Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Живодуева, А. А. Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности / А. А. Живодуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 153-159. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84566/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье представлен краткий анализ и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на изучение динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.

Проблеме тревожности в последнее время уделяется большое внимание, так как от степени её проявления зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Младший школьный возраст имеет особое значение в жизни ребенка, потому что именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. В этот момент очень важно поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне.

Исследованию детской тревожности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых можно выделить А. М. Прихожан [3], В. Р. Кисловская [2] и т. д. В зарубежной психологии изучением данного вопроса занимались К. Хорни [5], Ч. Спилбергер [4] и др.

Работа по устранению тревожности у младших школьников, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) в образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка [1].

Цель исследования: провести исследование динамики тревожности детей младшего школьного возраста.

Была составлена батарея психодиагностических методик:

— Шкала явной тревожности CMAS (по А. М. Прихожан) [6];

— Тест «Несуществующее животное» (по М. З. Дукаревич) [7]

— Тест школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) [8].

В исследовании принимали участие 60 человек МБОУ «СОРШ с УИОП», а именно 36 девочек и 24 мальчика 1 и 4 классов.

Представим результаты полученные в ходе тестирования 1 «А» и 1 «Б» классов.

С целью выявления проявления тревожности были использованы данные, полученные в результате методики тревожности (А. М. Прихожан).

Среди обучающихся 1 классов нормальный уровень тревожности выявлен у 27 % (8 человек), повышенная тревожность наблюдается у 60 % (18 человек) и у 13 % (4 человека) обнаружен явно повышенный уровень тревожности. Представим полученные данные в виде рисунка 1.

Результаты шкалы тревожности (А. М. Прихожан) в первых классах

Рис.1. Результаты шкалы тревожности (А. М. Прихожан) в первых классах

Далее проведем анализ выполнения теста «Несуществующее животное» (по М. З. Дукаревич).

По результатам анализа выполнения теста «Несуществующее животное» (автор М. З. Друкаревич) выявлено, что у испытуемых преобладают следующие уровни тревожности:

Низкий уровень тревожности 30 % (9 человек) — рисунках данных детей наблюдается разнообразие цветов, наличие округлых элементов, тонких линий, нет штриховок, зачеркиваний. Дети дают рисункам добрые названия. Екатерина М. изобразила животное и назвала его Добриком. Рисунок окрашен только в теплые, прозрачные цвета. В обсуждении Екатерина М. рассказала, что Добрик добрый и веселый, любит играть и дружить. Изображено только одно животное в центре листа.

Средний уровень тревожности имеют 40 % (12 человек). В рисунках детей этой группы мы можем видеть сильную заштриховку, заостренные элементы или детали туловища, иногда серые или синие цвета в окрасе животного. Так Илья Ф. изобразил животное — летающая собачка — у которой длинная шея с острыми частями туловища, рисунок небольшого размера, животное изображено в центре листа.

У детей с высоким уровнем тревожности 30 % (9 человек) в изображении несуществующего животного присутствуют однообразные цвета, острые элементы в схеме туловища и защитных частях животного, зачеркивания, штриховка, повторение линий.

Обобщив результаты данной методики, можно утверждать, что преобладают дети со средним уровнем тревожности (40 %).

Представим результаты методики «несуществующее животное» на рисунке 2.

Результаты методики «несуществующее животное» в первых классах

Рис.2. Результаты методики «несуществующее животное» в первых классах

Далее школьникам был предложен тест школьной тревожности Филлипса, результаты которого продемонстрировали наличие повышенного уровня тревожности практически по каждому из 8 факторов тревожности. В результате подсчета было выявлено следующее:

  1. Общая тревожность в школе обнаружена у 60 % (18 человек);
  2. Переживание социального стресса наблюдается у 40 % (12 человек);
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха отмечается у 50 % (15 человек);
  4. Страх самовыражения присутствует у 40 % (12 человек);
  5. Страх ситуации проверки знаний присущ 60 % (18 человек);
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих наблюдается у 30 % (9 человек);
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 30 % (9 человек);
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — 37 % (11 человек).

Представим полученные данные на рисунке 3.

Результаты тест школьной тревожности Филлипса в первых классах

Рис. 3. Результаты тест школьной тревожности Филлипса в первых классах

Представим результаты полученные в ходе тестирования 4 «А» и 4 «Б» классов.

С целью выявления проявления тревожности были использованы данные, полученные в результате методики тревожности (А. М. Прихожан). В процессе обработки данных на первом этапе был проведен осмотр бланков, на предмет наличия бланков только с ответами «верно» или «неверное». Таких бланков обнаружено не было, что позволяет вести речь о том, что сомнительных результатов нет. Анализ бланков ответов также не выявил более трех исправлений в каждом бланке, соответственно все полученные результаты обрабатываются на общих основаниях.

На основном этапе анализа результатов был проведен подсчет данных по контрольной шкале, по субшкале тревожности и выполнен перевод первичной оценки в шкальную. В ходе обработки результатов удалось выявить три уровня проявления тревожности.

Среди обучающихся 4 классов нормальный уровень тревожности выявлен у 67 % (20 человек), повышенная тревожность наблюдается у 23 % (7 человек) и у 10 % (3 человека) обнаружен явно повышенный уровень тревожности. Представим полученные данные наглядно на рисунке 4.

Результаты шкалы тревожности (А. М. Прихожан) в четвертых классах

Рис. 4. Результаты шкалы тревожности (А. М. Прихожан) в четвертых классах

По результатам анализа выполнения теста «Несуществующее животное» (автор М. З. Друкаревич) выявлено, что у испытуемых преобладают следующие уровни тревожности:

Низкий уровень тревожности 40 % (12 человек) — рисунки данных детей характеризуются яркими цветами, округлостью линий, линии тонкие, без зачеркиваний и штриховок. Названия животных тоже добрые. Так Мария Г. изобразила животное по имени Икуша, она рассказала, что Икуша любит жить с семьей и друзьями, кушает розовые облака и очень дружит с рыжим котом, который у них во дворе живет. Изображено только одно животное в центре листа.

Средний уровень тревожности присущ 37 % (11 человек). Рисунки данной группы детей отличаются наличием штриховки, детали туловища имеют острые элементы, в окрасе животных преобладают темные, серые, синие, коричневые цвета. Дарья Ф., рассказывая о своем рисунке показала Кота с тремя головами, сказала, что кот живет один, но у него есть друзья. У кота тонкие длинные конечности, много острых углов и штриховок на рисунке. Рисунок небольшого размера, животное изображено в центре листа.

У детей с высоким уровнем тревожности 23 % (7 человек) изображение несуществующего животного характеризуется однообразием цветов, преобладанием острых элементом в схеме туловища и защитных частях животного. Присутствуют зачеркивания, штриховка, повторение линий.

Обобщив результаты данной методики, можно утверждать, что преобладают дети со средним уровнем и низким тревожности (37 % и 40 % соответственно).

Представим результаты методики «несуществующее животное» на рисунке 5.

Результаты методики «несуществующее животное» в четвертых классах

Рис.5. Результаты методики «несуществующее животное» в четвертых классах

Далее обучающимся четвертых классов был предложен тест школьной тревожности Филлипса, результаты которого продемонстрировали наличие среднего и низкого уровня тревожности практически по каждому из 8 факторов тревожности. В результате подсчета было выявлено следующее:

  1. Общая тревожность в школе обнаружена у 30 % (9 человек);
  2. Переживание социального стресса наблюдается у 23 % (7 человек);
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха отмечается у 20 % (6 человек);
  4. Страх самовыражения присутствует у 23 % (7 человек);
  5. Страх ситуации проверки знаний присущ 30 % (9 человек);
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих наблюдается у 30 % (9 человек)
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 17 % (5 человек)
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — 37 % (11 человек)

Представим полученные данные на рисунке 6.

Результаты тест школьной тревожности Филлипса в четвертых классах

Рис. 6. Результаты тест школьной тревожности Филлипса в четвертых классах

Представим сравнение результатов, полученных по шкале тревожности (А. М. Прихожан) среди обучающихся 1 и 4 классов на рисунке 7.

Сравнение результатов, полученных по шкале тревожности (А. М. Прихожан) среди обучающихся 1 и 4 классов

Рис.7. Сравнение результатов, полученных по шкале тревожности (А. М. Прихожан) среди обучающихся 1 и 4 классов

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе данной методики в первых и четвертых классах демонстрирует, что у обучающихся четвертых классов преобладает нормальный уровень тревожности.

Рассмотрим результаты, полученные в первых и четвертых классах в ходе проведения теста «Несуществующее животное».

Представим сравнение результатов методики «несуществующее животное» в первых и четвертых классах на рисунке 8.

Результаты методики «Несуществующее животное» в 1 и 4 классах

Рис. 8. Результаты методики «Несуществующее животное» в 1 и 4 классах

Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что уровень тревожности в четвертых классах незначительно ниже, чем у обучающихся первых классов. Так средний уровень тревожности в первых классах составляет 40 %, а в четвертых имеет снижение лишь на 3 % и составляет 37 %, при этом в четвертых классах низкий уровень характеризуется ростом, а высокий, в свою очередь снижен.

Сравним результаты теста школьной тревожности Филлипса в первых и четвертых классах. Представим результаты наглядно на рисунке 9.

Результаты теста школьной тревожности Филлипса в первых и четвертых классах

Рис.9. Результаты теста школьной тревожности Филлипса в первых и четвертых классах

Анализируя данный тест, можно сделать вывод, что у обучающихся четвертых классов тревожность более снижена по всем 8 факторам, по сравнении с обучающимися первых классов.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод, что обучающиеся первых классов более подвержены тревожности, по всем факторам, по сравнению с обучающимися четвертых классов, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что по мере обучения в начальной школе тревожность у обучающихся имеет тенденцию к снижению.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федеральный закон от 22 декабря 2009 г. № 15785 URL:file:///C:/Users/777/Downloads/fgos_ru_nach.pdf.pdf
  2. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. 256 с.
  3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. — 304 с.
  4. Спилбергер Ч. Д., Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина. –CПб.: Полис, 2014. — 484 с.
  5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Пер. с англ. / К. Хорни. Под общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва: Прогресс, 2009. — 734 с.
  6. Шкала явной тревожности CMAS (по А. М. Прихожан)URL:https://vsetesti.ru/335/
  7. Тест школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) URL:http://azps.ru/tests/tests_philips.html
  8. Тест «Несуществующее животное» (по М. З. Дукаревич) URL:http://azps.ru/tests/tests_animal.html
Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, класс, животное, школьная тревожность Филлипса, результат методики, рисунок, первое, центр листа, четвертая, младший школьный возраст.


Задать вопрос