Статья посвящена дидактическому анализу межпредметных связей и изучению возможностей их использования в ССПО.
This article is devoted for exploring the didactic analysis of inter-subject problems and the possibilities to use in secondary specialized institutions.
В настояший момент система подготовки и обучения квалифицированных кадров для различных отраслей экономики в разных учебных заведениях требует кардиналных изменений, а в некоторых случаях – вовсе и новых дополнений и методов обучения. В силу этого ныне продолжается разработка все новые, ранее мало использованные или совсем неиспользованные методы и подходы подготовки будущих кадров.
Одним из таких подоходов или ещё более точно говоря, систем, подготовки кадров в средне-специальних учебных заведениях кадров для различных отраслей экономики в процессе обучения является использование межпредметных связей, которые по своему содержанию являются многогранным и многоаспектным понятием процесса обучения в ССПО.
Анализируя содержания проблемы межпредметных связей, мы столкнемся с вопросом, что понимается под проблемами дидактики и в чём критерии определения тех или иных вопросов в качестве дидактических.
Дидактические проблемы возникают в процессе включения научного знания в содержание учебного предмета. Учебный предмет не является копией одноимённой науки или её основ хотя бы уже потому, что он объединяет знания нескольких наук и имеет другие цели. Дидактические проблемы появляются и в ходе планирования, и организации учебной деятельности. Поэтому к ним относятся задачи, требующие для своего решения анализа фактов в свете положений теории обучения, что позволяет определить принципиальные направления исследования. От того, насколько методологически правильно будет обосновано исследование, зависит создание убедительной научной концепции и перевод её из сферы общей дидактики в сферу частной дидактики и далее в сферу методики преподавания учебного предмета.
Специфика проявления методологии дидактики в различных учебных предметах и типах учебных заведений требует изучения ее своеобразия в каждой дисциплине. Поскольку сама теория обучения постоянно развивается, то и дидактические проблемы также изменяются, иначе никаких проблем и не возникало бы. В настоящее время центр интересов теории обучения по-прежнему находится в области изучения проблем содержания образования, его фундаментализации, политехнизации, экологизации, форм и методов интеграции учебных предметов и синтеза научного знания. А нашей задачей а этой статье является изучение и попытка разрешения этих проблем с позиций межпредметного подхода к изучению экономических и компьютерных дисциплин в ССПО для подготовки квалифицированных специалистов.
Источники решения проблемы межпредметных связей находятся не только в теории обучения, но и в практической сфере. Проблема межпредметных связей в подготовке квалифицированных специалистов в самом общем плане имеет две составляющие:
во-первых, осуществление межпредметных связей в процессе изучения экономических и компьютерных дисциплин в колледжах;
во-вторых, в подготовке квалифицированных специалистов к реализации межпредметных связей в их будущей работе.
Необходимо обратить внимание на то, что «межпредметной» составляющей содержания образования будущего квалифицированного специалиста является не только совокупность межпредметных систем знаний, а и умения по организации учебной деятельности учащихся по переносу знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую. Поэтому в колледжах должна быть организована подготовка учащихся к такой учебной деятельности.
Содержание работы по формированию у учащихся умений по переносу знаний является важнейшей составляющей их профессиональной подготовки. Учебная деятельность по формированию отдельных элементов знания без их переноса не является еще процессом формирования содержания межпредметных связей.
При изучении особенностей реализации межпредметных связей в средне-специальных учебных заведениях необходимо рассматривать их не только как учебную деятельность по переносу знаний, но и как процесс формирования межпредметных систем знаний, умений и навыков, и интегративно-синтетической составляющей теоретического мышления. Это выдвигает на первый план реализацию в учебном процессе межпредметных теоретических обобщений, которые позволят осуществить синтез учебного знания, формирование теоретического мышления, будут способствовать овладению общими способами преобразования учебного материала разных дисциплин. Профессиональную направленность в этом случае можно определить, как ведущую форму взаимосвязи учебных предметов, т.к. она предполагает не только единый подход к изучению различных дисциплин, но и воспитание определенных качеств личности будущего выпускника колледжа.
Литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М, 2005.
Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа,2005. С. 144
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж; издат. ВГУ, 1977,302 с.
Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании. /Интеграция содержания образования в педвузе: Сб.н.тр. Сост. Салов Ю.А.,Бийск,1994. С. 3-9.