Библиографическое описание:

Егяна О. Н. Работа школьного психолога с тревожными детьми // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/148/42027/ (дата обращения: 26.04.2018).



Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, как в учебном заведении, так и за его пределами, а также на физическом и психологическом здоровье. Помимо этого, на школьную мотивацию особое влияние оказывает и школьная дезадаптация ребенка.

Ключевые слова: неуверенность, школьная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

Работа психолога в школе граничит определенными трудностями, которые связаны с организацией консультативной, коррекционной, профилактической помощи школьникам разных возрастных групп.

Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки. Именно благодаря присутствию тревожности у школьников, затрудняется процесс восприятия информации, происходит снижение эффективности восприятия материала, проявляются отдельные виды и форма агрессии, что приводит к конфликтным ситуациям как между сверстниками, так и во взаимоотношениях с учителями, родителями.

Безусловно, школьник, у которого тревожность в рамках допустимой нормы или граничит со средним показателем, будет адекватно реагировать на школьные трудности. К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Особо нас заинтересовал взгляд Божович Л. И., которая, рассматривая развитие личности в детском возрасте определила особенности развития не только познавательной, но мотивационной сферы, причем ею была определена не только взаимосвязь между элементарными и высшими мотивами, но и целостная система мотивов, мотивационная сфера человека, особенности соотношения мотивов внутри этой сферы, закономерности возникновения мотивационных иерархий. То есть, если можно так сказать, — мотивация не в «плоскостном», а в «объемном» ракурсе» [2, с.21].

Вопросы мотивации, мотива, причем с позиции онтогенетического аспекта, мотивация агрессивного поведения, застенчивости, тревожности были предметом изучения таких ученых, как Ахмадуллина Ш. Е., Шарафиевой Д. Н. [1], Ильина Е. П. [3].

В работе Кочубей Б. И. и Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» [4], излагается весьма интересный подход к проблеме тревожности, причем отмечаются причины, которые приводят к развитию данного состояния у ребенка. Нельзя не согласиться с авторами о наличия у ребенка конфликта с самим собой, который может быть вызван следующими обстоятельствами:

Ряд работ, проанализированных нами, содержат ценные идеи, связанные с рассмотрением школьной мотивации и направлены на оказание помощи психологам в работе с данной проблемой. Как было отмечено Петерсон Л. Г., «Для входа и достаточно прочного удержания человека в пространстве учебной деятельности необходимой предпосылкой является наличие у него проявленной и актуализированной потребности в реализации собственного потенциала» [5, с.32].

Целью данной статьи является возможность поделиться опытом работы психолога в школе-лицее Бакинского Славянского университета. Организация работы в данном учебном заведении было изначально разделено на ряд блоков, в которые были включены следующие возрастные группы:работа с начальными классами, работа с подростками, работа со старшеклассниками.

Задачи, поставленными нами в данной исследовательской работе связаны с изучением вопросов, связанных с диагностикой мотивации и эмоционального отношения к учению. Выборку составила 155 человек, учащихся 5–6 классов. В качестве методики для экспериментальной части исследования была выбрана методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Спилберг-Андреева. Проведенный опрос учащихся и обработки данных, позволил нам распределить полученные результаты по уровням:

Результаты обследования учащихся были распределены следующим образом:

- доминирование познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему была выявлена у 32 человек,

- позитивное отношение к учению, граничащее социальным нормам — у 18 человек,

- сниженная познавательная мотивация (средний уровень) — 25 учеников.

Настораживает тот факт, что сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», заниженная познавательная активность, тревожность, гнев были выявлены у 80 учащихся.

- негативное в эмоциональном плане отношение к учению — 42 ученика,

- отрицательное отношение к учению было выявлено у 38 учащихся.

На очередном этапе исследования был применен тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» [6] и исследование уровня притязаний (тест Шварцландера) [7].

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка. Именно соответствие того что ребенок может, на что способен и на что претендует — важный компонент его гармоничного развития. Очень часто именно несоответствие данного критерия создает дисбаланс противоречие у ребенка и приводит к конфликтам

В подростковом периоде, как известно, уровень притязаний личности претерпевает серьезные изменения. Для определения того, что происходит в переходный период у учащихся, мы на очередным этапом исследования применили методику диагностики самооценки — «Экспресс диагностика уровня самооценки личности». Результаты были распределены между тремя показателями:

Среди учащихся уровень завышенной самооценки составил 30 % (48 учащихся), 34 % (54 ученика) — выбрали средний результат, что является свидетельством того, что они время от времени стараются подладиться под мнения других.

Отдельную группу составили учащиеся с заниженной самооценкой — 34 % (53 ученика). Эта группа учащихся считает себя хуже других и весьма тяжело переносит критику в свой адрес.

На следующем этапе нашей работы была применена методика по выявлению уровня притязаний (тест Шварцландера) [7], что выявило несоответствие уровня притязания личности ребёнка к своим реальным возможностям. В обследуемой выборке показатели распределились следующим образом:

- нереально высокий уровень притязаний — 32 уч-ся,

- высокий уровень притязаний — 21 уч-ся,

- умеренный уровень притязаний — 41уч-ся,

- низкий уровень притязаний — 36 уч-ся

- нереально низкий уровень притязаний — 25 уч-ся.

Следует отметить, что полученные результаты имеют весьма противоречивые результаты: с одной стороны высокие показатели уровня притязаний (общее число — 53), с другой — низкий уровень (61).

Таким образом, консультативная и диагностическая работа с возрастной группой подростков выявила не только присутствие тревожности у данной подростковой группы, но и наличие проблем с самооценкой и уровнем притязаний ребенка. На очередном этапе нами предполагается проведение работы с родителями и составление коррекционной программы, способствующей снятию напряжения в обследуемых группах, а также проведение работы, направленной на корректировку уровня притязаний и самооценки личности школьника.

Литература:

  1. Ахмадуллин Ш. Е., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. — М.: Билингва, 2016. — 80 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
  3. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  5. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. — М.: Ювента, 2011. — 64 с.
  6. http://psychok.net/testy/330-test-ekspress-diagnostika-urovnya-samootsenki-lichnosti-metodika-diagnostiki-samootsenki
Основные термины (генерируются автоматически): уровень притязаний, уровня притязаний, низкий уровень притязаний, высокий уровень притязаний, уровня самооценки личности», диагностика уровня самооценки, уровень притязаний личности, уровень притязаний необходимый, «Экспресс диагностика уровня, показатели уровня притязаний, корректировку уровня притязаний, уровнем притязаний ребенка, исследование уровня притязаний, выявлению уровня притязаний, школьной мотивации, школьную мотивацию, учебном заведении, очередном этапе, проблеме школьной тревожности, самооценки личности школьника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос