Автор: Матиишена Екатерина Владимировна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Матиишена Е. В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1770-1773.



В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в высшем учебном заведении. Анализируя процентное распределение студентов по уровням тревожности можно отметить, что у юношей и у девушек преобладает тенденция к высокому уровню тревожности.

По показателям устойчивости к стрессу у студентов первого курса наблюдается фаза нервного истощения.

Ключевые слова: адаптация, студенты, образовательная среда, тревожность, уровень невроза, первокурсники

Одной из актуальных проблем начального этапа обучения в высшем учебном заведении является успешность адаптации [1, с. 126, 9 с. 352]. На процессы адаптации к профессиональному обучению в том числе влияет и качество образовательной среды в высшем учебном заведении. Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. Анализ ряда работ, посвященных проблемами адаптации студентов и школьников [2, с. 89, 4, с. 110, 5 с.869], выделяет наиболее значимые направления проявлений дезадаптации, к которым относятся психологические, педагогические, социологические.

Адаптация представляет собой интегративный процесс, включающий субъекта образовательной деятельности, социум, систему социально-педагогических отношений [3, 7, с.887]. Адаптационные процессы взаимосвязаны с мотивационно-потребностной сферой человека, его профессиональной и жизненной ориентацией, возрастными характеристиками [8, с. 97], адекватностью восприятия человеком себя и своих социальных связей, искаженное или недостаточное развитие которых приводит к проявлениям дезадаптации [6, с. 176]. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования и зависит от его качества. Пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена образовательной среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий [9, с. 354,8, с. 98].

На создание «адаптивного резерва» организма, который может быть востребован в условиях нестандартных внешних воздействий, обстоятельств, требующих срочной мобилизации функциональных возможностей, оказывают большое влияние внешние и внутренние факторы. Сердечно-сосудистая система является обязательным участником приспособительных реакций к условиям внешней среды [4, с. 111, 6, с. 181]. В высшем учебном заведении первокурсникам в первую очередь необходимо приспособиться особенностям образовательной среды вуза: к большим учебным нагрузкам, объему информации, продолжительности учебного дня. В связи с этим изучение уровня адаптации, тревожности и уровня проявления стресса первокурсников при адаптации к условиям обучения в вузе является актуальным и представляет цель нашего исследования.

Исследование проводилось со студентами первого курса факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского государственного института им. П. П. Ершова (филиала) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки «биология, химия».

Для исследования адаптационного потенциала применялась методика P. M. Баевского с расчетом индекса функциональных изменений (ИФИ) по формуле: (0,011×ЧСС+0,014×САД+0,008×ДАД+0,1014×возраст+0,009×МТ-0,009×рост-,27), отражающий уровень адаптации сердечнососудистой системы.

Проводились тесты экспресс — диагностики невроза и определения уровня тревожности.

На основе градации индекса функциональных изменений проведено распределение исследуемого контингента студентов первого курса по уровням адаптации к образовательной среде, которое приведено в таблице 1.

Анализ представленной таблицы позволяет констатировать, что удовлетворительная адаптация не встречалась ни у девушек, ни у юношей, обучающихся на первом курсе. Напряжение механизмов адаптации к обучению в высшем учебном заведении отмечалось у 12,5 % девушек и 14,3 % юношей. Большинство первокурсников, независимо от пола, характеризовалась неудовлетворительной адаптацией (около 90 %). Среди обследованных студентов срыва механизма адаптации выявлено не было.

Таблица 1

Распределение студентов по уровням адаптации кобразовательному процессу (%)

Группа

Удовлетворительная адаптация

Напряжение механизмов адаптации

Неудовлетворительная адаптация

Срыв адаптации

Девушки

-

12,5 %

87,5 %

-

Юноши

-

14,3 %

85,7 %

-

Таким образом, большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному процессу в высшем учебном заведении. Неудовлетворительная адаптация к образовательному процессу обусловлена, на наш взгляд, возрастанием и значительной сложностью учебных нагрузок. Исследование особенностей адаптивных перестроек организма обучающихся в зависимости от уровня адаптации выявило разную степень напряжения регуляторных систем в исследуемый период онтогенеза, характеризующий разную «цену» адаптации к учебной нагрузке.

Проводилась оценка влияния обучения в вузе на показатели личностной тревожности студентов первых курсов.

Анализируя процентное распределение первокурсников по уровню личностной тревожности необходимо отметить, что для большинства из них характерен выше среднего уровень личностной тревожности. У 33,4 % юношей отмечался низкий уровень личностной тревожности, в то время как среди девушек он встречался только у 16,7 % первокурсниц (рисунок 1.)

Рис. 1. Распределение студентов первого курса по уровням личностной тревожности (%)

Анализируя процентное распределение студентов по уровням тревожности можно отметить, что «средний уровень с тенденцией к высокому» уровень тревожности преобладает и у юношей, и у девушек (более 60 %).

По показателям устойчивости к стрессу (при определении уровня неврозов и стресса) у студентов первого курса наблюдается фаза нервного истощения (таблица 2 и 3).

Таблица 2

Распределение студентов по уровню устойчивости кстрессу (%)

Устойчивости кстрессу

Высокая

Пороговая

Низкая

Юноши

-

-

100 %

Девушки

-

-

100 %

Таблица 3

Показатели личностного невроза устудентов сразличным уровнем адаптации кобразовательному процессу (%)

Группа

Невроз отсутствует

Подвержены неврозу

Юноши

16,7 %

83,3 %

Девушки

33,4 %

66,6 %

Неврозу более подвержены девушки (83,3 %), чем юноши (66,6 %). Это может быть связано с большей эмоциональностью и восприимчивостью девушек, в отличие от юношей.

Заключение

Обучение в высшем учебном заведении, в период модернизации высшего образования, внедрения инновационных образовательных технологий, предъявляет повышенные требования к состоянию психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. У более чем 80 % первокурсников выявлена неудовлетворительная адаптация. Большинство первокурсников характеризовались высоким уровнем стресса и тенденцией к высокому уровню тревожности. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента, важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д. это, к сожалению, не всегда учитывается преподавательским составом, так как первокурсники требуют внутренней перестройки и отношений самих педагогов, особенно тех, кто долгое время не преподавал у студентов первого курса.

Полученные в ходе исследовании результаты и рекомендации предполагается использовать в разработке программ сопровождения студентов-первокурсников на начальном этапе вхождения в образовательную среду, для дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, осуществляемого высшей школой. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть также использованы при организации курса психологии и педагогики высшей школы, в системе повышения квалификации преподавателей вузов.

Результаты исследования необходимо учитывать при организации работы, направленной на повышение успешности освоения студентами профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровский:. — М.: изд-во «Наука», 1976. С. 125–128.
  2. Каташинская, Л. И. Динамика показателей развития, функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г.Ишима [Текст]: дис.... канд. биол. наук / Л. И. Каташинская. — Тюмень, 1999. — С. 89–95.
  3. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4; URL:http://www.science-education.ru/118–14181.
  4. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Исследование морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013. — № 6. — С. 110–117.
  5. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Состояние здоровья городских и сельских школьников юга Тюменской области [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.2009. Т.11 № 1–5. С.869–871.
  6. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 5–2. С. 351–354.
  7. Каташинская, Л.И., Лавриков А. В., Распределение типов кровообращения подростков в зависимости от пола, уровня физической работоспособности и физического развития [Текст] / Л. И. Каташинская, А. В. Лавриков // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2013 г. — С.96–98.
  8. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Физическое развитие и функциональное состояние кардиореспираторной системы у студентов юношей и девушек г.Ишима [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014, Т. 16. № 5–2. С.886–889.
  9. Каташинская, Л. И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников и студентов г.Ишима [Текст] / Л. И. Каташинская// Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование- 2019. — № 3. — С. 175–181.
Основные термины (генерируются автоматически): студентов первого курса, высшем учебном заведении, личностной тревожности, уровня адаптации, высокому уровню тревожности, уровень личностной тревожности, уровням тревожности, уровень тревожности, адаптации студентов, большинство студентов первого, Известия Самарского научного, научного центра Российской, успешность адаптации, Самарского научного центра, процентное распределение студентов, центра Российской академии, процесса адаптации, личностной тревожности студентов, неудовлетворительной адаптацией, фаза нервного истощения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос