Автор: Артыков Тимур Абдуварисович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Артыков Т. А. Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной деятельности // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 149-152.

Статья посвящена проблеме реадаптации к учебной деятельности учащихся вечерних – открытых (сменных) общеобразовательных школ. Учитывая психолого-педагогические особенности современного контингента вечерних школ, мы утверждаем, что одним из важных показателей процесса восстановления навыков учения является контроль уровня тревожности учащегося, причём важно создать условия для скорейшего снятия напряжения и понижения уровня школьной тревожности на первоначальном этапе учителем-предметником.

 

Основу современного контингента вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы составляют подростки, которые по каким-либо причинам не смогли продолжить обучение в дневной общеобразовательной школе после 9 класса. Как правило, это учащиеся, у которых сформировано устойчивое асоциальное поведение, негативное отношение к школе, учёбе и учителям, у них явная дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы.

В процессе реадаптации – процессе восстановления навыков учебной деятельности – одной из основных задач педагога-психолога вечерней школы и классного руководителя является диагностика уровня тревожности учащегося. Несомненно, что эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого является переживания школьников в учебной деятельности, эмоциональное отношение к учебе зависит от особенностей деятельности и ее организации. Ровные, деловые взаимоотношения с учителями, отсутствие конфликтов, осознание своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связанны с демонстративностью учащихся вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы, то важность проблемы тревожности учащихся как одного из основных критериев реадаптации становится очевидной. Выявление характера тревожности и отношения учащегося к образовательной деятельности в целом в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия. Отсутствие навыков организации самостоятельной учебной деятельности, негативной опыт построения коммуникаций в системе «ученик-учитель» и «ученик-ученик» служит причиной повышения уровня тревожности учащегося и, как следствие,  проявляется в стойкой неуспеваемости у подростков.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития, и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние, складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Одной из ведущих причин, вызывающих тревожность у учащихся, являются стрессовые ситуации, которые возникают в учебной деятельности.

Высокая и очень высокая тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо является следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии в развитии самооценки, что усиливает эмоциональное неблагополучие школьника.

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная).

Ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная).

Ситуации общения (межличностная).

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице № 1 «Виды тревожности".

Таблица № 4. Виды тревожности.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

Таблица № 2. Показатели уровня тревожности.

Уровень

тревожности

Пол

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Нормальный

Ж

М

35-62

23-47

5-17

5-14

12-23

8-17

5-20

5-14

Несколько

повышенный

Ж

М

63-76

48-60

18-23

15-19

24-29

18-22

21-28

15-19

Высокий

Ж

М

77-90

61-72

24-30

20-24

30-34

23-27

29-36

20-23

Очень

высокий

Ж

М

Более 90

Более 72

Более 30

Более 24

Более 34

Более 27

Более 36

Более 23

“Чрезмерное

спокойствие”

Ж

М

Менее 39

Менее 23

Менее 5

Менее 5

Менее 12

Менее 8

Менее 5

Менее 5

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.

 

В таблице № 2 «Показатели уровня тревожности» представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности.

Отличительной особенностью «школы взрослых» и в первую очередь работы педагога-психолога школы является обязательное изучение уровня тревожности учащихся на момент его поступления в данное образовательное учреждение.

10-е классы каждый год формируются из числа вновь прибывающих учащихся. Как известно, контингент учащихся складывается из двух категорий. К первой, основной массе учащихся, относятся выпускники 9-ых классов дневных общеобразовательных школ района. Ко второй – более взрослая часть контингента, которая приходит в вечернюю школу после более или менее длительного перерыва в обучении.

Рассмотрим сначала особенности условий, в которых «формируется» тревожность первой категории учащихся школы. В условиях, когда падает численность контингента учащихся во всех образовательных учреждениях, а также с переходом на подушевое финансирование деятельности общеобразовательных учреждений, дневные общеобразовательные школы всеми правдами и неправдами удерживают своих выпускников 9-ых классов, стараясь открыть как можно больше 10-ых классов и сохранить нагрузку педагогическому коллективу. Естественно, что в вечернюю школу приходят учащиеся, которых не берут в дневные школы и их переход в образовательное учреждение иного типа (в вечернюю школу) сопровождается лишними психологическими переживаниями. Всё это сопровождается со стороны педагогов дневных школ внушением ребёнку убеждения в том, что он не сможет окончить старшую школу с «его уровнем знаний». Именно совокупность всех этих обстоятельств и можно объяснить в начале учебного года достаточно большое количество учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности у этой категории учащихся 10-х классов. Причём у большинства учащихся именно этой части контингента чаще выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни школьной и межличностной тревожности. У них явно выражено негативное отношение к прежней школе и учителям. У многих были конфликты с учителями или, что реже, с одноклассниками или другими учащимися прежнего образовательного учреждения.

Для учащихся второй категории повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни тревожности объясняются именно большим перерывом в обучении. У них явно выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни самооценочной тревожности. Они переживают, что после длительного перерыва не смогут справиться с программами по учебным предметам.

Однако, та работа которая была осуществлена педагогическим коллективом вечерней (сменной) общеобразовательной школы по модернизации содержания и методики учебно-воспитательного процесса в рамкам государственных общеобразовательных стандартов позволяет осуществить ступенчатую, мягкую реадаптация учащихся к учебной деятельности. Все учителя-предметники, социально-психологическая служба, администрация школы создают условия для «первоначального успеха», что способствует формированию устойчивой мотивации и снижению уровню тревожности.

Результаты работы педагогического коллектива видны уже в конце первого учебного года (апрель – май месяцы). Отчасти эти результаты отражены в анализе тестирования на уровень тревожности у учащихся 10-ых классов (см. Диаграммы 1-3).

Как показывают психологические исследования за период с 2001 по 2005 годы по всем видам тревожности к концу учебного года намечается устойчивая тенденция к снижению количества учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности.

Снижение количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем тревожности, увеличение количества учащихся с нормальным уровнем тревожности является показателем эффективности реадаптации к учебной деятельности.

В результате внедрения разработанных педагогическим коллективом школы инноваций в учебно-воспитательный процесс мы получили следующие результаты:

Снижение уровня школьной, межличностной и общей тревожности у абсолютного большинства выпускников по сравнению с аналогичными показателями, измеренными у тех же учащихся в 10-х классах.

Таким образом, сформированность устойчивой мотивации к учебной деятельности наглядно демонстрирует успешность прохождения процесса реадаптации к учебной деятельности в рамках ступенчатого восстановления мотивов и навыков обучения.

 

Литература:

  1. Вершинин В.Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – 68 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
  3. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 228 с.
  4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384 с.

 

Приложение 1.

Методика Кондаша « Шкала тревожности».

 

Текст методики.

 

1.       Отвечать у доски.                                                                               0 1 2  3  4

2.       Пойти в дом к незнакомым людям.                                                0 1 2  3  4

3.       Участвовать в конкурсах, соревнованиях.                                 0 1 2  3  4

4.       Разговаривать с директором школы.                                            0 1 2  3  4

5.       Думать о своем будущем.                                                                0 1 2  3  4

6.       Учитель смотрит пот журналу, кого бы спросить.                0 1 2  3  4

7.       Тебя критикуют, в чем-то упрекают.                                      0 1 2  3  4

8.       На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь                    0 1 2  3  4

(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

9.       Пишешь контрольную работу.                                                0 1 2  3  4

10.    После контрольной учитель называет отметки.                    0 1 2  3  4

11.    На тебя не обращают внимания.                                             0 1 2  3  4

12.    У тебя что-то не получается.                                                   0 1 2  3  4

13.    Ждешь родителей с родительского собрания.                       0 1 2  3  4

14.    Тебе грозит неудача, провал.                                                   0 1 2  3  4

15.    Слышишь за спиной смех.                                                       0 1 2  3  4

16.    Сдаешь экзамены в школе.                                                      0 1 2  3  4

17.     На тебя  сердятся (непонятно почему).                                 0 1 2  3  4

18.    Выступать перед большой аудиторией.                                 0 1 2  3  4

19.    Предстоит важное, решающее дело.                                      0 1 2  3  4

20.    Не понимаешь объяснения учителя.                                      0 1 2  3  4

21.    С тобой не согласны, противоречат тебе.                             0 1 2  3  4

22.    Сравниваешь себя с другими.                                                0 1 2  3  4

23.    Проверяются твои способности.                                            0 1 2  3  4

24.    На тебя смотрят как на маленького .                                     0 1 2  3  4

25.    На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.             0 1 2  3  4

26.    Замолчали,  когда ты подошел.                                              0 1 2  3  4

27.    Оценивается твоя работа.                                                       0 1 2  3  4

28.    Думаешь о своих делах.                                                          0 1 2  3  4

29.    Тебе надо принять важное решение для себя                       0 1 2  3  4

30.    Не можешь справиться с  домашним заданием.                   0 1 2  3  4

Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, уровня тревожности, уровня тревожности учащегося, тревожности учащихся, спокойным» уровнями тревожности, уровень тревожности, уровня тревожности учащихся, проблемы тревожности учащихся, уровнем тревожности, уровня школьной тревожности, контроль уровня тревожности, учебной деятельности учащихся, диагностика уровня тревожности, количества учащихся, повышения уровня тревожности, исследования уровня тревожности, показатели уровня тревожности, высоким уровнем тревожности, спокойный» уровни тревожности, Виды тревожности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос