Дидактический анализ проблемы межпредметных связей и возможности их использования в средне-специальных учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Хасанов, А. А. Дидактический анализ проблемы межпредметных связей и возможности их использования в средне-специальных учебных заведениях / А. А. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4101/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена дидактическому анализу межпредметных связей и изучению возможностей их использования в ССПО.

This article is devoted for exploring the didactic analysis of inter-subject problems and the possibilities to use in secondary specialized institutions.


В настояший момент система подготовки и обучения квалифицированных кадров для различных отраслей экономики в разных учебных заведениях требует кардиналных изменений, а в некоторых случаях – вовсе и новых дополнений и методов обучения. В силу этого ныне продолжается разработка все новые, ранее мало использованные или совсем неиспользованные методы и подходы подготовки будущих кадров.

Одним из таких подоходов или ещё более точно говоря, систем, подготовки кадров в средне-специальних учебных заведениях кадров для различных отраслей экономики в процессе обучения является использование межпредметных связей, которые по своему содержанию являются многогранным и многоаспектным понятием процесса обучения в ССПО.

Анализируя содержания проблемы межпредметных связей, мы столкнемся с вопросом, что понимается под проблемами дидактики и в чём критерии определения тех или иных вопросов в качестве дидактических.

Дидактические проблемы возникают в процессе включения научного знания в содержание учебного предмета. Учебный предмет не является ко­пией одноимённой науки или её основ хотя бы уже потому, что он объеди­няет знания нескольких наук и имеет другие цели. Дидактические пробле­мы появляются и в ходе планирования, и организации учебной деятельно­сти. Поэтому к ним относятся задачи, требующие для своего решения ана­лиза фактов в свете положений теории обучения, что позволяет определить принципиальные направления исследования. От того, насколько методоло­гически правильно будет обосновано исследование, зависит создание убе­дительной научной концепции и перевод её из сферы общей дидактики в сферу частной дидактики и далее в сферу методики преподавания учебно­го предмета.

Специфика проявления методологии дидактики в различных учебных предметах и типах учебных заведений требует изучения ее своеобразия в каждой дисциплине. Поскольку сама теория обучения постоянно развива­ется, то и дидактические проблемы также изменяются, иначе никаких про­блем и не возникало бы. В настоящее время центр интересов теории обуче­ния по-прежнему находится в области изучения проблем содержания обра­зования, его фундаментализации, политехнизации, экологизации, форм и методов интеграции учебных предметов и синтеза научного знания. А нашей зада­чей а этой статье является изучение и попытка разрешения этих проблем с по­зиций межпредметного подхода к изучению экономических и компьютерных дисциплин в ССПО для подготовки квалифицированных специалистов.

Источники решения проблемы межпредметных связей находятся не только в теории обучения, но и в практической сфере. Проблема межпредметных связей в подготовке квалифицированных специалистов в самом об­щем плане имеет две составляющие:

  • во-первых, осуществление межпред­метных связей в процессе изучения экономических и компьютерных дисциплин в колледжах;

  • во-вторых, в подготовке квалифицированных специалистов к реализации межпредметных связей в их будущей работе.

Необходимо обратить внимание на то, что «межпредметной» со­ставляющей содержания образования будущего квалифицированного специалиста является не только совокупность межпредметных систем знаний, а и умения по организации учебной деятельности учащихся по переносу знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую. Поэтому в колледжах должна быть организована подготовка учащихся к такой учебной деятельности.

Содержание работы по формированию у учащихся умений по пере­носу знаний является важнейшей составляющей их профессиональной под­готовки. Учебная деятельность по формированию отдельных элементов знания без их переноса не является еще процессом формирования содержа­ния межпредметных связей.

При изучении особенностей реализации межпредметных связей в средне-специальных учебных заведениях не­обходимо рассматривать их не только как учебную деятельность по пере­носу знаний, но и как процесс формирования межпредметных систем зна­ний, умений и навыков, и интегративно-синтетической составляющей тео­ретического мышления. Это выдвигает на первый план реализацию в учеб­ном процессе межпредметных теоретических обобщений, которые позволят осуществить синтез учебного знания, формирование теоретического мыш­ления, будут способствовать овладению общими способами преобразова­ния учебного материала разных дисциплин. Профессиональную направ­ленность в этом случае можно определить, как ведущую форму взаимосвя­зи учебных предметов, т.к. она предполагает не только единый подход к изучению различных дисциплин, но и воспитание определенных качеств личности будущего выпускника колледжа.


Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М, 2005.

  2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа,2005. С. 144

  3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж; издат. ВГУ, 1977,302 с.

  4. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании. /Интеграция содержания образования в педвузе: Сб.н.тр. Сост. Салов Ю.А.,Бийск,1994. С. 3-9.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, перенос знаний, связь, учебный предмет, дисциплина, межпредметная система знаний, научное знание, процесс обучения, различная отрасль экономики, теоретическое мышление.


Похожие статьи

Обеспечение возможности использования межпредметных связей в преподавании химии в средних специальных и профессиональных учебных заведениях

Роль межпредметной связи в повышении эффективности преподавания физики в средних школах

Возможности межпредметной взаимосвязи в развитии устной и письменной речи учащихся

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного подхода обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей в теории и практике

Методологические аспекты изучения социально-структурных явлений

Педагогические основы изучения проблемы развития музыкального обучения в системе образования

Теоретико-правовой анализ субъективного фактора в историческом процессе

Развитие и изучение междисциплинарного взаимодействия библиографоведения и библиотековедения

Изучение типологических свойств нервной системы и психо-физиологических особенностей Интернет-зависимых студентов

К вопросу о необходимости дифференциации общеправовых и отраслевых принципов

Похожие статьи

Обеспечение возможности использования межпредметных связей в преподавании химии в средних специальных и профессиональных учебных заведениях

Роль межпредметной связи в повышении эффективности преподавания физики в средних школах

Возможности межпредметной взаимосвязи в развитии устной и письменной речи учащихся

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного подхода обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей в теории и практике

Методологические аспекты изучения социально-структурных явлений

Педагогические основы изучения проблемы развития музыкального обучения в системе образования

Теоретико-правовой анализ субъективного фактора в историческом процессе

Развитие и изучение междисциплинарного взаимодействия библиографоведения и библиотековедения

Изучение типологических свойств нервной системы и психо-физиологических особенностей Интернет-зависимых студентов

К вопросу о необходимости дифференциации общеправовых и отраслевых принципов

Задать вопрос