Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.10.2015

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Яударова Н. Ю. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 634-637. — URL https://moluch.ru/archive/99/22213/ (дата обращения: 22.09.2018).

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку затрагивает такие важные вопросы как психолого-педагогические особенности построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО.

 

В условиях высшего образования важное место занимает проблема адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе. Первый год студенчества представляется нам основным, фундаментальным для дальнейшего профессионального преобразования будущих специалистов. Адаптационный период сложная пора для любого человека. Каждый раз, когда что-либо меняется в нашей жизнедеятельности (идем первый раз в детский сад, в первый класс, в пятый класс и т.д, или меняем место работы, жительства и т.п) наш организм испытывает определенные трудности привыкания к новым обстоятельствам изменившейся жизни, нужно отметить, что привыкание или приспособление идет не только с физиологической точки зрения, но и с психологической и социальной. При адаптации к новым условиям мы психологически испытываем огромную нагрузку и молодому, несформированному организму данный вид напряжения выдержать значительно сложнее, чем взрослому и окрепшему человеку. Рассматривая адаптационный период у студентов-первокурсников, нам кажется целесообразным уточнить понимание данного термина в психолого-педагогической науке. Адаптация — это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. Гришанов А. К., Цуркан В. Д. считают, что адаптация у студентов — это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29]. Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к обучению в ВУЗе не как привыкание и приспособление организма к изменившимся условиям, а как гармонизацию новых взаимоотношений в образовательном процессе в высшем учебном заведении. По результатам проведенного опроса абитуриентов ЧГУ и их родителей поступление в университет для них означает: первый по популярности ответ — это начало чего-то нового и неизведанного; второй по популярности — новая жизнь; далее идут такие варианты как — изменившийся социум, другой уровень взаимоотношений и т. д. Некоторые поступающие предполагают, что преподаватели в ВУЗе значительно будут отличаться от школьных учителей. Родители же студентов-первокурсников испытывают тревожность, думая, что требования, предъявляемые студентам, во многом не совпадут с теми требованиями, которые предъявлялись школьникам. Анализируя полученные ответы, а так же наблюдая за поведением и эмоциональным состоянием первокурсников в течении первого месяца, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в адаптационный период превышает норму, что негативно сказывается на обучении, далее тревожное состояние преодолевается и эмоциональный фон нормализуется. Правила студенческой жизни постепенно интериоризируются и психологический дисбаланс уравновешивается, обучение начинает приобретать более плодотворную форму, что означает окончание адаптационного периода для студента-первокурсника. Нам кажется невозможным благоприятное течение адаптационного периода в ВУЗе без активного участия преподавателей в преодолении негативных явлений данного периода первокурсниками. В первый месяц поддержка и понимание со стороны професорско-преподавательского состава поможет студентам преобразиться и выйти на новый, ранее им не знакомый, уровень обучения и взаимодействия. Куратор группы в жизни первокурсника играет важную роль. Именно он поможет минимизировать трудности, возникающие в период адаптации у первокурсников. А понимание психологических особенностей каждого юного начинающего студента, может значительно ускорить его дальнейшее преображение и развитие в правильном направлении. Проявление сочувствия, понимания и сострадания со стороны родителей первокурсников так же основополагающие в гармонизации новых взаимоотношений. Нам видится очень актуальным создание ситуации успеха для студентов-первокурсников, хотя бы первый месяц обучения в ВУЗе. Гете И. В. говорил, что учатся только у тех, кого любят, а любят тех, у кого испытывают успех!

В психологии ситуация успеха рассматривается как важная составляющая психологического комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Используя тонкости создания психологического комфорта, преподаватель значительно увеличивает процент освоения преподаваемой им дисциплины и как бонус получает уважение со стороны студентов. В адаптационный же период навыки создания благоприятного социально-психологического климата наиболее значимы. Работая в направлении обеспечения психологического комфорта студентам-первокурсникам, куратор проводит профилактическую работу, предотвращая проявления дезадаптации такие как: немотивированная агрессия, беспричинные пропуски занятий, систематическая неготовность к семинарским занятиям, некомпетентность в коммуникативном аспекте, отсутствие интереса к обучению, равнодушие и т. д..

Исследование, проводимое нами, показало, что благоприятная адаптация наблюдается у студентов, с которыми активно взаимодействует куратор, который их плавно вводит в студенческую жизнь и первое время очень внимательно следит за тем, что бы у его подопечных не появились тревожные признаки дезадаптированного характера. Для этого он проводит во время, отведенное для кураторского часа различные тренинги и профилактические, просветительские занятия. Так же помогает работающим с его группой преподавателям лучше понять каждого студента и таким образом играет важную роль в создании благоприятного социально-психологического климата в группе. Преодолев опасный порог адаптационного дисбаланса, студент-первокурсник начинает проникаться особенностями студенческой жизни и дальнейшее обучение в ВУЗе уже не тревожит его, а привлекает будущими перспективами дальнейшего совершенствования и развития в профессиональном плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обязывает ВУЗ сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [8]. Поэтому внимательное отношение к будущим бакалаврам в первый месяц обучения в ВУЗе принесет в дальнейшем свои дивиденды, в виде успешных выпускников, настоящих профессионалов и очень компетентных сотрудников.

 

Литература:

 

1.                  Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе...ВЕСТНИК ОГУ № 3 (164)/март`2014

2.                  Гришанов, Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан. — Кишинев, 1990.

3.                  Кусакина, С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С. Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 8.

4.                  Николаева, Е. И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е. И. Николаева, С. А. Котова //Вопросы психологии. — 2011. — № 4.

5.                  Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А. В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. — Л., 1985.

6.                  Смирнов, С. Д. Учеба — в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. — 2011. — N 4 (58).

7.                  Шайденко, Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина // Педагогика. — 2010. — № 6.

8.                  ФГОС ВПО.

Основные термины (генерируются автоматически): адаптационный период, психологический комфорт, студенческая жизнь, ВУЗ, благоприятный социально-психологический климат, гармонизация новых взаимоотношений, месяц обучения, обучение, социальная среда, образовательный процесс.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

условие вуза, вуз, учебный процесс, адаптация, социальная среда, психолого-педагогическая адаптация, педагогический аспект, адаптация студентов, внешняя среда, адаптационный процесс.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже

‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику адаптационного процесса студентов-первокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации...

Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

В. А. Емельянов выделяет несколько периодов адаптации студентов к новой среде: Предаптационный период.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

‒ в новую социальную среду; ‒ в учебно-познавательный процесс

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

Но это не только режим обучения и требования администрации вуза, регламентирующие процесс обучения.

Адаптационный период является для каждого нового мигранта объективно необходимым — и для каждого требуется свое время.

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Социально-психологический климат в организации и его...

Социально-психологический климат — результат систематической психологической работы с группой и проведения специальных мероприятий, направленных на гармонизацию отношений внутри коллектива. Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит...

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

Создание благоприятных условий для адаптационного периода является первостепенной

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование степени психологической комфортности процесса обучения, выявление...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

условие вуза, вуз, учебный процесс, адаптация, социальная среда, психолого-педагогическая адаптация, педагогический аспект, адаптация студентов, внешняя среда, адаптационный процесс.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже

‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику адаптационного процесса студентов-первокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации...

Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

В. А. Емельянов выделяет несколько периодов адаптации студентов к новой среде: Предаптационный период.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

‒ в новую социальную среду; ‒ в учебно-познавательный процесс

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта...

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов...

Но это не только режим обучения и требования администрации вуза, регламентирующие процесс обучения.

Адаптационный период является для каждого нового мигранта объективно необходимым — и для каждого требуется свое время.

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Социально-психологический климат в организации и его...

Социально-психологический климат — результат систематической психологической работы с группой и проведения специальных мероприятий, направленных на гармонизацию отношений внутри коллектива. Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит...

Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы...

Создание благоприятных условий для адаптационного периода является первостепенной

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование степени психологической комфортности процесса обучения, выявление...

Задать вопрос