватно добраться до сути и оценить ее. Это повышает роль воспитания как целенаправленного, специально организованного педагогического процесса, направленного на организацию разнообразной деятельности с целью формирования у молодежи политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития ее способностей и духовных сил.

Воспитательная функция осуществляется в процессе политической социализации, заключающейся в участии студентов в посильной и доступной общественно-гражданской деятельности, в том числе участие в различных общественно-политических акциях, конференциях, иных мероприятиях. В ходе этой деятельности у студентов происходит формирование таких чувств, как привязанность к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к государственному и родному языку, к государственной символике, забота об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, отстаивание ее свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому Республики Казахстан и унаследованным от него традициям, стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Отчизны, т. е. всех тех чувств, из которых складывается патриотизм как явление.

В Карагандинском государственном техническом университете по инициативе ректора, академика НАН РК Газалиева А. М. была разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента Республики Казахстан. Интересным представляется мотивационное обоснование этой модели: патриотизм, понимаемый как любовь к Родине, как гражданская ответственность за ее судьбу можно формировать разными способами, в том числе через изучение истории страны, ее великих и трагических страниц. В соответствии с разработанной в КарГТУ моделью патриотического воспитания его основой может стать также изучение жизни великих личностей, составляющих гордость страны. Для современного Казахстана такой личностью, безусловно, является Н. А. Назарбаев.

С именем Президента страны Н. А. Назарбаева казахстанцы связывают стабилизацию и модернизацию экономики страны, повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана. С его именем казахстанцы связывают демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека в обществе, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия, превращения страны в центр всемирного диалога религиозных конфессий.

Следовательно, в жизни нашего государства нет сферы, где так или иначе не прослеживалась бы роль Первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация воли, решительность и мудрость позволили Н. А. Назарбаеву стать не просто Президентом страны, а настоящим национальным Лидером, олицетворяющим Казахстан не только в глазах собственного народа, но и за рубежом. Все это позволяет рассматривать личность Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева как пример служения своей Родине, своему народу, как образец истинного патриотизма.

Знакомство с формами и методами реализации Концепции патриотического воспитания на примере Первого Президента страны Н. А. Назарбаева, разработанной в КарГТУ, показало, что значительная роль в достижении поставленной цели отводится кураторской работе. Для того, чтобы сделать ее более эффективной, в 2009 г. в Университете была подготовлена и издана книга «Патриотическое воспитание на примере Первого Президента страны Н. А. Назарбаева. В помощь кураторам». Она состоит из статей, посвященных основным этапам жизненного пути Главы государства, его вкладу в становление и развитие экономических, политических, социальных и духовных основ суверенного Казахстана, его роли в создании позитивного имиджа страны в мировом сообществе и в превращении Республики Казахстан в регионального лидера. Кроме того, в книге предлагаются тематика кураторских часов, а также методические рекомендации по их организации. Цельность и последовательность в реализации общей Концепции обеспечивают Планы мероприятий по патриотическому воспитанию, разработанные для каждого учебного семестра и предполагающие преемственность воспитательной работы.

Традиционной, но от этого не менее значимой формой патриотического воспитания в КарГТУ являются конференции, такие, например, как «Президент и современная молодежь — как грань казахстанского пути», «Задачи студенческой молодежи по реализации решений Первого съезда Молодежного крыла «ЖасОтан» НДП «НурОтан»», «Казахстанский патриотизм: состояние, проблемы и пути формирования» и т. д. Обращает на себя внимание большое число студентов, участвующих в конференциях, что свидетельствует об их заинтересованности этой деятельностью.

Новой, но очень эффективной формой воспитательной работы в университете стало создание на базе телестудии КарГТУ цикла видеолекций по патриотическому воспитанию, которые могут быть использованы при подготовке и проведении кураторских часов. По мнению ректора университета Газалиева А. М., они могут стать особой формой доверительного, «живого» общения с молодежью. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что есть положительные результаты в проведении патриотического воспитания.

«Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде, всего гордость за страну и ее достижения», — говорится в послании Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства», размещенном на официальном сайте главы государства.

По его мнению, сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. «Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы. Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания», — полагает он. По его словам, к 2050 году «нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем».

«Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле», — подчеркнул Назарбаев.

Президент отметил, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. «Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе», — добавил глава государства [4].

Но на сегодняшний день существует такое понятие как национализм. Не стоит путать с патриотизмом. Оба этих слова используются неопределенно, и любые их толкования оспариваются. В то же время нельзя смешивать данные понятия. Национализм — это политическая идеология, основная цель которой — защита интересов конкретного народа, его языка, традиций и обычаев. Понятие зарождается в условиях борьбы с глобальной верховной властью, где относительно небольшие социальные общности «перемалываются» в кругах имперских интересов. Отдельные течения национализма противопоставляют свой этнос другим народам, считая его более развитым и совершенным.

На данный момент в данных понятиях представлено множество концепций и идеологий. В основе патриотизма лежит любовь к своей родине и стране, а в основе национализма лежит любовь к собственной нации. Таким образом, у людей разные взгляды, как к согражданам, так и к иностранным гражданам. Патриот будет уважать всех граждан страны, а к гражданам другой страны будет относиться настороженно. В то время как националист косо смотрит на представителей других этносов. Неважно кто это, гражданин страны или иностранец: другой цвет кожи, отличное от других произношение, то он автоматически становится врагом человека, а возможно даже и общества.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство — гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов защищать все присущие этой нации недостатки и глупости» [5, с. 36].

В статье Джорджа Оруэлла «Заметки о национализме» [6], британский писатель и публицист рассматривает понятие «национализм» как не связанное с нацией, т. е. географическим положением и определенной расой. Он рассматривает людей, как насекомых, и что к каждому из них может быть приклеен ярлык «плохой» или «хороший». Патриотизм носит оборонный характер, как в военном, так и в культурном отношении, но при этом не навязывается силой другим людям. В то время как национализм неотделим от стремления к власти. Каждый стремиться достичь большей власти, но не для себя, а для нации или группы к которой он себя относит. Автор также подчеркивает, что националистические чувства могут быть только негативными. Националист это тот, кто думает исключительно. Он может быть позитивным и негативным, т. е. использовать свою интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, но в любом случае его мысли направлены на победы и поражения, триумфы и унижения. Д. Оруэлл также отмечает три основные черты националистического мышления: одержимость, нестабильность, безразличность к реальности. К одержимости относится то, что ни один националист не будет думать, писать и говорить ни о чем, кроме превосходства своей собственной группировки. Тем самым показывая, что он причастен к ней. При малейшей тени на группировку националиста, выводит его из себя, и избавиться от этих чувств он может, только дав решительный отпор. Нестабильность, очень часто основатели националистических движений даже не принадлежат той стране, которую они прославили. Иногда они просто иностранцы, или, чаще всего выходцы провинциальных районов. И их национальность сомнительна. Например: Иосиф Виссарионович Сталин, Адольф Гитлер, Наполеон Бонапарт. В третьем пункте — безразличие к реальности, публицист упоминает, что любое действие националиста будет расцениваться как хорошее или плохое, не по существу, а относительно того, кто осуществляет данные действия. Практически нет нарушений законов — пыток, тюремное заключение без суда, принудительного труда, использование заложников, — если их совершает «наша» сторона. Националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной стороной, но обладает замечательным свойством вообще не слышать о них. Целых шесть лет английские обожатели Гитлера предпочитали не знать о существовании Дахау и Бухенвальда.

Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое можно менять. Он подолгу живет в некоем фантастическом мире, в котором события совершаются так, как им следовало бы. И националист, если ему представится такая возможность, обязательно перенесет часть своих мечтаний в исторические книги.

Таким образом, можно сделать вывод, что национализм провоцирует к разобщенности народа страны, что может привести даже к распаду страны, в то время как патриотизм — сплачивает государство, при этом, неважно, какой национальности будет человек, независимо от его вероисповедания и прочих расовых признаков. Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. «Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте» — Джордж Оруэлл [6].

Есть люди, которые мечтают уехать из страны и, мечтая о заграничной жизни, говорят, что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы безнадежная страна и ни чего уже не изменить. А сами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли? Так если все будем бежать, то ни чего и не улучшиться. Кому всё менять? Кому улучшать? Люди забывают о судьбе страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон.

Мы считаем, что если уж любить Родину, то любить всем сердцем. И ни в коем случае нельзя отворачиваться от неё. Да, у нас много минусов и проблем, но только любя её, мы можем их исправить. Как говорил 35-й президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины» [7].

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и полезные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю Родины, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности. Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, чтобы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие-либо действия, для их исправления.

Задача нашего поколения — сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды.

В заключение нашей работы хотим процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы — как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени — с их нелегкой и сложной судьбой» [8].

Литература:

  1. Назарбаев Н. A. Қазақстан тәуелсіздігіміз: тарихта ғылымыдары және қазіргізаман //Егемен Қазақстан. — 1996. — 17 желтоқсан.
  2. Патриотическое воспитание молодежи: состояние и перспективы. http://www.parlam.kz/
  3. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: один народ — одна страна — одна судьба». http://www.akorda.kz/
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. http://enc.mangystau.gov.kz/
  5. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости (сборник). — М.: Философия, 2015. — С. 403.
  6. Оруэлл Д. Заметки о национализме. http://www.orwell.ru
  7. Инаугурационная речь президента Джона Фитцджеральда Кеннеди. http://www.jfklibrary.org/
  8. Пикуль В. Полёт и капризы гения. http://mreadz.com/
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, казахстанский патриотизм, Казахстан, патриотизм, Президент страны, родина, студенческая молодежь, воспитательная работа, казахский народ, мировое сообщество.


Задать вопрос