В статье рассматриваются этапы формирования архитектурно-планировочной структуры города Комсомольска-на-Амуре, последовательно определяющие дальнейшие направления пространственного роста города. Проанализированы концепции генеральных планов. Раскрываются проблемы и их решения в связи с ежегодными затоплениями городской территории.
Ключевые слова: планировочная структура, генеральный план, концепция, соцгород, селитебная территория, набережная.
Комсомольск-на-Амуре как большой промышленный и культурный центр является четвертым по величине городом на Дальнем Востоке. За все годы своего существования город Юности не утратил своего значения, вследствие этого, тема «» особенно актуальна и своевременна.
История формирования «города с необычной биографией», как называл его Л. И. Брежнев, сложна, интересна и уникальна. Пройдя пять крупных этапов формирования планировочной структуры, относящихся к периодам 1860–1931, 1932–1953, 1954–1983, 1967–1983 и 1984–2002 годах, город сегодня, к сожалению, имеет много проблем. За время существования для Комсомольска-на-Амуре было разработаны пять генеральных планов 1939-го, 1954-го, 1967-го, 1985-го и 2013-го годов.
Возникая в начале 1930-х годов в период возникновения крупнейших индустриальных центров СССР, строительство Комсомольска-на-Амуре решало сразу три важнейшие для Дальнего Востока задачи: военную, геополитическую и, конечно, экономическую.
На первом этапе в 1860–1931 гг образовавшееся село Пермское как переселенческое поселение изначально предполагалось как один элемент из целостной системы постов, которые располагались вдоль Амура, протянувшись до Тихого океана от Хабаровска. С 1857 года особая комиссия по разработке плана освоения Амура начала экспедицию по Амурскому краю, которую возглавлял адмирал Г. И. Невельской на барке «Байкал». Уже в августе 1860 года рядом с нанайским поселением Мылки у ручья была выбрана площадка для размещения группы крестьянцев-переселенцев из Пермской губернии, которая позже и стала местом образования села Пермское.
На первом этапе возникновения города Комсомольск-на-Амуре совершенно не имел никакого генерального плана. Город представлял собой большое количество различных поселков, которые формировались при заводах, которые возводились в связи с образованием нового промышленного производства.
Комсомольск-на-Амуре — это яркий пример промышленного соцгорода, начавшего свое существование с закладки двух градоформирующих предприятий: авиастроительного и судостроительного заводов. Недалеко от строительных площадок стремительно возводилось жилье для первостроителей. Вскоре такие рабочие поселки стали отправной точкой формирования будущего города.
Постепенно, возводя город и модернизирую производства, строители решали вопросы, касаемые транспортной инфраструктуры, селитебных территорий, обслуживающие производство, коммуникаций и так далее. Однако не всем планам удалось осуществиться. Город, который изначально строился на низком берегу Амура, был затоплен уже в 1933 году. О наводнении 1933 года очевидец И. М. Кулаков пишет: «...Откровенно говоря, такой природной стихии видеть не приходилось. Вспоминаю: спим на нарах в шалаше. Ночью слышу какой-то шорох на улице. Шалаш потряхивает. Встал на землю и... по колено в воде! Испугался... Откуда? Взглянул, а тут творится что-то невероятное! Кричу: «Ребята, потоп! Выходите все!» И началось…», «Двухлетнюю работу по строительству машиностроительного завода свело на нет невиданным паводком осенью 1933 года. Паводок залил всю строительную площадку, унес огромные штабеля леса, принес многомиллионные убытки, а главное показал, что место для будущего завода выбрано неудачно.»...
Действительно, наводнением 1933 года стройплощадка была затоплена, чего проектировщики и строители совсем не ожидали. После этого строительство завода было перенесено вглубь на 10 километров — подальше от берега. Название «Старая площадка» закрепилось за первой стройплощадкой авиазавода, расчищенной от леса. Затопленный город восстанавливали жители, но этой стихии суждено повторяться из года в год и сегодня.
Рис. 1. Комсомольск-на-Амуре. Схема сетки улиц города (1939 г). Ленгорпроект. Архитектор В. Б. Данчич
На втором этапе у города уже четко прослеживается архитектурно-планировочная структура. Первый генеральный план Комсомольска-на-Амуре [1] был создан как характерный пример соцгорода Б. В. Данчичем и утвержден в 1939 году. (Рис. 1)
Основной концепцией генерального плана Комсомольска-на-амуре является идея формирования города на двух берегах — по правую и левую стороны от поймы реки Силинка. Административный центр подразумевался для обеих сторон. Немаловажным основанием в таком делении является расположение производственных территорий, которые обычно являются акцентными элементами в формировании планировочного каркаса города. При этом главные фасады города должны были формироваться как на берегах Силинки, так и на берегах Амура.
Схема реализованного генерального плана Комсомольска-на-Амуре 1939 года, практически, идентична реализованному генеральному плану Магнитогорска 1934 года. Автором обоих проектов был Б. В. Данчич (1892–1942). Город, появившийся в 1932 на берегу Амура на месте 2 нанайских стойбищ и села Пермского, через 7 лет получил генплан, в точности повторивший магнитогорскую идею развития на двух берегах с использованием акватории реки как своего главного композиционного центра и природной оси. Он имеет такую же, как в Магнитогорске, лучевую структуру, только повернутую на 45° по часовой стрелке.
Хотя Данчич в своем проекте использовал две существующие водные оси, архитектор все же подразумевал композицию развития города с четко выраженной направленностью улиц к Амуру, а территория города должна была быть привязана к береговой линии [4]. Идея с широкими благоустроенными набережными утратила свое значение так и не осуществившись. Город сталкивался со стихиями, которые не позволяли благоустраивать и восстанавливать набережные. Сегодня в городе сохранились транспортные направления, сформированные архитектором В. Б. Данчичем еще в 1939 году.
Уже в 1954 году был предложен второй генеральный план города, в котором четко подразумевалась идея усовершенствования планировочной структуры и выразительной архитектурно-пространственной структуры города с четким зонированием. В данном проекте архитектор ставил перед собой цель уплотнить кварталы, одновременно с этим создавая ансамблевую композицию главных улиц Комсомольска-на-Амуре. Тем самым можно проследить актуальный и для сегодняшнего времени градостроительный прием уплотнения кварталов с повышением качества городского пространства, как, например, формированием силуэта улиц с повышенной этажностью центральной части города.
Однако и в этот период город Юности сталкивается со стихийным бедствием. В сентябре 1957 года на Хорпинском шоссе в районе бараков нефтезавода было большое количество воды. На Старую площадку до совхоза люди добирались на лодках, движение автобусов было отменено. Тогда были затоплены поля и территория города протяженностью около трехсот метров. По словам очевидца Л. Жужгиной, у жителей создавалось впечатление, что под воду погрузилась территория от сопок на правой стороне Амура до сопок, расположенных за Нефтеперерабатывающим заводом. «В совхозе на пригорке был большой двухэтажный дом. В него переселили пострадавших. Скот и птицу жители подтопленных домов брали с собой, пытались спасти все, что могли», — описывала происходящее Л. Жужгина.
На третьем этапе в 1967 году воплощается идея формирования новых селитебных территорий — микрорайонов [6]. Акцент на выравнивание равномерной архитектурно-планировочной композиции города являлся популярным приемом того времени. Стройплощадки для промышленных территорий были заложены в северной и западной частях города.
Город стремительно рос и уже в 1987 году был предложен новый генеральный план, на котором четко прослеживаются границы 16-ти селитебных и трех промышленных зон [5]. Проектировщиками было предусмотрено насыщение города зданиями повышенной этажности.
Комсомольск-на-Амуре сегодня — это все еще развитый промышленный кластер на Дальнем Востоке, что позволяет судить о его выгодном географическом положении и о высоком значении экономического развития региона, так как промышленность — главенствующая отрасль и важнейший фактор существования города.
Литература:
- Г. Комсомольск-на-Амуре. Генеральная схема планировки. Основные положения. Т. 1. — Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп 4. Д. 20. 1939. 63 л.
- Доклад о работе Далькрайкома ВКП(б). Докладная записка о приеме, размещении и использовании на работе 6000 комсомольцев, мобилизованных ЦК ВКП(б)и ВЛКСМ — Государственный архив Хабаровского края. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 356. 1932. ― 53 л.
- Долинская И. М. Попытки формирования пространства идеального города в архитектуре Москвы 1930-х — 1960-х. Рукопись.
- Материалы по строительству гор. Комсомольска-на-Амуре. Том II. — Исполнительный Комитет Хабаровского Краевого Совета депутатов и трудящихся — Государственный архив
- Основы советского градостроительства. Т. 1 / Н. Баранов. М.: Стройиздат. 1966. 416 с.
- Постановление Совета Министерства РСФСР от 26 ноября 1967 г. № 874 «О генеральном плане города Комсомольска-на-Амуре» / Комсомольский-на-Амуре городской архив. Ф. 15. Оп. 9. Д. 13. 1954. 94л.