Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Матиишена, Е. В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов / Е. В. Матиишена. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1770-1773. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31164/ (дата обращения: 19.03.2024).



В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в высшем учебном заведении. Анализируя процентное распределение студентов по уровням тревожности можно отметить, что у юношей и у девушек преобладает тенденция к высокому уровню тревожности.

По показателям устойчивости к стрессу у студентов первого курса наблюдается фаза нервного истощения.

Ключевые слова: адаптация, студенты, образовательная среда, тревожность, уровень невроза, первокурсники

Одной из актуальных проблем начального этапа обучения в высшем учебном заведении является успешность адаптации [1, с. 126, 9 с. 352]. На процессы адаптации к профессиональному обучению в том числе влияет и качество образовательной среды в высшем учебном заведении. Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. Анализ ряда работ, посвященных проблемами адаптации студентов и школьников [2, с. 89, 4, с. 110, 5 с.869], выделяет наиболее значимые направления проявлений дезадаптации, к которым относятся психологические, педагогические, социологические.

Адаптация представляет собой интегративный процесс, включающий субъекта образовательной деятельности, социум, систему социально-педагогических отношений [3, 7, с.887]. Адаптационные процессы взаимосвязаны с мотивационно-потребностной сферой человека, его профессиональной и жизненной ориентацией, возрастными характеристиками [8, с. 97], адекватностью восприятия человеком себя и своих социальных связей, искаженное или недостаточное развитие которых приводит к проявлениям дезадаптации [6, с. 176]. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования и зависит от его качества. Пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена образовательной среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий [9, с. 354,8, с. 98].

На создание «адаптивного резерва» организма, который может быть востребован в условиях нестандартных внешних воздействий, обстоятельств, требующих срочной мобилизации функциональных возможностей, оказывают большое влияние внешние и внутренние факторы. Сердечно-сосудистая система является обязательным участником приспособительных реакций к условиям внешней среды [4, с. 111, 6, с. 181]. В высшем учебном заведении первокурсникам в первую очередь необходимо приспособиться особенностям образовательной среды вуза: к большим учебным нагрузкам, объему информации, продолжительности учебного дня. В связи с этим изучение уровня адаптации, тревожности и уровня проявления стресса первокурсников при адаптации к условиям обучения в вузе является актуальным и представляет цель нашего исследования.

Исследование проводилось со студентами первого курса факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского государственного института им. П. П. Ершова (филиала) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки «биология, химия».

Для исследования адаптационного потенциала применялась методика P. M. Баевского с расчетом индекса функциональных изменений (ИФИ) по формуле: (0,011×ЧСС+0,014×САД+0,008×ДАД+0,1014×возраст+0,009×МТ-0,009×рост-,27), отражающий уровень адаптации сердечнососудистой системы.

Проводились тесты экспресс — диагностики невроза и определения уровня тревожности.

На основе градации индекса функциональных изменений проведено распределение исследуемого контингента студентов первого курса по уровням адаптации к образовательной среде, которое приведено в таблице 1.

Анализ представленной таблицы позволяет констатировать, что удовлетворительная адаптация не встречалась ни у девушек, ни у юношей, обучающихся на первом курсе. Напряжение механизмов адаптации к обучению в высшем учебном заведении отмечалось у 12,5 % девушек и 14,3 % юношей. Большинство первокурсников, независимо от пола, характеризовалась неудовлетворительной адаптацией (около 90 %). Среди обследованных студентов срыва механизма адаптации выявлено не было.

Таблица 1

Распределение студентов по уровням адаптации кобразовательному процессу (%)

Группа

Удовлетворительная адаптация

Напряжение механизмов адаптации

Неудовлетворительная адаптация

Срыв адаптации

Девушки

-

12,5 %

87,5 %

-

Юноши

-

14,3 %

85,7 %

-

Таким образом, большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в высшем учебном заведении. Неудовлетворительная адаптация к образовательному процессу обусловлена, на наш взгляд, возрастанием и значительной сложностью учебных нагрузок. Исследование особенностей адаптивных перестроек организма обучающихся в зависимости от уровня адаптации выявило разную степень напряжения регуляторных систем в исследуемый период онтогенеза, характеризующий разную «цену» адаптации к учебной нагрузке.

Проводилась оценка влияния обучения в вузе на показатели личностной тревожности студентов первых курсов.

Анализируя процентное распределение первокурсников по уровню личностной тревожности необходимо отметить, что для большинства из них характерен выше среднего уровень личностной тревожности. У 33,4 % юношей отмечался низкий уровень личностной тревожности, в то время как среди девушек он встречался только у 16,7 % первокурсниц (рисунок 1.)

Рис. 1. Распределение студентов первого курса по уровням личностной тревожности (%)

Анализируя процентное распределение студентов по уровням тревожности можно отметить, что «средний уровень с тенденцией к высокому» уровень тревожности преобладает и у юношей, и у девушек (более 60 %).

По показателям устойчивости к стрессу (при определении уровня неврозов и стресса) у студентов первого курса наблюдается фаза нервного истощения (таблица 2 и 3).

Таблица 2

Распределение студентов по уровню устойчивости кстрессу (%)

Устойчивости кстрессу

Высокая

Пороговая

Низкая

Юноши

-

-

100 %

Девушки

-

-

100 %

Таблица 3

Показатели личностного невроза устудентов сразличным уровнем адаптации кобразовательному процессу (%)

Группа

Невроз отсутствует

Подвержены неврозу

Юноши

16,7 %

83,3 %

Девушки

33,4 %

66,6 %

Неврозу более подвержены девушки (83,3 %), чем юноши (66,6 %). Это может быть связано с большей эмоциональностью и восприимчивостью девушек, в отличие от юношей.

Заключение

Обучение в высшем учебном заведении, в период модернизации высшего образования, внедрения инновационных образовательных технологий, предъявляет повышенные требования к состоянию психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. У более чем 80 % первокурсников выявлена неудовлетворительная адаптация. Большинство первокурсников характеризовались высоким уровнем стресса и тенденцией к высокому уровню тревожности. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента, важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д. это, к сожалению, не всегда учитывается преподавательским составом, так как первокурсники требуют внутренней перестройки и отношений самих педагогов, особенно тех, кто долгое время не преподавал у студентов первого курса.

Полученные в ходе исследовании результаты и рекомендации предполагается использовать в разработке программ сопровождения студентов-первокурсников на начальном этапе вхождения в образовательную среду, для дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, осуществляемого высшей школой. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть также использованы при организации курса психологии и педагогики высшей школы, в системе повышения квалификации преподавателей вузов.

Результаты исследования необходимо учитывать при организации работы, направленной на повышение успешности освоения студентами профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровский:. — М.: изд-во «Наука», 1976. С. 125–128.
  2. Каташинская, Л. И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г.Ишима [Текст]: дис.... канд. биол. наук / Л. И. Каташинская. — Тюмень, 1999. — С. 89–95.
  3. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4; URL:http://www.science-education.ru/118–14181.
  4. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Исследование морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013. — № 6. — С. 110–117.
  5. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Состояние здоровья городских и сельских школьников юга Тюменской области [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.2009. Т.11 № 1–5. С.869–871.
  6. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 5–2. С. 351–354.
  7. Каташинская, Л.И., Лавриков А. В., Распределение типов кровообращения подростков в зависимости от пола, уровня физической работоспособности и физического развития [Текст] / Л. И. Каташинская, А. В. Лавриков // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2013 г. — С.96–98.
  8. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Физическое развитие и функциональное состояние кардиореспираторной системы у студентов юношей и девушек г.Ишима [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014, Т. 16. № 5–2. С.886–889.
  9. Каташинская, Л. И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников и студентов г.Ишима [Текст] / Л. И. Каташинская// Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование- 2019. — № 3. — С. 175–181.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, неудовлетворительная адаптация, образовательная среда, уровень адаптации, личностная тревожность, уровень тревожности, девушка, образовательный процесс, студент первого курса, юноша.


Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

У 21 % школьников и 37 % первокурсников отмечалась высокая тревожность. Это говорит о том, что тревожность студентов первого курса выше...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к...

Результаты психолого-педагогического исследования по...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

‒ исследование уровня психологической адаптации

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

У 21 % школьников и 37 % первокурсников отмечалась высокая тревожность. Это говорит о том, что тревожность студентов первого курса выше...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к...

Результаты психолого-педагогического исследования по...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

‒ исследование уровня психологической адаптации

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая).

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

У 21 % школьников и 37 % первокурсников отмечалась высокая тревожность. Это говорит о том, что тревожность студентов первого курса выше...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к...

Результаты психолого-педагогического исследования по...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

‒ исследование уровня психологической адаптации

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

У 21 % школьников и 37 % первокурсников отмечалась высокая тревожность. Это говорит о том, что тревожность студентов первого курса выше...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале...

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к...

Результаты психолого-педагогического исследования по...

И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

‒ исследование уровня психологической адаптации

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая).

Задать вопрос