На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени. На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. [2]
Но есть еще одна категория детей с нарушением слуха, это дети с кохлеарной имплантацией.
Кохлеарная имплантация — единственная высокотехнологичная система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха у человека. В системе мероприятий по кохлеарной имплантации задействован ряд специалистов разного профиля (сурдопедагогов, психологов, сурдологов, аудиологов, оториналарингологов), работа которых невозможна друг без друга и направлена на восстановление слуха у человека
Кохлеарный имплант состоит из двух частей: Внутренняя часть — имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку) Наружная часть — речевой процессор (располагается за ухом)
Важной частью послеоперационных мероприятий при кохлеарной имплантации является слуховая реабилитация. Ее цель — научить ребенка воспринимать звуковую речь, понимать ее и в полной мере использовать собственные новые ощущения для развития устной речи. Ведь нарушение коммуникативных процессов у слабослышащих может привести к общей задержке умственного развития.
Слуховая реабилитация включает в себя следующие этапы:
– развитие речи и слухового восприятия;
– настройка речевого процессора в системе кохлеарного импланта;
– общее развитие (памяти, моторики, внимания, интеллекта);
– психологическая помощь детям и их родителям.
Коррекционно-педагогическая помощь зависит от ряда условий:
- от правильной настройки кохлеарного импланта;
- от условий восприятия звуков, а также от возможности слушать разные речевые и неречевые сигналы;
- от организации условий общения с ребенком в разных ситуациях;
- от желания самого ребенка и позитивного настроя взрослого по опыту работы по слуховому восприятию;
- от непосредственного участия других членов семьи и специалистов.
Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ?
История внедрения метода кохлеарной имплантации, сама практика разных стран мира и России доказала обратное: без психолого-педагогической помощи ребенку после операции и подключения речевого процессора кохлеарная имплантация оказывается неэффективной. [https://audiology.ru/]
Теоретическое объяснение состоит в том, что при помощи высокотехнологичной медицины удается практически полностью устранить первичное нарушение (слуха), однако ребенок родился и прожил часть своей жизни неслышащим, а значит — приобрел вторичные нарушения развития. Он привык общаться с окружающими людьми не так как слышащий ребенок, и окружающие люди привыкли взаимодействовать с ним не так, как со слышащим ребенком. Особые способы взаимодействия с миром укоренены в поведении ребенка, и их устранение находится в компетенции психологов и педагогов, но не в компетенции медицины.
После успешной операции до момента подключения речевого процессора это все еще ребенок с тяжелым нарушением слуха, его статус определен и известен. Он может характеризоваться как глухой, с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), с дополнительными нарушениями.
После подключения речевого процессора статус ребенка с КИ впервые меняется — теперь он «уже не глухой, но еще не слышащий». [2] Благодаря проведенной операции и подключению речевого процессора ребенок с кохлеарными имплантами уже способен воспринимать звуки, однако он продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для ребенка с КИ сохраняют значение зрительные опоры, привычные средства восприятия речи и самой коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др.
Не успевают, как правило, перестроиться и родители: они радуются проведенной операции, ждут, что ребенок начнет вести себя как слышащий, но продолжают общаться с ним привычными способами и средствами общения.
Так же родители и близкие ребенка с очень часто задают вопрос, какое образовательное учреждение следует посещать. Группу компенсирующей направленности, где находятся дети с нарушением слуха, и не все из них кохлеарно имплантированны, группу общеразвивающей направленности, или же вообще никуда не ходить и пытаться заниматься с ребенком дома.
И этот выбор на мой взгляд зависит от ряда причин.
Когда ребенок был слухопротезирован, в каком возрасте была сделана операция, посещал ли ребенок какое-либо образовательное учреждение до операции.
Конечно, самым правильным решением после подключения речевого процессора будет поместить ребенка в речевую среду (либо создать такую среду в домашних условиях, либо организовать ребенка в обычную группу детского сада). И тут начинается самое интересное….
Да если ребенок рано слухопротезирован и операция по вживлению кохлеарного импланта была сделана до 2х лет, то конечно, в группе компенсирующей направленности ему не место, и тогда это только обычный детский сад. Такой ребенок скорее всего будет развиваться как обычный слышащий ребенок.
Но, к сожалению, таких детей очень мало. И основная их часть либо посещала группу компенсирующей направленности, либо не посещали никакое образовательное учреждение вовсе, но использовали СА.
Для родителей очень тяжело решиться на оперативное вмешательство. В основном решение приходит, когда СА не помогают.
И вот такому ребенку сделали КИ и что дальше? Куда бежать?
Конечно, в наших образовательных стандартах прописано что это должна быть только речевая среда, и все сурдологи нам об этом говорят… и мама естественно желая лучшего для своего ребенка идет в обычную группу детского сада, и «сидит» там год, а может и больше, а результатов все нет. И в пять лет родители начинают биться в двери, научить ребенка говорить… научить его слышать и слушать…общаться со сверстниками.
Родители нам очень часто задаю такой вопрос: а почему так произошло, что нет результатов?
И из своего опыта я расскажу….
У ребенка с КИ, которого поместили в группу обычного детского сада, начинают возникать следующие трудности:
– Сверстники не обращают внимания, не хотят вместе играть
– Воспитатели никогда не видели и не работали с такой категорией детей
– В учреждении нет специалистов (хотя бы логопеда при условии, что он знает, как с таким ребенком заниматься) помимо этого, и родители не получают психолого-педагогическую поддержку.
И по опыту работы таких детей в нашей стране достаточное количество.
Еще одна проблема состоит в том, что нарушение слуха не единственное нарушение у ребенка. Обычно родители посещают невролога, когда подозревают неладное. Но в 90 % врач говорит о том, что у ребенка развивается задержка психо — речевого развития на фоне глухоты. Таким образом проблема остается не решенной, а в большинстве случаем усугубляется, так как не была выявлена. А время идет, речь либо очень скудна, либо отсутствует вовсе. Наступает время школы, и ребенок оказывается не в мире слышащих не в мире глухих. Он не готов к обучению в школе глухих, но и к массовой школе он тоже не готов. Конечно, в нашей стране уверенными шагами шагает инклюзия, и каждый родитель имеет право на обучение своего ребенка в любом образовательном учреждении, а зачем? Многие родители думают, что инклюзия — это замена коррекционных групп, классов, школ. Но это далеко не так.
Поэтому, когда родители таких детей обращаются к нам за помощью, мы предлагаем им посещать группу компенсирующей направленности, где находятся дети со СА и с КИ. И начинаем работать…А уже потом, когда у ребенка с КИ или СА появилось понимание речи. И сама фразовая речь, вот тогда целесообразно поместить ребенка в обычную группу слышащих детей, но при этом ни в коем случае не следует оставлять ребенка без специальной помощи.
Литература:
- Альманах № 15 «Интеграция, инклюзия и развитие системы специального образования "
- Альманах № 21 «Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов»
- Глухие и слабослышащие дети. Р. М. Боскис. — М.: Педагогика, 1963.
- Жилинскене, Сагалова, Гуленко. Как мы были мамами глухих детей.
- Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.
- Королева И. В Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. 2-е изд.-СПб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2006. -98с