Формирование ценностей здорового образа жизни у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.10.2021

Статья просмотрена: 3062 раза

Библиографическое описание:

Головатенко, А. А. Формирование ценностей здорового образа жизни у молодежи / А. А. Головатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 250-251. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84588/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье раскрыты особенности представлений о ценностях человека, выделены особенности ценностей молодежи, раскрыта ценность здорового образа жизни у молодежи, показаны средства его формирования.

Ключевые слова: ценности, молодежь, здоровье, здоровый образ жизни, молодежь, формирование, школа, вуз, средства

В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом исследования различных психологических школ. В большинстве теорий ценности понимаются как элемент психологической характеристики зрелой личности, выражающий отношение к социальной действительности, влияющие на мотивацию его поведения. Ценности оказывают существенное влияние на деятельность человека. Они характеризуют внутреннюю готовность к совершению конкретных действий по удовлетворению собственных потребностей и интересов.

Сегодня одной из актуальных проблем психологии является определение ценностей современной молодежи. Многие ученые и практики говорят о нестабильности системы ценностей школьников и студентов. Действительно, проявления бездуховности, неуважение к труду, к людям пожилого возраста часто демонстрируют представители молодого поколения. Но исследования показывают, что у молодежи все-таки сформирована определенная система ценностей, которая отражает их взгляд на мир.

Молодежь отражает основные сложившиеся устои общества, в котором происходит взросление. Как отмечает А. А. Ларина, «молодежь — зеркало, в котором отображается та социальная действительность, в условиях которой она живет. С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом; молодежь такая, какое общество, которое вырастило ее» [1].

Как показывают современные психологические исследования, одной из значимых ценностей современной молодежи выступает здоровье. С. В. Денисова и А. С. Сидоркин отмечают, что среди приоритетов молодежи на первом месте стоит здоровье [2]. Е. В. Ткачев в результате экспериментального исследования установил, что здоровье у студенческой молодежи стоит на втором месте в системе ценностей [3].

Всемирная организация здравоохранения понимает здоровье не просто как отсутствие физических болезней, но и физиологическое, психологическое и психическое благополучие. Такой подход к здоровью позволяет не просто обеспечить противодействие возникшим болезням, но и не допустить их возникновения.

Понимание здоровья как ценности предполагает осознание необходимости выполнения действий, направленных на сохранение своего физического и психического самочувствия. Для этого от молодого человека требуется осмысление ключевых правил заботы о здоровье, изменения характера жизни, принятие мер по повышению своего самочувствия.

Прежде всего, от человека требуется осознания необходимости заботы о своем здоровье. Далее, понимание проблемы повлечет конкретные действия, направленные на реализацию идей о здоровом образе жизни. Они могут заключаться в следующем:

— чтение специальной литературы, просмотр видео и другие способы сбора информации о способах оздоровления;

— определении удобного режима питания (диеты, правильное питание, отказ от вредных продуктов, сахара и др.);

— активизации занятий спортом (посещение спортзала, бег по утрам, освоение велосипеда, скейтборда и иных видов);

— борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики).

Повышение значимости здоровья как ценности в глазах молодежи обусловлена несколькими факторами. С одной стороны, молодежь находится в группе риска по здоровью. Дети ведут пассивный образ жизни. Они мало гуляют на улице, предпочитая компьютерные игры. В результате развиваются множество хронических заболеваний (ожирение, падение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.). Помимо этого пассивный образ жизни ведет к психическим нарушениям (игровой зависимости, боязни живого общения, стрессам и др.), что серьезно мешает социализации подростков. К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. С другой стороны, благодаря неустоявшейся системе ценностей есть возможность активного формирования здорового образа жизни. Через системы обучения и воспитания имеется возможность передать молодому поколению идею поддержанию здорового образа жизни. Формирование установок на необходимость занятий спортом, правильного питания, борьбы с вредными привычками является важной задачей современного общества.

Влияние на формирование установки здорового образа жизни может быть реализовано в работе ключевых социальных институтов: школы, вуза, дополнительного образования. Социально значимая информация может быть донесена до молодежи такими информационными ресурсами как Интернет, телевидение, кино и др.

Рассматривая учебный процесс в школе или вузе как источник информации о здоровом образе жизни, можно сказать, что в рамках учебных предметов могут быть сообщены знания о способах оздоровления, о необходимости борьбы с вредными привычками, о культуре питания. Педагоги должны при преподавании учебных предметов ориентироваться на возрастные, морфофизиологические и психологические особенности школьников и студентов. Только в этом случае можно стимулировать интерес к вопросам здоровья доступными для понимания детей средствами. В результате воспитание здорового образа жизни станет организованным, целенаправленным и систематическим процессом. Практически любой учебный материал может рассказывать о здоровье и способах его поддержания. Получая информацию, ребенок принимает ценности здорового образа жизни и начинает жить по новым правилам.

Особое внимание следует обратить на лиц, уже пристрастившимся к вредным привычкам. Для работы с ними следует привлечь психологов, которые могут повлиять на лиц с отклоняющимся поведением. Основными направлениями работы с данном случае будет:

1) ориентация на формирование потребности преодоления вредных привычек;

2) формирование негативного отношения к вредным привычкам;

3) просвещение подростков и их родителей о возможных последствиях вредных привычек;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего психическую или физическую зависимость и др.

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Еще одним способом влияния на формирование здорового образа жизни молодежи является активное вовлечение их в спортивные секции, учреждения дополнительного образования. От педагогов требуется организация рекламы кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Любая работа, направленная на формирование здорового образа жизни, включает в себя 3 аспекта:

1) социальный аспект — приобретение знаний умений навыков о здоровом образе жизни, развитие социальных качеств личности;

2) культурный аспект — ознакомление с аспектами здорового образа жизни, овладение культурой поведения и отношений, овладение соответствующими знаниями;

3) психолого-педагогический аспект — вовлечение в деятельность по формированию здорового образа жизни.

Таким образом, оздоровление молодежной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентации современной российской молодежи, установок за здоровый образ жизни может быть осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления комплексной работы психологов и педагогов с молодежью. Деятельность психологов и педагогов должна быть ориентирована на формирование здоровых психолого-социальных установок средством просвещения молодежи и формирования индивидуальных позитивных привычек.

Литература:

  1. Ларина А. А. Основные ценности современной молодежи // Территория науки. 2015. № 5.
  2. Денисова С. В., Сидоркин А. С. Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи // Kant. 2015. № 1 (14).
  3. Ткачев Е. В. Ценностно-смысловые аспекты образа жизни современной студенческой молодежи // Известия АлтГУ. 2014. № 2 (82).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, молодежь, привычка, формирование, ценность, дополнительное образование, молодое поколение, правильное питание, современная молодежь.


Задать вопрос