В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с улучшением и развитием транспортного обслуживания района Театральной площади.
Проведён анализ и предлагаются возможные направления их оптимизации.
Ключевые слова: транспортные проблемы, транспортное сообщение, автомобильные дороги, транспортная инфраструктура.
Keywords: traffic problems, transportation, road, transport infrastructure
Санкт-Петербург — второй по величине город России, являющийся одним из крупных северных городов мира. Современный Санкт-Петербург с административно подчиненными территориями занимает площадь 1,439 кв. км. Постоянно растущее количество транспорта и возрастающая интенсивность дорожного движения являются серьезной проблемой, ухудшающей качество жизни населения Санкт-Петербурга [1, 92; 2, 73].
Исходя из прогнозируемых тенденций демографического, социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга величина спроса населения на перевозки пассажирским транспортом всех видов на перспективу 2020 года оценивается в 3,29 млрд. передвижений в год [3,87].
Решение проблем транспортного обслуживания Санкт-Петербурга возможно только за счет обеспечения приоритета в развитии и работе системы массового общественного транспорта перед индивидуальным транспортом [4,137; 5,11]. Это связано с тем, что: — городской пассажирский транспорт обеспечивает 73 процента от общего объема перевозок пассажиров, а легковые автомобили — только 27 процентов; — резкий рост уровня автомобилизации привел к исчерпанию пропускной способности магистралей, что вызывает заторы на дорогах и в целом значительно ухудшает условия движения транспортных потоков; — общественный транспорт по сравнению с индивидуальным обладает большой провозной способностью (в среднем в одном автобусе перевозится столько же пассажиров, сколько в 40–50 легковых автомобилях), что особенно важно в условиях, когда исчерпаны пропускные способности основных транспортных магистралей. Общественный транспорт обеспечивает экономию пространства в 8–15 раз по сравнению с легковыми автомобилями. Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3–5 раз меньше энергии, чем на индивидуальном транспорте на те же расстояния, меньших расходов на безопасность движения и защиту окружающей среды [6,107; 7,79].
Характерным для исследуемого района является сложность транспортных проблем, таких как: — отдаленность района «Театральная площадь» от станций метро; — от остановок общественного транспорта; — затруднен подъезд на частном автотранспорте, что создает дополнительные неудобства и потерю времени. Можно доехать до станции метро «Сенная площадь» и сесть на маршрутное такси, которое останавливается на углу Садовой улицы (нечетная сторона) и Сенной площади. Чтобы добраться до площади от метро нужно проделать путь пешком, перейти через Сенную площадь к каналу Грибоедова и идти вдоль канала до улицы Союза Печатников, расположенной почти сразу за Львиным мостиком. Улица Союза Печатников выходит на Театральную площадь со стороны памятника Н. А. Римскому-Корсакову. Также можно доехать до станции метро «Невский проспект», перейти через подземный переход и сесть на автобусы, которые идут до Театральной площади». А из-за большого потока индивидуального транспорта на дорогах происходят аварии, уменьшается пропускная способность автомобилей, создаются пробки и заторы, появляются деформации и разрушения на проезжей части [8,143; 9,109], в результате возникают дополнительные трудности в движении. Чтобы сократить потерю времени, избежать дополнительных пересадок, сократить расходы на дополнительный транспорт необходимо создать дополнительные подъездные пути общественного транспорта к Театральной площади:
- При этом первоочередной мерой является приоритетное развитие и увеличение подведения подъездных путей общественных видов транспорта (маршрутное такси, двухэтажные автобусы, троллейбусы, трамвай), характеризующихся гораздо большей по сравнению с индивидуальным автотранспортом провозной способностью у Театральной площади.
- Обеспечение разгрузки Театральной площади от легковых автомобилей с отводом транзитного движения, созданием системы «перехватывающих» автостоянок при въезде на Театральную площадь, около станций метрополитена, введением административных и экономических методов ограничения въезда и парковки автомобилей.
- Создание магистралей — дублеров основным входящим в город направлениям, наиболее перегруженным участкам сети.
- Увеличение платных автостоянок в районе Театральной площади, что даст отток парковки частных автовладельцев.
Сегодня необходимо сосредоточить усилия на комплексном решении транспортной проблемы в Санкт-Петербурге. Стратегическое планирование развития транспортной системы Санкт-Петербурга является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития города.
Стратегической целью развития транспортной системы Санкт-Петербурга является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. Создание интегрированной сбалансированной транспортной системы является важным фактором социально-экономического развития, повышения привлекательности Санкт-Петербурга для жизни и работы людей, расширения производства, сферы обслуживания, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной активности [5,17].
Основные целевые показатели развития транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года и достижение целей Стратегии:
№п/п |
Наименование целевого показателя. Стратегии. |
Значение целевого показателя. Стратегии по годам. |
||
2011г. |
2015г. |
2025г. |
||
1 |
Доля населения, пользующаяся услугами городского пассажирского транспорта, % |
70 |
72 |
75 |
2 |
Среднее время поездок с трудовыми целями, минут |
56 |
48 |
40 |
3 |
Суммарная вместимость: наземного городского пассажирского транспорта, тыс. мест |
528 |
610 |
850 |
4 |
Максимальный интервал наземного городского пассажирского транспорта, минут |
25 |
15 |
10 |
5 |
Пешеходная доступность до остановочных пунктов в зоне плотной застройки, м |
500 |
400 |
300 |
6 |
Протяженность УДС, в т. ч. магистралей скоростного и непрерывного движения, км |
3140,9 |
3297,0 |
3454,0 |
7 |
Плотность УДС в Санкт-Петербурге, км/кв. км |
3,8 |
4,2 |
5,1 |
8 |
Доля протяженности УДС в удовлетворительном состоянии, % |
44 |
65 |
85 |
9 |
Повышение средней скорости сообщения на автомобильном транспорте, % |
100 |
110 |
115 |
10 |
Протяженность велосипедных дорожек, км |
- |
40 |
100 |
11 |
Количество велопарковок |
- |
60 |
200 |
Выводы
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует транспортная структура как система, которая развивается в различных направлениях. Прежде всего — это организация схем движения, в том числе и общественного транспорта.
При этом основные усилия необходимо сосредоточить на том, чтобы общественный транспорт имел приоритет. Для чего, создавать рациональные схемы проезда и светофорные системы, то есть, мотивированное светофорное регулирование, особенно перекрёстков, организовывать постоянный контроль соблюдения ПДД, разрабатывать и применять многоуровневые развязки в наиболее нагруженных узлах транспортных потоков, совершенствовать организационный характер движения на выделенных приоритетных направлениях.
Все указанные мероприятия в районе Театральной площади должны проводиться с учетом исторической ценности, значимости и, кроме того туристической доступности.
Литература:
- Лазарев Ю. Г. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры / Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына //Технико — технологические проблемы сервиса. — СПб.: 2013.- № 2(24) — с. 92–93.
- Лазарев Ю. Г. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры / Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына //Технико — технологические проблемы сервиса. — СПб.: 2013.- № 4(26) — с. 71–74.
- Валдин В. Европейская стратегия развития транспортной инфраструктуры// по инвестициям. Санкт-Петербург. 2010, № 7. — 108 с.
- Лазарев Ю. Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография — LAP LAMBERT, Германия: 2015.С. 173.
- Постановление правительства Санкт- Петербурга от 30 июня 2014 года № 552. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы (с изменениями на 3 февраля 2016 года).
- Лазарев Ю. Г., Громов В. А. Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции. 2014. С. 102–109.
- Морозов А. Г. Логистика придорожного сервиса/ А. Г. Морозов, Ю. Г. Лазарев //Технико — технологические проблемы сервиса. — СПб.: 2015.- № 4(34) — с. 77–82.
- Лазарев Ю. Г., Петухов П. А., Зарецкая Е. Н., Обоснование деформационных характеристик укрепленных материалов дорожной одежды на участках построечных дорог. Вестник гражданских инженеров. 2015. № 4 (51). С. 140–146.
- Лазарев Ю. Г., Громов В. А., Анализ условий создания предприятий и организаций производственной базы дорожного строительства. Вестник гражданских инженеров. 2014. № 1 (30). С. 109–111.