Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 17.03.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Пакулева, А. Р. Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников / А. Р. Пакулева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79291/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников. Проблема состоит в том, что, испытывая школьную тревожность, младший школьник плохо адаптируется в учебном процессе, с трудом переживает кризис поступления в школу. Повышенный уровень тревожности проявляется у младшего школьника в различных формах его поведения. В статье раскрываются психологические особенности младшего школьника с повышенным уровнем тревожности, и её влияние на психосоматику.

Ключевые слова: школьная тревожность, психологическое здоровье младшего школьника, соматическое здоровье младшего школьника, основные показатели тревожности, кризис поступления в школу.

The article reveals the nature and features of the concepts «anxiety personality of a younger student», «psychological health of a younger student», «somatic health of a younger student». Much attention is paid to the peculiarities of the influence of the level of school anxiety on the psychological and somatic health of primary schoolchildren. The problem is that, while experiencing school anxiety, the younger student does not adapt well to the educational process, hardly survives the crisis of entering school. An increased level of anxiety is manifested in a younger student in various forms of his behavior. The article reveals the psychological characteristics of a primary school student with an increased level of anxiety, and its impact on psychosomatics.

Key words: school anxiety, psychological health of a primary school student, somatic health of a primary school student, the main indicators of anxiety, the crisis of entering school.

Сегодня мы встречаем всё больше детей, страдающих повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Данные симптомы являются основными признаками наличия тревожности.

Психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных младших школьников [12]:

— высокий уровень обучаемости. При этом воспитатель или учитель может считать такого ребёнка неспособным или недостаточно способным к восприятию информации, поскольку ребёнок постоянно тревожится, правильно ли он выполняет задание, иногда торопится и допускает ошибки. В этом случае педагог может делать ему замечания;

— эти воспитанники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания;

— если не удаётся сразу справиться с заданием, тревожный ребёнок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет отсутствием у себя всяких способностей;

— на занятии поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе, и нелепые ответы. Говорят иногда непонятно, проглатывая слова, краснеют и жестикулируют невпопад, иногда еле слышно или, наоборот, слишком громко.

Понятие «тревога» было введено в психологию и впервые описано З. Фрейдом и широко рассматривалось многими учёными (О. А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз), как одно из видов страха [13, с. 65]. Авторы считают, что тревога возникает в результате активизации нашего воображения, негативного построения будущей картины мира.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова выделяют [10]:

  1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего они возникают в результате недооценки личностных и умственных характеристик младшего школьника.
  2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками. Так ребёнка могут не принимать в классе, считают его изгоем, что оказывает сильное влияние на возникновение личностной и ситуативной тревожности;
  3. Соматические нарушения. Очень часто тревожность возникает в тех случаях, когда малыш находится в ситуации конфликта, который был вызван:

— отрицательными запросами, которые могут поставить младшего школьника в униженное или зависимое положение;

— неадекватными, чаще всего завышенными требованиями. Ребёнок ещё не может выполнить некоторые требования взрослого в силу своего возраста. Это может поставить его в ситуацию неудачника, заставить тревожиться и беспокоиться по поводу своих способностей;

— противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребёнку родителями, школой, сверстниками.

М. Н. Аплетаев говорит о здоровье как о целостном многомерном динамическом состоянии, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, с. 5].

В. А. Гуров утверждает, что согласно тесту Филлипса от 27 % до 48 % первоклассников в период адаптации имеют высокий уровень развития общей тревожности [4]. Автор говорит, что общая тревожность в данном возрасте возникает по причине выраженных страхов проверки знаний, самовыражения и низкой физиологической устойчивостью к стрессу. На поведенческом уровне болезнь у младших школьников проявляется в повышенной агрессии или заторможенности, плаксивости, депрессии. Длительное пребывание ребёнка в тревожном состоянии проводит к полному или частичному повреждению структур организма, что приводит к развитию хронической болезни.

На основании проведённых исследований А. М. Прихожан было выявлено, что все ученики начальной школы имеют определённый уровень переживаний, склонность к невротическим состояниям [12]. Почти три четверти из них (70 %) имеют высокий и умеренный уровень тревожности, то есть негативное психологическое состояние. Оно отрицательно сказывается на их психологическом здоровье. Эти младшие школьники уже имеют такие хронические соматические заболевания, как миопия различной степени, нарушения гормонального фона, сколиоз, нарушения иммунитета. Особенно это касается девочек. 92 % из них имеют уровень тревожности выше среднего. У мальчиков этот показатель составляет 50 %. Беспокойство вызывает тот факт, что по результатам диагностирования высокий уровень тревожности выявлен у 82 % младших школьников.

С целью изучения уровня развития тревожности у младших школьников провели экспериментальное исследование с применением следующих методик:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан.
  2. Проективная методика «Нарисуй несуществующее животное».

В исследовании приняли участие 25 первоклассников МОУ «Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области, среди которых 13 девочек и 12 мальчиков.

В процессе проведения проективной методики для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан первоклассникам предлагалось составить рассказ по 12 картинкам, на которых нарисованы дети в разных ситуациях общения с пустыми лицами без эмоций. Первокласснику нужно было составить рассказ по картинкам и сказать, какое настроение и лицо у нарисованного ребёнка на каждой картинке. Подсчитывалось количество «»

На рисунке 1 представлены результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан.

Результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан

Рис. 1. Результаты диагностики первоклассников по методике школьной тревожности А. М. Прихожан

Из рисунка 1 видим, что 20 % испытуемых (5 человек из 25) имеют низкий уровень развития тревожности. 32 % первоклассников (8 человек из 25) имеют средний уровень тревожности. Однако 48 % первоклассников (12 человек из 25) имеют повышенную тревожность. Они испытывают постоянное беспокойство, тревогу при ответах на уроках, сильно зависимы от оценки окружающих, обидчивы, иногда агрессивны. Такие первоклассники часто выдавали «неблагополучные ответы»: девочка болеет, мальчики поссорились и не разговаривают, девочка сильно обиделась, что ей поставили тройку, мальчик наказан, учительница ругает девочку, мальчика заставляют сначала сделать уроки, а потом разрешают смотреть телевизор.

Далее провели исследование уровня развития тревожности по гендерному признаку: сколько мальчиков и девочек первого класса имеют повышенную, среднюю и низкую тревожность. На рисунке 2 представлены сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку.

Сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики по методике школьной тревожности А. М. Прихожан по гендерному признаку

Из рисунка 2 видим, что 23,1 % девочек (3 человека из 13) и 41,7 % мальчиков (5 человек из 12) имеют средний уровень развития тревожности. 25 % мальчиков (3 человека из 12) и 15,4 % девочек (3 человека из 13) имеют низкий уровень развития тревожности. У 33,3 % мальчиков (4 человека из 12) и 61,5 % девочек (8 человек из 13) диагностирован высокий уровень развития тревожности. Согласно расчётам U-критерия Манна-Уитни критическое значение Uэмп = 63 при p≤0.05 и p≤0.01, которое попадает в зону незначительной значимости. Можно сказать, что особых различий в уровнях развития тревожности у мальчиков и девочек первого класса не выявлено. Однако согласно рисунка 2, уровень тревожности несколько повышен у девочек-первоклассниц.

Далее применили проективную методику «Нарисуй несуществующее животное». При анализе рисунков детей нами выделены следующие детали, которые могут указывать на наличие тревожности у первоклассников:

— маленький и мелкий рисунок;

— сильный нажим карандаша;

— мало деталей в рисунке животного;

— рисунок ближе к верхнему краю листа;

— сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного;

— большие глаза у животного;

— отсутствие ног и дороги, на которой стоит животное;

— хвост, направленный вниз;

— угрожающее или устрашающее животное.

На рисунке 3 представлены сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное».

Сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное»

Рис. 3. Сравнительные результаты диагностики по проективной методике «Нарисуй несуществующее животное»

Из рисунка 3 видим, что у девочек в рисунках несуществующего животного наблюдется больше деталей, указывающих на наличие тревожности: сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного, сильный нажим карандаша, хвост, направленный вниз. У мальчиков в рисунках выявляются следующие детали, указывающие на наличие тревожности: маленький и мелкий рисунок, сильно зачерченные и заштрихованные детали в рисунке животного, отсутствие ног и дороги, на которой стоит животное.

Рассчитали Т-критерий Спирмена с целью определения взаимосвязи между уровнем тревожности и наличным уровнем соматического здоровья первоклассников по формуле:

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=T_%7bkp%7d%20=%202.398\cdot%20\sqrt%7b\frac%7b1%20-%200.893%5e%7b2%7d%7d%7b25%20-%202%7d%7d%20=%200.22

Коэффициент ранговой корреляции статистически значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум параметрам (уровень тревожности и соматическое здоровье) значимая.

На рисунке 4 графически представлена взаимосвязь соматического здоровья с уровнем тревожности у первоклассников.

График корреляции по Т-критерию Спирмена, показывающий взаимосвязь между уровнем тревожности и соматическим здоровьем первоклассников

Рис. 4. График корреляции по Т-критерию Спирмена, показывающий взаимосвязь между уровнем тревожности и соматическим здоровьем первоклассников

Связь между признаком Y и фактором X (уровнем тревожности и соматическим здоровьем) сильная и прямая. Можно сказать, что уровень тревожности первоклассников напрямую влияет на их соматическое здоровье.

Итак, в настоящее время особенно актуальным становится изучение тревожности у младших школьников. Это происходит потому, что данный период характеризуется бурным развитием психологических и физических особенностей ребёнка, становлением его физического и психологического здоровья.

Период поступления в школу совпадает с периодом важного возрастного кризиса, который каждый ребёнок переживает по-своему и с разной интенсивностью.

Как показывают результаты исследователей, в начальной школе практически 100 % детей имеют ту или иную степень развития тревожности, а отсюда и психосоматические заболевания. Непосредственная связь психического и физического здоровья была замечена учёными относительно давно. Ими отмечено, что повышенная тревожность негативно сказывается на психосоматическом здоровье младшего школьника.

Литература:

  1. Алфёров, А. Д. Психология развития школьника: учеб. Пособие для вузов./ А. Д. Алферов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.-110 с.
  2. Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / М. Н. Аплетаев. — Омск. гос. пед. ун-т. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. — 78 с.
  3. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. — М.: Психология, 2013. — 186 с.
  4. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014. № 4 (82). С. 56–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12513570
  5. Гуров, В.А., Казин, Э.М., Белоногова, Е. В. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности. Валеология, 2014. № 2. С. 11–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22917404
  6. Демьянов, А. В. Психодиагностика/ А. В. Демьянов. — М.: Дрофа, 2017.-642с.
  7. Захаренко, Е. С. Взаимосвязь компонентов психологического здоровья в младшем школьном возрасте (на примере тревожности и уверенности личноти). Вестник Алтайкой Государственной педагогической академии, 2009. № 1. С. 18–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18855372
  8. Зотова, Ф. Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф. Р. Зотова, Л. М. Закирова // Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 163–168.
  9. Изард, К. Э. Психология эмоций/ К. Э. Изард. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 390с.
  10. Кочубей Б. И. Лики и маски тревоги/ Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова // Воспитание школьника. — 1990. — № 6. — С. 23–27.
  11. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. — М.: Знание, 2018. — 256 с.
  12. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 2018. — № 2. — С. 11–17.
  13. Фрейд, З. Введение в психоанализ/ З.Фрейд. — М.: АСТ, — 2017. –234с.
  14. Ханычева, И. А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И. А. Ханычева // Психология и школа. — 2004. — № 2. — С. 103–107.
  15. Эриксон Э. и восемь стадий человеческой жизни [Электронный ресурс] // https://sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/D_elkind %20- %20erik_erik_i_8_stadiy.html
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, школьная тревожность, уровень тревожности, соматическое здоровье, проективная методика, уровень развития тревожности, мальчик, психологическое здоровье, рисунок животного, сравнительный результат диагностики.


Ключевые слова

школьная тревожность, психологическое здоровье младшего школьника, соматическое здоровье младшего школьника, основные показатели тревожности, кризис поступления в школу
Задать вопрос