В данной научной работе исследуются промышленные территории Волгограда. Проанализирован мировой опыт и выявлены основные направления развития бывших промышленных территорий на примере завода Петрова в Советском районе, а также была составлена модель градостроительного преобразования данной территории путем восстановления исторического рельефа.
Ключевые слова: городская среда, первоначальное назначение, исторический рельеф, ландшафтное восстановление рельефа, постиндустриальная территория Волгограда, восстановление, модель.
Актуальность состоит в отсутствии современного образа города, что выражается в ряде вопросов:
— Нет целеполагания в развитии города Волгограда в современных социально-экономических условиях,
— Нет модели будущего развития городских территорий при отсутствии градообразующих предприятий,
— Необходим поиск направлений развития градообразующей базы на городских территориях Волгограда
Проблема исследования. Пришедшие в запустение постиндустриальные территории Волгограда являются выгодно расположенными участками и представляют собой интерес для социально-экономического развития города.
Одновременно у города нет видения дальнейшего градостроительного развития и целевых установок, направленных на преобразование этих территорий.
Цель — найти оптимальный метод градостроительного преобразования постиндустриальных территорий Волгограда в суверенных социально-экономических условиях.
Задачи:
— Проанализировать постиндустриальные территории Волгограда.
— Анализ известных подходов в мировой и отечественной градостроительной практике к преобразованию постиндустриальных территорий;
— Разработка модели ландшафтного восстановления постиндустриальных территорий Волгограда для сбалансированного градостроительного развития.
Методы исследования
для решения первой задачи автором выбран метод факторной оценки
для решения второй задачи выбран метод критериев.
в решении третьей задачи применён урболандшафтный или средовой подход.
Полученные результаты и их оценка
В результате решения первой задачи (анализ городских территорий Волгограда)
В результате решения первой задачи с применением метода факторной оценки было выявлено, что в 7 из 8 административных районов, вдоль береговой линии на верхних площадках речных водоразделов располагается крупное промышленное предприятие, которое в свое время обеспечивало работай жителей района. Но на сегодняшний день только один завод продолжает свою работу в Красноармейском районе.
В итоге этого, автором разработана модель урболандшафтного строения городских территорий Волгограда, которая объясняет взаимосвязь между геоландшафтным строением и размещением застройки.
Каждый район города Волгограда исторически расположился на верхних площадках речных водоразделов, и являются обособленными друг от друга благодаря рекам и поймам, которые в свою очередь образовали геоландшафт. Вдоль всего города параллельно реке Волга расположились 4 рокадных дороги, одна из которых находится в пойме реки Волга и является на сегодняшний день активно развивающиеся.
Между 0-й и 1-й рокадной на верхней площадке каждого района расположены одно или несколько промышленных предприятий, но на сегодняшний день они в запустении, и в большей части города жители районов не имеют прямого доступа к водной артерии. За 1-й рокадной уже расположилась общественно-деловая и жилая застройка.
Рис. 1. Урболандшафтные структуры
В результате решения второй задачи определено, что для градостроительного развития постиндустриальных территорий Волгограда необходимо их ландшафтное восстановление. Данный результат основан на анализе зарубежного и отечественного опыта.
Для изучения архитектурно-градостроительных концепций реорганизации постиндустриальной территории были выбраны 10 объектов. В основном рассматриваются европейские объекты. Выбранные объекты были классифицированы на основе нескольких признаков. Основное разделение производится на основе социально-функциональных признаков и включает две группы: объекты с историческим наследием и функцией, связанной с их первоначальным назначением, и объекты с историческим наследием, но новой функцией, не связанной с первоначальным назначением.
1) В первую группу входят музейные пространства и общественные пространства на действующих исторических промышленных предприятиях.
2) Во вторую группу входят творческие кластеры, пространства с выделенной общественной функцией, общественные пространства в рефункционализированных производственных комплексах, многофункциональные структуры и общественные пространства, являющиеся частью городской среды.
В первую группу «Исторический объект и функция, связанная с первоначальным назначением» вошли 2 типа общественных пространств:
1А. Музейные пространства (например, Музей Айронбридж в Великобритании).
1Б. Общественные пространства на действующих исторических промышленных предприятиях (например, шоколадная фабрика Cadbury в Великобритании).
Во вторую группу «Исторический объект и новая функция (не связанная с первоначальным назначением)» вошли 6 типов общественных пространств:
2А. Творческие кластеры («культурные фабрики») (например, «Красный Октябрь» в Москве).
2Б. Общественные пространства в рефункционализированных производственных комплексах (с минимальным или отсутствующим социальным компонентом, преобладает утилитарное использование) (например, БЦ «Лефорт» в Москве).
2В. Общественные пространства в многофункциональных структурах (например, БЦ «Большевик» в едином комплексе с Музеем русского импрессионизма, апартаментами в Москве).
2Г. Пространства с выделенной общественной функцией (приоритетным функциональным направлением) (например, выставочный комплекс Fondazione Prada в Милане).
2Д. Общественные пространства как часть городской среды (например, комплекс «Севкабель Порт» с открытой городской набережной, системой внутренних площадей в Санкт-Петербурге).
2Е. Общественные пространства с активным ландшафтным компонентом (рекреационные, развлекательные парки) (например, Gas Works Park в Сиэтле)
Детально был проанализирован опыт социализации крупных промышленных районов, в частности программы развития HafenCity в Гамбурге, территории Porto Antico и набережной Леванте в Генуе, и проекта Euroméditerranée в Марселе. Эти проекты представляют собой комплексные преобразования больших индустриальных районов (площадью более 100 га) с целью развития новой социальной активности.
В рамках этих проектов был обнаружен следующий процент общественных пространств на базе объектов промышленного наследия в границах преобразованных районов: 18 % в Гамбурге, 5 % в Марселе и 20 % в Генуе, в среднем составляет 14 %. В этих проектах также было отмечено сочетание нескольких типов общественных пространств.
Установлена закономерность влияния основных факторов, определяющих положительные результаты формирования общественных пространств в контексте реновации крупных промышленных районов. Эти факторы включают частичное восстановление исторического ландшафта, сохранение особенностей места, общедоступность, интеграцию с системой общественных пространств, многофункциональность, разработку законченной идеи-концепции, а также системное регулирование, включая участие городских властей и создание организации, отвечающей за управление процессом реновации.
Также значительную роль в преобразовании деградирующих территорий играет частичное восстановление исторического рельефа, который был утрачен в результате деятельности предприятия. Промышленные предприятия и инфраструктурные разработки часто ведут к разрушению и искажению природного и культурного ландшафта. Это может включать добычу ресурсов, нарушение природных экосистем, изменение речных русел и ландшафтов, осушение болот и заболачивание водных бассейнов.
Рис. 2. Градостроительный анализ мирового опыта
Результатом решения третей задачи является модель ландшафтного восстановления применительно к выбранной в качестве примера территории Волгограда, завод Петрова.
Ландшафтное восстановление рельефа является важным инструментом для восстановления нарушенных участков и возвращения им природного равновесия. В данной научной работе мы рассмотрим модель ландшафтного восстановления рельефа, ее принципы и методы применения.
Модель ландшафтного восстановления рельефа представляет собой систему предложений и действий, разработанную для восстановления разрушенных или деградированных участков ландшафта. Данная модель основана на принципах сохранения и восстановления естественных процессов, адаптации к местным условиям и долгосрочной устойчивости.
Разработанную модель можно поделить условно на три этапа:
- Ландшафт и озеленение — Восстановление исторического рельефа является эффективным подходом к созданию устойчивой и здоровой городской среды. Оно позволяет вернуть рекам и потокам их естественный путь, а также увеличит привлекательность района. Создание новых зеленых коридоров является еще одним способом улучшения городской среды и сохранения экологической баланса.
- Транспортная сеть — Создание поперечной транспортной сети вдоль поймы реки может значительно повысить удобство и скорость передвижения в городской среде, а также способствовать развитию городской инфраструктуры и транспортной доступности. Это может включать в себя создание мостов, подъездов и новых дорог. Создание поперечной транспортной сети также может стимулировать развитие новых районов вдоль реки и улучшить доступность центров города.
- Ткань застройки — Снос ветхих зданий и зданий не несущую архитектурную ценность может оказать положительное влияние на городскую среду, снос таких зданий может также создать новое пространство для развития городской инфраструктуры, восстановление фасада улицы вдоль главной дороги и со стороны реки может способствовать сохранению исторической и культурной ценности города, а также создать привлекательного визуального образ для горожан. (рис. 1)
Значимость полученных результатов для градостроительной науки состоит в развитии новых подходов к выявлению и формированию структуры деградирующих городских территорий; в формулировании основных принципов, лежащих в основе структурно-планировочных преобразований и построении модели градостроительной реновации путем восстановления исторического рельефа. Наработанные практические приемы воплощения подобных стратегий могут быть применены в дальнейшем развитии территорий, как новых, так и уже сложившихся.
Рис. 3. Модель урболандшафтного восстановления территории
Выводы
- Доказано, что территория Волгограда сформирована несколькими урболандшафтными структурами, которые имеют значительное влияние на облик и функциональное использование города.
- Обоснованно оптимальное направление градостроительного преобразования постиндустриальных территорий Волгограда
- Построена урболандшафтная модель преобразования территории, представляющая собой систему предложений и действий, разработанную для восстановления разрушенных или деградированных участков ландшафта.
Литература:
1. Николаевская, З. А. Водоемы в ландшафте города / З. А. Николаевская. — М.: Стройиздат, 1975. — 200 с.
2. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В. А. Нефедов. — Санкт-Петербург, 2002.
3. Пивоваров, Ю. Л. Основы геоурбанистики: учеб. пособие / Ю. Л. Пивоваров. — М.: Владос, 1999. — 232 с.
4. Фролов, С. С. Градостроительная реконструкция прибрежных промышленных территорий крупнейших городов (на примере г. Волгограда): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры / С. С. Фролов; С.-Петерб. гос. архитектур.- строит. ун-т. — Волгоград, 2009.
5. The 28 Fastest-Shrinking Cities In The World // Business Insider. — Oct. 22, 2012. — Интернет-ресурс: http: //www.businessinsider.com/ cities-that-are-shrinking-2012–10?op=1.- 30.09.2013.
6. Литвинов, Д. В. Градоэкологические принципы развития прибрежных зон (на примере крупных городов Поволжья): диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Д. В. Литвинов; С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Самара, 2009.
7. Попова, Д. Д. Город — индустриальные зоны — общественные пространства / Г. Н. Черкасов, Д. Д. Попова // Архитектура и строительство России. — 2020. — № 4 (236). — С. 100–107. — 0,62 п.л.
8. Владимиров В. В.; Межд. независимый эколого-политологический ун-т. — Москва: Издательство МНЭПУ, 1999. — 203 с.: ил. — Библиография: с. 201. — ISBN 5–7383–0079–3: 88.00 р.