Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Наумова, Я. В. Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования / Я. В. Наумова, В. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70974/ (дата обращения: 10.07.2020).



Подростковый период без преувеличения можно назвать наиболее важным во всем процессе формирования здоровой личности, закладывая основы для последующей реализации во взрослой жизни. Данный возрастной период — время активного развития и формирования физического, психического, интеллектуального и социального здоровья человека. Безусловно, процесс взросления связан с разного рода трудностями, способными нанести непоправимый ущерб благоприятному развитию.

Тема данной статьи актуальна, потому что период старшего подросткового возраста характеризуется повышенным фактором риска к формированию разнообразных девиантных зависимостей. Комплексное воздействие процессов роста и развития личности, определяющих сущность подросткового организма, в совокупности с постоянным влиянием негативных факторов понижают ресурсы соматического и психологического здоровья подростка, необходимые для ведения полноценной жизни.

Вопросами психологического аспекта здоровья подростков старшего возраста в разное время уделяли внимание многие ученые: И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 2000), В. А. Ананьев (Ананьев В. А., 2006), А. Фрейд (Фрейд А., 1993), А. М. Прихожан (Прихожан А. М., 2000), А. Е. Личко (Личко А. Е., 2013), И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 1987), Л. С. Выготский (Выготский Л. С., 2006), а также многие другие исследователи.

Тревожность как психическое состояние рассматривается в трудах В. М. Астапова (Астапов В. М., 2008), А. В. Толстых (Толстых Н. Н., 2016), Д. И. Фельдштейна (Фельдштейн Д. И., 2005) и др. А как фактор дезадаптации личности, тревожность рассматривается в работах В. М. Астапова (Астапов В. М., 2008), Ф. Б. Березина (Березин Ф. Б., 1988), А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2014), и других.

Тревожность как личностное качество рассматривается не только в трудах отечественных педагогов и психологов, но и зарубежных, которые выделяют различные аспекты. Например, с точки зрения динамического подхода и делают упор на бессознательные импульсы, которые не осознаются. При этом Ч. Д. Спилбергер (Спилбергер Ч., 2015) определяет тревожность как свойство личности, а К. Изард (Изард К. Э., 1999) — как комплексное сплетение фундаментальных эмоций.

В работах отечественных исследователей, акцент делается на понимании тревожности с точки зрения ее функций, при этом выделяют реактивную и личностную тревожность (A. M. Прихожан (Прихожан А. М., 2000), И. В. Дубровина (Дубровина И. В., 1987), В. Н. Астапов (Астапов В. М., 2008), Л. И. Божович (Божович Л. И., 2007), Н. Д. Левитов (Левитов Н.В, 2009)). Тем не менее, исследований, направленных на сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования в нашей стране не проводилось.

В рамках написания данной статьи нами был проведен сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования на базе частной школы НП ДВОК «Пенаты», г Москва, и Средней общеобразовательной школы № 16, г. Пушкино. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15–16 лет, в количестве 80 человек — по 40 учащихся каждой школы.

В НП ДВОК «Пенаты» проводится большой объем воспитательной образовательной работы, направленный на подготовку будущего нашей страны. Специфика платных образовательный учреждений состоит в том, что они более ориентированы на создание комфортных условий для своих обучающихся, чем традиционные школы. Ведется здесь и постоянная работа по психолого-педагогической поддержки подростков с повышенным уровнем тревожности.

В ходе исследования нами были использованы: методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), методика Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) и проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, адаптированная нами для подростков.

В ходе проведения диагностики самооценки уровня тревожности по методике Спилбергера-Ханина высокий уровень тревожности был выявлен у 10 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (25 %) и у 18 испытуемых СОШ № 16 (45 %). Средний, оптимальный уровень выявлен у 23 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (58 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %). Низкий уровень тревожности по данной методике выявлен у 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (17 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

В ходе проведения методики измерения уровня тревожности по шкале Дж. Тейлора были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности выявлен у 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (18 %) и у 14 испытуемых СОШ № 16 (35 %). Средний уровень выявлен у 24 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (60 %) и у 14 испытуемых СОШ № 16 (35 %). Низкий уровень выявлен у 9 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (22 %) и у 12 испытуемых СОШ № 16 (30 %).

В ходе проведения методики Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) было выявлено, что высокий уровень тревожности по данной методике показали 7 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (8 %) и 13 испытуемых СОШ № 16 (33 %). Средний уровень тревожности выявлен у 25 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (62 %) и у 16 испытуемых СОШ № 16 (40 %). Низкий уровень выявлен у 8 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (20 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

В ходе проведения проективной методики диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, адаптированной для подростков на констатирующем мы смогли констатировать, что высокий уровень тревожности по данной методике выявлен у 8 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (20 %) и у 12 испытуемых СОШ № 16 (30 %). Средний уровень тревожности выявлен у 23 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (58 %) и у 17 испытуемых СОШ № 16 (43 %). Низкий уровень выявлен у 9 испытуемых НП ДВОК «Пенаты» (22 %) и у 11 испытуемых СОШ № 16 (27 %).

Для выявления общей картины исследования на констатирующем этапе мы также усреднили данные, полученные по всем четырем методикам путем средней арифметической.

Таким образом, по сравнительным результатам всех четырех методик мы смогли заключить, что количество испытуемых с высоким уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» ниже на 16 %, чем в СОШ № 16. Количество испытуемых со средним уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» выше на 24 %, чем в СОШ № 16. Количество испытуемых с низким уровнем тревожности в НП ДВОК «Пенаты» на 8 % ниже, чем в СОШ № 16.

Полученные результаты позволяют заключить, что условия, созданные для обучения в НП ДВОК «Пенаты», гораздо комфортнее, чем в. Показатели тревожности обучающихся в условиях платной системы образования, таким образом, гораздо лучше, чем в условиях традиционной системы образования.

Таким образом, сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового на базах традиционной и платной системах образования показал явное преимущество последней.

Литература:

  1. Ананьев, В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. — СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
  2. Астапов, В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В. М. Астапов. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 377 с.
  3. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. — М.: Наука, 1988. — 272 с.
  4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2007. — 402с.
  5. Выготский, Л. С. Динамика и структура личности подростка / Л. С. Выготский // Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 4-е, дополненное. — М.: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.
  6. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. — M.: Академия, 2000. — 256 с.
  7. Дубровина, И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И. В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  8. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: «Питер», 1999. — 464 с.
  9. Левитов, Н. В. Вопросы психологии характера / Н. В. Левитов. — М.: Современный гуманитарный университет, 2009. — 293с.
  10. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. — М.: Апрель Пресс -Москва, 2013. — 416 c.
  11. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция: учебное пособие / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2014. — 248 с.
  12. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.
  13. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Тревога и тревожность. Хрестоматия / сост. В. М. Астапов. — СПб: ПЕРСЭ, 2015. — 240 с.
  14. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — М.: Юрайт, 2016. — 408 c.
  15. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 496 с.
  16. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): испытуемый, высокий уровень тревожности, уровень тревожности, Прихожанин, сравнительный анализ тревожности учащихся, платная система, личностная тревожность, школьная тревожность, проективная методика диагностики, Ананьев.


Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

С помощью «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан выявлено, что у большинства детей — 52,2 % –уровень тревожности является высоким. Это может свидетельствовать о том, что дети способны испытывать тревогу в...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития, и, в свою очередь оказывает на него...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

Задачи исследования изучить уровень тревожности у старших школьников; определить мотивацию достижений у старших школьников; изучить типы поведения, реагирования на сложную ситуацию; сопоставить уровень тревожности с копинг-стратегиями.

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной...

Цель методики — снизить уровень тревожности у детей.

У обеих групп была проведена входная диагностика уровня тревожности, что заняло 30–40 минут.

Тревожность учащихся находится на среднем уровнем уровне, что может свидетельствовать о том, что школьники...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Уровень тревожности и отношение к болезни... | Молодой ученый

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и личностной...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на их успешность в учебной деятельности, является весьма...

Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

С помощью «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан выявлено, что у большинства детей — 52,2 % –уровень тревожности является высоким. Это может свидетельствовать о том, что дети способны испытывать тревогу в...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития, и, в свою очередь оказывает на него...

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

Задачи исследования изучить уровень тревожности у старших школьников; определить мотивацию достижений у старших школьников; изучить типы поведения, реагирования на сложную ситуацию; сопоставить уровень тревожности с копинг-стратегиями.

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной...

Цель методики — снизить уровень тревожности у детей.

У обеих групп была проведена входная диагностика уровня тревожности, что заняло 30–40 минут.

Тревожность учащихся находится на среднем уровнем уровне, что может свидетельствовать о том, что школьники...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Уровень тревожности и отношение к болезни... | Молодой ученый

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и личностной...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на их успешность в учебной деятельности, является весьма...

Задать вопрос