Карта дифференцированного обследования речевого аппарата у детей с дизартрией
Автор: Хохлова Эллона Георгиевна
Рубрика: Медицинские и педагогические инновации
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 01.01.2024
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Хохлова, Э. Г. Карта дифференцированного обследования речевого аппарата у детей с дизартрией / Э. Г. Хохлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 47-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8896/ (дата обращения: 16.12.2024).
Карта дифференцированного обследования речевого аппарата у детей с дизартрией
Хохлова Эллона Георгиевна, учитель-логопед
МБОУ СОШ № 3 г. Ноябрьска (Тюменская обл.)
Фамилия, имя, отчество_________________________________________
Дата обследования______________________________________________
Возраст ребенка_______________________________________________
Доречевое и раннее речевое развитие ребенка :
– протекало с выраженной задержкой;
– протекало с задержкой;
– нормальное (по возрасту).
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:
– крик____________________________________________________
– гуление_________________________________________________
– лепет___________________________________________________
– первые слова_____________________________________________
– простые фразы___________________________________________
Строение органов артикуляции
Лицевая мускулатура:
– сглаженность носогубных складок;
– асимметрия лица.
Губы: толстые, мясистые, тонкие, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма.
Зубы: кривые, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, отсутствие нижних, верхних резцов, норма.
Прикус: открытый передний, открытый боковой, перекрестный, норма.
Строение челюсти: прогения, прогнатия, норма.
Твердое небо: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, норма.
Мягкое небо: длинное, короткое расщелина мягкого неба, субмукозная расщелина, норма.
Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону.
Язык:
– толстый, маленький, узкий, раздвоенный распластанный, длинный, норма кончик языка (истонченный, широкий, невыраженный);
– позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на полости рта.
Подъязычная уздечка : короткая, натянутая, приращенная, норма.
Выводы:
– строение артикуляционного аппарата нормальное;
– строение артикуляционного аппарата с отклонениями.
Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата
Обследование жевательно-артикуляционных мышц
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении счет от 1 до 30. |
Обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть недвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул. Тонус повышен резко Напряжены, удержание позы открытого рта значительно затруднено. Тонус повышен нерезко Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено. Понижен резко Рот постоянно приоткрыт за счет поражения жевательных мышц. Жевание твердой пищи затруднено. Понижен нерезко Жевание и откусывание твердой пищи могут быть затруднены. Неоднородное распределение мышечного тонуса При поражении (понижении тонуса) жевательных мышц с одной стороны открывание рта вызывает отклонение челюсти в пораженную сторону за счет более активных движений на здоровой стороне. |
Оценить Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии). Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, неполный объём движений. Тремор подбородка. Тонус: — повышен резко (гипертонус); — повышен нерезко; — понижен резко (гипотонус); — понижен нерезко; — неоднородное распределение мышечного тонуса. |
Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Задвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение. |
Обследование мышц языка
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
Если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше задания, то речь может идти о патологии мышц языка. Тонус повышен резко Язык напряжен, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляторных поз невозможно. Тонус повышен нерезко В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Удержание и выполнение артикуляционных поз затруднено. Понижен резко Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может быть исчерчен белыми полосками в связи с атрофией некоторых мышечных волокон. Движения резко ограничены, артикуляционные позы не удерживает Понижен нерезко Язык малоподвижный. Наблюдается вялость движений, снижены сила, точность движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы Неоднородное распределение мышечного тонуса Мышцы языка могут быть поражены в разной степени в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно четко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперед он может отклоняться в сторону. Отклонение происходит всегда в более пораженную сторону за счет преобладания активных движений мышц на здоровой стороне языка. |
Оценить Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии); Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений, объём движений ограничен, малоподвижный, движение языка замедленные, с затруднениями, язык вялый, переключаемость движений нарушена, при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, наблюдается тремор; нарушены движения кончика языка, девиация, саливация. Тонус: — повышен резко (гипертонус); — повышен нерезко; — понижен резко (гипотонус); — понижен нерезко; — неоднородное распределение мышечного тонуса. |
Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
||
Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз. |
||
Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз. |
||
Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз |
||
Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
||
Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на губу. |
||
«Иголочка-лопатка» Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удержать 5–10 сек. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5–10 сек. |
||
Движения языком вперед-назад. |
Обследование мышц губ
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения. Выполнение задания по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу. Тонус повышен резко Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено. Тонус повышен нерезко Выполнение произвольных движений может быть затруднено. Понижен резко Губы истончены, углы рта опушены, нередко асимметричны, нет полного смыкания губ. Отсутствуют артикуляционные движения. Понижен нерезко Губы вялые, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных проб, как «трубочка», «улыбка». Неоднородное распределение мышечного тонуса При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении пробы «улыбка». Отмечаются трудности удержания позы на пораженной стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне. |
Оценить Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии); О бъём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, неполный объём движений, истощаемость движений, проявляется ли тремор, саливации, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается; Тонус: — повышен резко (гипертонус); — повышен нерезко; — понижен резко (гипотонус); — понижен нерезко; — неоднородное распределение мышечного тонуса. |
Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
||
Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше. |
||
Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука [у], и удержать позу; |
||
Округлить губы как при произношении звука [о] — удержать позу |
Обследование мышц щек
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет до 10. |
Тонус повышен Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено. Тонус понижен Вялые, трудности удержания позы. При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам. |
Оценить Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии) Объем выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, неполный объём движений; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека. Тонус: — повышен резко (гипертонус); — повышен нерезко; — понижен резко (гипотонус); — понижен нерезко; — неоднородное распределение мышечного тонуса. |
Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую. |
||
Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5. |
Обследование мышц мягкого неба
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Широко открыть рот и четко произнести звук [а]. |
В этот момент в норме мягкое небо поднимается |
Оценить Выполнение правильное; объем движений ограничен; отмечаются синкенезии; малая подвижность небной занавески; гиперкинезы; саливация; движение не удается. Тонус: — повышен резко (гипертонус); — повышен нерезко; — понижен резко (гипотонус); — понижен нерезко; — неоднородное распределение мышечного тонуса. |
Провести шпателем, зондом по мягкому небу. |
В норме должен появиться рвотный рефлекс. Тонус повышен резко Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикосновения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация. Тонус повышен нерезко Повышен рвотный рефлекс. Понижен резко Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня языка. В речи выраженная назализация. Во время еды и питья характерно поперхивание. Понижен нерезко Малая активность мягкого нёба, возможна назализация. Неоднородное распределение мышечного тонуса При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращенных мышц, т. е. в здоровую сторону. |
Обследование двигательной функции челюсти
Содержание задания |
Характер выполнения |
Широко раскрыть рот, как при произнесении звука [а] и закрыть. |
Оценить Выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; отмечаются синкенезии; тремор; саливация; движение не удается. |
Сделать движение нижней челюстью вправо. |
|
Сделать движение влево. |
|
Сделать движение нижней челюстью вперед. |
Состояние мышечного тонуса артикуляционной моторики:
– повышен резко (гипертонус);
– повышен нерезко;
– понижен резко (гипотонус);
– понижен нерезко;
– неоднородное распределение мышечного тонуса.
Обследование мимической мускулатуры
Содержание задания |
Особенности выполнения |
Характер выполнения |
Исследование объема и качества движений мышц лба : — нахмурить брови; — поднять брови; — наморщить лоб. |
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся вначале по показу, а затем по словесной инструкции. Тонус повышен резко Лицо напряжено и гипомимично. Тонус повышен нерезко Мимика бедная. Понижен резко Лицо амимично, слегка одутловато. Понижен нерезко Мимика вялая. Неоднородное распределение мышечного тонуса Наблюдается асимметрия в выполнении мимических движений. |
Оценить Выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки); движение не удается. |
Исследование объема и качества движений глаз : — легко сомкнуть веки; — плотно сомкнуть веки; — закрыть правый глаз, затем левый; — подмигнуть. |
Оценить Выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения. |
|
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Выразить мимикой лица : — удивление; — радость; — испуг; — грусть; — сердитое лицо. |
Оценить Правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая. |
|
Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции: — поцелуй; — улыбка; — оскал; — плевок; — цоканье. |
Оценить Выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается. |
Состояние мышечного тонуса мимической мускулатуры:
– повышен резко (гипертонус);
– повышен нерезко;
– понижен резко (гипотонус);
– понижен нерезко;
– неоднородное распределение мышечного тонуса;
– поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует;
– отмечается поражение черепно-мозговых нервов.
Глоточный (рвотный) рефлекс ( повышен, норма ).
Жевание ( норма, отсутствие жевания твердой пищи ).
Выводы:
Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата ( повышен резко; повышен нерезко; понижен резко; понижен нерезко; наблюдается неоднородное распределение мышечного тонуса).
Слоговая структура слова:
– не нарушена;
– нарушение слоговой структуры слов ( парафазии, элизии, итерации, контаминации, персеверации, перестановки звуков, слогов ).
Фонетический строй речи:
– сигматизм свистящих ( межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм );
– сигматизм шипящих ( межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм );
– лабдацизм ( губно-губное произношение, губно-зубное произношение, межзубное произношение, смягченное произношение, носовое произношение );
– ротацизм ( губно-губное, одноударное произношение, боковое произношение, горловое произношение (велярное, увулярное), носовое произношение );
– йотоцизм;
– каппацизм, гаммацизм, хитизм;
– недостаток произношения губно-губных звуков [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'];
– недостаток произношения губно-зубных звуков [ф], [ф'], [в], [в'];
– недостаток произношения твердых согласных;
– недостаток произношения звонких согласных;
– усредненность гласных;
– изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи;
– фонетический строй речи сформирован достаточно.
Фонематический строй речи:
– парасигматизм свистящих звуков;
– парасигматизм шипящих звуков;
– параламбдацизм;
– параротацизм;
– парайотоцизм;
– фонематический строй речи сформирован достаточно.
Степень разборчивости речи:
– речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих;
– разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;
– разборчивость речи не нарушена.
Выводы:
– фонетический строй речи сформирован достаточно, фонетический строй речи сформирован недостаточно;
– фонематический строй речи сформирован достаточно, фонематический строй речи сформирован недостаточно.
Дыхание:
– поверхностное, затрудненное;
– неровное, неритмичное;
– свободное;
– дифференциация носового и ротового выдоха и выдоха не сформирована.
Голос:
– недостаточная сила голоса ( тихий, слабый, истощающийся );
– нарушение тембра голоса ( глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, напряженный, дрожащий, сильный, звонкий, норма ).
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции ( нарушена, сохранна ).
Просодическая организация звукового потока речи:
Мелодико-интонационная сторона речи:
– нарушение интонационного оформления речи;
– отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный);
– слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный);
– норма.
Темп речи ( нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание ).
Ритм речи ( нормальный, растянутый, скандированный )
Логопедическое заключение:
Варианты логопедического заключения.
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:
– Дизартрия: фонетический дефект;
– Стертая дизартрия;
– Неярко выраженная дизартрия;
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
– Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с легкой степенью выраженности дизартрии;
– Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
— Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) у ребенка с дизартрией.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
– Системное недоразвитие речи при дизартрии.
Литература:
- Архипова Е. Ф., Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- Приходько О. Г. Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических расстройств. Москва, 2012.
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.