Формы и пути развития устной и письменной речи учащихся весьма разнообразны. Попытаемся показать это на примере использования диктантов и изложений с творческим заданием. Текст диктанта пишется как обычно, только к нему даются дополнительные задания. Напоминаем некоторые образцы заданий:
Предоставление учениками информации в процессе урока на основе материалов другого предмета.
Выделение из текста терминов, касающихся определенной сферы науки, профессии, ремесла, производства, обращая внимание на их образование. Толкование значения корня и аффиксов. Составление толкового словаря использованных в тексте терминов.
Составление предложений по заданной теме. При этом тема преподносится во взаимосвязи с определенным учебным предметом. Как образец, предлагаются следующие темы: “Периодическая системы Менделеева”, “Математика и жизнь”, “Компьютерные технологии – современные технологии”, “Жанры и средства изображения классической литературы” и др.
Отбор материала для диктантов и изложений из других учебных предметов. При этом, естественно, необходимо обращать особое внимание на то, что материал, отбираемый из источников по другим предметам, должен быть интересным для учащихся данного этапа, а также он должен максимально соответствовать изучаемой на уроке теме.
Как показало ознакомление с системой заданий по предметам, преподаваемым в академических лицеях, каждый предмет, исходя из своих внутренних особенностей, предлагает различные формы и методы организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Среди них отдельное внимание заслуживает работа с дополнительной литературой по предмету. При этом указывается ряд письменных работ, в том числе, составление вопросов и заданий, ответы на существующие вопросы, составление плана текста, написание краткого конспекта текста, написание сочинения и др.
«Текст теоретической части учебников по литературе является письменным изложением посредством литературного языка той или иной истины, доказанной в науке литературоведения. Насколько сложно создание такого текста, настолько усложнено и его понимание. Эти сложности в первую очередь объясняются тем, что некоторые слова и выражения являются незнакомыми» (1).
Содержание наглядных средств, используемых на занятиях, сможет послужить удобным посредником в межпредметной связи. Некоторые учителя на уроках пользуются различными головоломками как ребусы, кроссворды, чайнворды. Внедрение в их содержание содержания другого учебного предмета тоже не оставит учеников безразличными к изучаемой теме. Особенно, если такие задания будут выполнены учениками самостоятельно, то их эффективность будет еще более высокой. В этом направлении можно указать на следующие виды работ:
подготовка наглядных пособий, требующих знаний, полученных по другому предмету;
составление ребусов и кроссвордов, используя понятия и термины, касающиеся других предметов;
на основе данного рисунка (произведения изобразительного искусства) составление предложений, охватывающих информацию, которая относится к смежным предметам;
использование материалов других предметов в качестве текстов для диктантов или изложений;
привлечение сведений, полученных из других предметов, ведение работы, опираясь на эти сведения при изучении некоторых тем;
привлечение примеров из материалов по другим предметам, обучаемым на данном этапе при выполнении грамматического разбора;
составление учениками текстов, касающихся отдельных тем соответствующих предметов;
проведение соревнований по сообразительности, остроумию, опираясь на понятия и знания по различным предметам.
Если представить учебные предметы, изучаемые в академических лицеях в виде отдельных звеньев в сфере знаний, то они предстанут перед нашими глазами как не связанные друг с другом звенья.
В очередной раз следует отметить, что на уроках родного языка много возможностей для установления такой связи. Тот факт, что язык, родной язык является средством коммуникации, может показать его возможности в полной мере. Эти шансы на практике приобретают совершенную безграничность. Все дело лишь в уместном, виртуозном его использовании.
Задачи, поставленные перед образованием, весьма разнообразны. Они возникают в связи с осуществлением различных целей. Одной из таких целей является формирование у учащихся представлений о единой картине мира, о взаимосвязи событий, происходящих в окружающем мире. При достижении данной цели особую важность приобретает взаимосвязь учебных предметов, изучаемых на различных этапах образования.
Во-первых, известно, что на каждом уроке определяются соответствующие образовательные, воспитательные и развивающие цели. Считаем, что эти цели смогут превратиться в реальную силу, только если они будут опираться также и на межпредметные связи или полностью охватывать их.
Во-вторых, в процессе осуществления межпредметной связи необходимо учитывать индивидуально-личностные качества, интересы, мировоззрение, самостоятельно-творческие особенности каждого учащегося. В то же время необходимо гарантировать получение учащимися конкретных результатов после проведения таких педагогических мероприятий. Упражнения и задания, касающиеся межпредметных связей не должны быть неясными, скомканными, непонятными. Наоборот, они должны быть понятными для учащихся, конкретными, необходимо также показывать образцы их выполнения. Самое главное, упражнения и задания должны быть гармоничны с содержанием учебного материала.
В-третьих, в осуществлении межпредметной связи нужно полностью следовать принципам непрерывности и органичности, принципу «от простого к сложному». В результате все это послужит прочному усвоению знаний, приобретению учениками устойчивых умений и навыков, одним словом, становлению личности учащихся как обладателей высокой нравственности. С внедрением межпредметных связей можно будет положить конец простым, повседневным, даже скучным занятиям. В том возрасте, в котором находятся ученики академических лицеев, отчетливо проявляется стремление к познанию. Об этом многократно утверждали ученые педагоги и психологи. В частности, И.П.Подласый пишет: «Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Кроме того, в этом возрасте «ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам»(2). Следовательно, при установлении межпредметных связей необходимо учитывать эти особенности личности подростка. Вышеуказанные требования предусматривают внимательное изучение содержания привлекаемого материала. При этом, опираясь на знания, полученные учениками до этого момента, а также на их мировоззрение, целесообразно освещать события, которые являются органичным продолжением имеющихся знаний, смежных и созвучных им. Необходимо особо отметить, что в данном процессе более полезно использовать не репродуктивные, а творческо-эвристические методы.
В-четвертых, среди средств, позволяющих осуществить межпредметные связи, существуют и различные наглядные пособия, аудио и видео средства, компьютерные технологии. С их помощью учащиеся смогут осуществлять анализ и синтез событий, делать обобщения и выводы, и самое главное, развивать свои речевые умения и навыки. Все это приводит к активизации коммуникативной, организационно-педагогической, речевой, творческой, практической деятельности учащихся.
В-пятых, результаты осуществленного педагогического процесса определяются соответствующими научными знаниями, морально-этическими качествами, своеобразным мировоззрением учеников. В педагогике в качестве их «единицы измерения» принята формированная необходимым путем система умений и навыков. Что понимается под контролированием этих результатов? Результаты необходимо проследить не только эффективностью занятий по родному языку, но и изменениями по другим учебным предметам. Следовательно, здесь речь идет о более широком масштабе контроля.
Правильно поставленная межпредметная связь оказывает положительное воздействие на познавательную деятельность ученика. Это не трудно представить. Несмотря на это, мы можем прийти к самостоятельному выводу через наблюдение места и роли данной связи в прочном установлении методов дедукции и индукции в познавательной деятельности учащихся.
«Межпредметная связь должна найти свое решение в учебниках родного языка (в системе учебных заданий) различных этапов образования.
Выбор текстов по точным и гуманитарным наукам, создание малых текстов, используя термины других учебных предметов, выделение из заданного текста лингвистических терминов, слов в прямом и переносном значении, словосочетаний, фразеологизмов и других единиц, составление с их участием предложений и текстов, прививание умений различать в контексте значений слова – расширяет круг мышления студента, повышает уровень коммуникативной грамотности» (3).
В заключении хотим отметить, что правильная установка межпредметной связи на уроках родного языка является важным фактором в повышении эффективности урока и развитии личностных творческих способностей учащихся.
Литература:
С.Матжон. Адабиётдан мустакил ишларни ташкил этиш усуллари. Монография. Ташкент, Укитувчи, 1995.
Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
Тухлиев Б., Шамсиева М., Зиядова Т. “Узбек тили укитиш методикаси” (укув кулланма). Т.: “Янги аср авлоди”, 2006.