Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Моисеева Т. А., Юратаева Ю. О., Санникова В. С. Коррекция тревожности у первокурсников вуза // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 377-383. — URL https://moluch.ru/archive/205/50235/ (дата обращения: 15.02.2019).



В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, первокурсники.

Каждый человек ежедневно ее испытывает. Очень часто тревожное состояние вызывается совсем незначительными причинами. Тревога мешает человеку реализовывать себя, мешает развиваться, и вообще, мешает жить. Стоит помнить, что человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, именно поэтому при яркой выраженности тревожности может испортиться качество социальных связей человека, а также ухудшится его психологическое здоровье. Вопрос тревожности достаточно глубинный требует проработки.

Существует две разновидности тревожности: личностная и ситуативная. Следует помнить, что обе эти разновидности могут быть среднего уровня, а могут быть повышенными. Так, например, ситуативная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость. По данным российских психологов число тревожных людей растет с каждым годом. Именно поэтому необходимо привлечь общество к проблеме тревожности [1, с. 55].

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста: как у маленьких детей, так и у зрелых людей. Однако, согласно статистике, чаще всего от тревожности страдают люди молодого возраста. Особенно остро данное состояние может возникать в юношеском возрасте, что в большинстве случаев совпадает с периодом обучения в вузе. Поэтому выборку составили студенты-первокурсники.

Изучением данного феномена занимались различные исследователи как российские, так и зарубежные: З. Фрейд (первый начал исследовать тревожность, изучал ее причины и функции), В. Райх (изучал физиологическую основу тревожности, ее влияние на организм), А. М. Прихожан (дал общее определение термину «тревожность»), Н. Аракелов (изучал различные методы и возможности коррекции тревожности) и другие.

Рассматривая разные подходы к пониманию тревожности, можно сделать вывод, что содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками –специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями (прежде всего, усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. тревожность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, тревожность мобилизует человека в стрессовой ситуации, заставляет искать пути решения проблемы, с другой ж стороны, повышенная тревожность не дает человеку расслабиться, он находится в постоянном напряжении и не может контролировать свое состояние. Поэтому, основной и самой главной функцией тревожности является предупреждение индивида о надвигающейся опасности.

Говоря об источниках тревожности, большинство ученых считает, что она возникает из-за переживания человеком собственной отчужденности от других, беспомощности. Помимо эмоционального компонента, тревожность имеет физиологический компонент. Тревожность — это реактивное состояние. Оно вызывает такие физиологические изменения в организме, которые готовят организм к бегству или активной борьбе. При тревожности активно работает сердечно-сосудистая система, угнетается деятельность пищеварительного тракта. Таким образом организм готовится к активной деятельности. Широкий спектр физиологических реакций, сопровождающих состояние тревоги, объясняет, почему на фоне длительного состояния тревоги формируются разнообразные психосоматические расстройства, в частности, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

Каждый человек испытывает состояние тревоги, но не всегда это является поводом для обращения за профессиональной помощью. Чаще всего переживание тревоги, сопровождающее стрессовую жизненную ситуацию, проходит вместе с самим стрессовым событием. Однако бывает так, что разрешение сложной ситуации не приводит к снижению тревоги; наоборот, может происходить дальнейшее развитие тревожной реакции с разрастанием этого переживания в другие сферы жизни. Тревога захватывает человека полностью и становится неотъемлемым спутником его жизни.

Студенчество — начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Считается, что в период обучения на развитие личностных качеств будущих специалистов решающее значение оказывают стрессовые факторы образовательной среды. Преодоление трудностей влияет на формирование устойчивости личности.

Необходимо также помнить, что период обучения в вузе, в большинстве случаев, совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие процессы [3, c. 155].

Негативное влияние оказывает быстрый ритм современной жизни, нестабильность настоящего и неуверенность в будущем. Все это ведет, в том числе к увеличению количества психосоматических заболеваний и к повышенной тревожности. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что вопрос проявления тревожности в юношеском возрасте на сегодняшний день является актуальным [4].

Можно выделить следующие наиболее общие причины возникновения тревожности в юношеском возрасте:

1) неопределенность жизненных целей и социального положения, неуверенность в правильности своего выбора;

2) наличие противоречий между своими возможностями и способностями;

3) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

4) неблагоприятный, часто конфликтный, психологический климат в группе.

Исходя из вышесказанного следует, что студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, и это влечет за собой определенные переживания.

Анализ имеющейся на настоящий момент научно-педагогической и научно-психологической литературы показал, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности, большая часть этих работ посвящена детскому и подростковому возрасту — это связано с тем, что именно в этих возрастах тревожность наиболее часто появляется, формируется. Также у детей тревожность легче диагностировать, так как ее проявления яркие, плюс дети еще плохо умеют скрывать свои переживания.

Несмотря на вышесказанное существуют эффективные методы коррекции тревожности и в юношеском возрасте. Наиболее широко применяются методы релаксации, с помощью которых снимается физическое напряжение в мышцах и преодолеваются негативные мысли. Не всегда человек способен самостоятельно справиться со своим негативным состоянием, поэтому вынужден обращаться к специалисту. Коррекция тревожности предполагает использование одного из видов терапии: медикаментозная, когнитивно-поведенческая, глубинно-психологическая. Также возможен комплексный подход с сочетанием, например, приема лекарственных препаратов и глубинно-психологической терапии.

Кроме всего вышеперечисленного применяются методы медитации. Особенностью метода является то, что существует взаимосвязь между мышцами и эмоциями, поэтому при уменьшении мышечного напряжения есть возможность преодоления тревожности.

Есть также способы купирования тревожности, так, например, З. Фрейд говорил о сублимации (т. е. замещении). Энергию, которая человек тратит на негативные эмоциональные переживания необходимо перенаправить из внутриличностной сферы в деятельностную. Для реализации данного способа купирования тревожности чаще всего используют следующие способы: рисование, написание рассказов (таких, в которых нагнетались бы имеющиеся опасения), составление психодраматических этюдов. Коррекция тревожности осуществляется в различных видах: в виде консультации или тренинга. Также она может проводиться в индивидуальном и групповом форматах. Работа во всех форматах является эффективной. Вообще существует множество эффективных форм и методов работы, позволяющих снизить повышенный уровень тревожности. В условиях вуза наиболее приоритетной формой является групповая работа [2].

При проведении исследования была поставлена следующая цель: изучение возможностей коррекции тревожности у студентов.

Гипотеза исследования: в ходе реализации коррекционной программы показатели личностной и ситуативной тревожности студентов снижаются.

Исследование проводилось на базе: Амурского Государственного Университета, г. Благовещенск.

Выборка: 24 человека. Все участники — студенты 1 курса Амурского государственного университета, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Участие в исследовании проходило на добровольной основе в 2017 году.

Для исследования были взяты две методики:

Методика «Шкала тревоги Спилбергера», в адаптации Ю. Л. Ханина — методика диагностики самооценки уровня тревожности. Методика разработана Ч. Д. Спилбергером в 1972 году, была адаптирована в русском переводе Ю. Л. Ханиным в 1976 году. Вторая методика — «Интегративный тест тревожности» (ИТТ). Это оригинальная клиническая тестовая методика, созданная в 2005 году в НИПНИ им. Бехтерева к.пс.н. А. П. Бизюком, д.м.н. профессором Л. И. Вассерманом и к. м.н. Б. В. Иовлевым для общей структурной экспресс-диагностики тревоги и тревожности. Для статистической обработки данных использовались U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.

Была разработана коррекционная программа, направленная на работу со студентами, имеющими склонность к тревожности.

Цель коррекционной программы: снизить уровень личностной и ситуативной тревожности студентов.

Тренинговая (экспериментальная) группа составила 12 человек, из них 9 девушек и 3 юноши. Возраст участников 18–20 лет. Испытуемые принимали добровольное участие, каждый был вправе отказаться от участия в программе.

Программа рассчитана на один месяц (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа) и включает в себя три раздела, определяющие направления и характер работы: диагностический (проведение диагностики, сбор данных, выделение групп), основной (разработка и апробирование коррекционной программы), заключительный (повторная диагностика, проверка эффективности проделанной работы).

С помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» была проведена диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности на студентах первого курса.

Рис. 1. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности (до коррекционной работы, по «Шкале тревоги Спилбергера»)

Как видно из рисунка 1 в контрольной и экспериментальной группе средний уровень ситуативной тревожности выявлен у 70 % испытуемых, у 25 % высокий и у 5 % низкий. Следовательно, 70 % испытуемых адекватно реагируют на стрессовые ситуации, 25 % склонны к их преувеличению и переживанию как на вегетативном уровне, так и на психологическом. Эти люди испытывают дискомфорт, сильное внутреннее беспокойство. И 5 % мало воспринимают стрессовые ситуации.

Рис. 2. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности (до коррекционной работы, по «Шкале тревоги Спилбергера»)

Из рисунка 2 видно, что в двух группах у 45 % испытуемых высокий уровень личностной тревожности, следовательно, эти люди воспринимают большой диапазон ситуаций как угрожающие их личностной и психологической ценности и целостности. У 50 % средний и у 5 % низкий, эти люди слишком некритично относятся к происходящему, не воспринимают реально угрожающие ситуации как таковые, не желают решать свои же жизненные трудности.

Затем, на этой же выборке была проведена методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ), которая также включает шкалы личностной и ситуативной тревожности. Результаты представлены на Рисунке 3.

Рис. 3 Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности (до коррекционной работы по методике «Интегративный тест тревожности»)

Как видно из рисунка 3, высокий уровень личностной тревожности преобладает у 30 % испытуемых, средний у 65 % и низкий уровень тревожности выявлен у 5 % испытуемых.

Рис. 4. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности (до коррекционной работы по методике «Интегративный тест тревожности»)

Как видно из рисунка 4, средний уровень ситуативной тревожности выявлен у 75 % исследуемых, высокий у 15 % и низкий у 10 % выборки. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что результаты, полученные после проведения двух методик схожи: распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной и ситуативной тревожности почти одинаковое в двух группах. Следовательно, группы сформированы верно. Разделение испытуемых на группы происходило на основе набранных баллов. В каждую группу были взяты люди с высоким, средним и низким уровнем тревожности.

После этого, показатели обеих групп были с сопоставлены с помощью критерия Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Сначала были проверены данные личностной тревожности, полученные с помощью «Интегративного теста тревожности» (все расчеты представлены в Приложении Д). Было выявлено, что Uэмп = 61.5, при Uкр.= 31 и 42 при p≤0.05 и p≤0.01 соответственно. Следовательно, различия считаются статистически незначимыми. Результаты проверки уровня ситуативной тревожности UЭмп = 69, при Uкр =31 при p≤0.01 и при Uкр = 42 при p≤0.05. Различия в уровне ситуативной тревожности можно считать не существенными. Аналогично, с помощью этого же критерия, происходила обработка методики «Шкала тревоги Спилбергера». Сначала был проверен уровень личностной тревожности: результат: Uэмп = 58.5, при Uкр = 31при p≤0.01 и Uкр =42 при p≤0.05. Можно сделать вывод, что различия в уровне личностной тревожности можно считать не существенными. Далее был проверен уровень ситуативной тревожности. Результат: Uэмп = 65.5 при Uкр= 31 при p≤0.01 и Uкр= 42 при p≤0.05. Следовательно, различия в уровне ситуативной тревожности можно считать не существенными.

После проверки полученных данных с помощью критерия Манна-Уитни, можно сделать вывод, что группы сформированы верно, распределение испытуемых по уровням личностной и ситуативной тревожности одинаковое, и можно приступать к проведению психокоррекционной работы.

В дальнейшем экспериментальная группа приняла участие в реализации коррекционно-развивающей программы. После проведения коррекционно-развивающей программы с испытуемыми которые входили в экспериментальную группу, результаты исследования несколько изменились.

Рис. 6. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности (после коррекционной работы, по «Шкале тревоги Спилбергера»)

Из рисунка 6 видно, что показатели среднего уровня личностной тревожности в контрольной и экспериментальной группе немного отличаются, так, в контрольной группе 60 % испытуемых, а в экспериментальной 65 % со средним уровнем тревожности. В контрольной группе наблюдается 35 % испытуемых с высоким уровнем, и в экспериментальной 35 % испытуемых с таким же уровнем тревожности. В контрольной и экспериментальной группах не уменьшился процент людей с низким уровнем личностной тревожности (в двух группах он выявлен у 5 % испытуемых). Следовательно, после психокоррекционной программы результаты в двух группах остались на прежнем уровне.

Рис. 7. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности (после коррекционной работы, по «Шкале тревоги Спилбергера»)

Из рисунка 7 видно, что в контрольной группе средний уровень ситуативной тревожности изменился значительно. В контрольной группе низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 20 %, а в экспериментальной у 70 % испытуемых, средний уровень ситуативной тревожности так же заметно отличается в двух группах: в экспериментальной он выявлен у 25 %, а в контрольной у 75 % испытуемых. Высокий уровень ситуативной тревожности в двух группах остался неизменным, и он составляет 5 % от всей группы. То есть, после проведения психокоррекционной программы в экспериментальной группе заметно увеличился процент людей с низким уровнем тревожности.

Затем были проверены данные методики «Интегративный тест тревожности». Были получены следующие результаты:

Рис. 8. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности (после коррекционной работы,по методике «ИТТ»)

Из рисунка 8 видно, что распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности в контрольной и экспериментальной группе различны, так, в контрольной группе 75 % испытуемых со средним уровнем личностной тревожности, а в экспериментальной 50 %. Высокий уровень личностной тревожности одинаков в двух группах и равен 9 %. По диаграмме видно так же, что низкий уровень личностной тревожности в экспериментальной группе выявлен у 41 % испытуемых, а в контрольной у 16 %. То есть, мы видим, что после проведения психокоррекционной программы распределение испытуемых в зависимости от уровня личностной тревожности осталось на прежнем уровне, значительных сдвигов не выявлено.

Рис. 9. Процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности (после коррекционной работы, по методике «ИТТ»)

Из рисунка 9 можно увидеть, что в экспериментальной группе средний уровень ситуативной тревожности изменился. В контрольной группе низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 13 %, а в экспериментальной у 83 % испытуемых, средний уровень ситуативной тревожности так же заметно отличается в двух группах: в экспериментальной он выявлен у 17 %, а в контрольной у 44 % испытуемых. Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в экспериментальной не выявлен. Значительно изменилось процентное распределение испытуемых в зависимости от уровня ситуативной тревожности.

Также, для поверки полученных данных был использован Т-критерий Вилкоксона, который предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. В первую очередь, проверке подверглись результаты, полученные в экспериментальной группе. Вначале проверялись данные личностной тревожности, полученные с помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» (расчет представлен в Приложении Д). Результат: Tэмп = 12 при Ткр = 9 p = 0.01 и при Ткр =17 p =0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне неопределенности.

Аналогично производился расчет Т-критерия Вилкоксона для ситуативной тревожности. Результат: Tэмп = 1. Критические значения при p=12 Tкр =9, p=0.01, Tкр=17 при p=0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Аналогичной проверке подверглись данные, полученные с помощью методики «Интегративный тест тревожности» (расчет также представлен в приложении Д). Результат: Tэмп=42. Критические значения T при n=12. Tкр=9, p=0.01 и при Tкр=17 p=0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости.

Далее проверились показатели ситуативной тревожности. Результат: Tэмп = 3. Критические значения T при n=12. Tкр=9 p=0.01 и при Tкр=17, p= 0.05. Затем, проверке подверглись результаты, полученные в контрольной группе. Проверялись данные личностной тревожности, полученные с помощью «Шкалы тревоги Спилбергера». Результат: Tэмп =39. Критические значения T при n=12. Tкр= 9, p=0.01 и Tкр=17, p=0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости.

После проверке подверглись результаты ситуативной тревожности, полученные в контрольной группе. Вначале проверялись данные, полученные с помощью «шкалы тревоги Спилбергера» (ситуативная тревожность). Результат: Tэмп =33. Критические значения T при n=12. Tкр= 9, p =0.01 и Tкр= 17, p= 0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости.

После проверки данных методики Спилбергера проверялись данные «ИТТ», полученные в контрольной группе (расчет представлен в Приложении Д). Проверка результатов личностной тревожности: результат: Tэмп = 22, критические значения T при n=12, Tкр= 9, p = 0.01 и Tкр= 17, p = 0.05. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости. Результаты проверки данных ситуативной тревожности. Tэмп = 25.5, критические значения T при p=12, Tкр= 9, p = 0.01 и Tкр= 17, p= 0.05. Также, после проведения психокоррекционной программы результаты, полученных в двух группах были повторно проверены с помощью U-критерия Манна-Уитни (расчеты представлены в Приложении Д). Сначала проверке подверглись данные, полученные с помощью методики «Интегративный тест тревожности» (данные личностной тревожности). Были получены следующие значения: Uэмп = 63.5, Uкр =31 при p≤0.01, Uкр = 42 при p≤0.05. Полученное эмпирическое значение Uэмп (63.5) находится в зоне значимости. Затем проверялись данные ситуативной тревожности. Результат: Uэмп = 38. Uкр=31 при p≤0.01, Uкр = 42 при p≤0.05. Полученное эмпирическое значение Uэмп (38) находится в зоне значимости.

Затем проверялись данные методики «Шкала тревоги Спилбергера». Результат личностной тревожности Uэмп = 60, Uкр =31, p≤0.01, Uкр = 42, p≤0.05. Полученное эмпирическое значение Uэмп(60) находится в зоне незначимости. И результат ситуативной тревожности UЭмп = 19.5, Uкр =31, p≤0.01, Uкр = 42, p≤0.05. Полученное эмпирическое значение Uэмп (19.5) находится в зоне значимости.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в ходе реализации коррекционной программы в экспериментальной группе изменились показатели ситуативной тревожности. В экспериментальной группе снизился уровень ситуативной тревожности. Личностная тревожность осталась на прежнем уровне (это подтверждено с помощью Т-критерия Вилкоксона: сдвиг личностной тревожности находится в зоне незначимости, сдвиг ситуативной — в зоне значимости). Таким образом, благодаря психокоррекционной программе была достигнута положительная динамика: снизилась ситуативная тревожность. Следовательно, студенты научились контролировать свои переживания, справляться с негативными эмоциями.

Литература:

  1. Аракелов, Г. Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — 52–59.
  2. Мамадолиева, Г. А. Профилактика и коррекция тревожности // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://vse-lesnici.ru/medicine/korrekcija-trevozhnosti-u-vzroslyh.html. — 4.11.2017
  3. Суворова, В. В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. — М.: Речь, 2005. — 208 с.
  4. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции поведения у детей подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://shagi-irk.ru/ psikhodiagnostika/furmanov. — 4.11.2017
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативная тревожность, личностная тревожность, экспериментальная группа, уровень, контрольная группа, полученное эмпирическое значение, процентное распределение испытуемых, коррекционная работа, Шкала тревоги, высокий уровень.


Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но её уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги [2, С. 89].

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Диагностика психологических личностных характеристик...

У студентов контрольной группы уровень тревожности тоже повысилась самооценка (t = 2,16; p<0,01).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на... Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий... Работа школьного психолога с тревожными детьми.

Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений...

экспериментальная группа, студент, контрольная группа, реакция, личностная тревожность, уровень проявления, расстройство, основной психотерапевтический метод, парасимпатическая нервная система, невротическое...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но её уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги [2, С. 89].

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Диагностика психологических личностных характеристик...

У студентов контрольной группы уровень тревожности тоже повысилась самооценка (t = 2,16; p<0,01).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на... Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий... Работа школьного психолога с тревожными детьми.

Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений...

экспериментальная группа, студент, контрольная группа, реакция, личностная тревожность, уровень проявления, расстройство, основной психотерапевтический метод, парасимпатическая нервная система, невротическое...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную...

Задать вопрос