Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий у старшеклассников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Ключко, Д. С. Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий у старшеклассников / Д. С. Ключко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2477/ (дата обращения: 17.04.2024).



В последнее время в обществе наблюдается заметный рост уровня обеспокоенности как родителей, так и детей в период подготовки к выпускным испытаниям. Усложнение заданий выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ, ужесточение процедуры их проведения приводят к ухудшению эмоционального состояния школьников. Формирование защитных механизмов в процессе взросления – необходимые навыки подрастающего поколения для преодоления трудных жизненных ситуаций. Большой интерес с научной точки зрения представляет взаимосвязь уровня тревожности со стилем копинг-стратегий у старшеклассников.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучить уровень тревожности и особенности копинг-стратегий у старшеклассников.

Задачи исследования изучить уровень тревожности у старших школьников; определить мотивацию достижений у старших школьников; изучить типы поведения, реагирования на сложную ситуацию; сопоставить уровень тревожности с копинг-стратегиями. В качестве предмета исследования выступаетуровень тревожности и копинг-стратегии старших школьников. Объектом диагностики выступалишкольники 10 и 11-х классов в размере 51 человека (25 человек – 11 класс; 26 человек – 10 класс).

Гипотеза исследования: существует специфическая взаимосвязь уровня тревожности и копинг-стратегий старшеклассников.

Основные методики, используемые в работе:

 Тест-опросник «Измерение мотивации достижения» (модификация теста-опросника А. Мехрабиана);

 Методика Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности;

 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

 Методику диагностики копинг-механизмов Хейма Э.

В результате обследования с помощью методики «Измерение мотивации достижений» А. Мехрабиана по было выявлено, что 100% учеников 11 и 10-х классов стремятся избегать неудач.

С помощью «Теста школьной тревожности» Филлипса было выявлено, что 16% одиннадцатиклассников обладают повышенной и высокой (12% и 4% соответственно) тревожностью, а 23% испытуемых 10 класса обладают повышенной тревожностью, в то время как показатели по шкале высокой тревожности не проявились.

Используя методику Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, нам удалось выявить, что 40% обследованных одиннадцатиклассников обладают высокими показателями по шкале ситуативной. Половина (50%) учеников 10 класса имеет высокий уровень по этой шкале. Больше половины (60%) исследуемых обладают высокими показателями по шкале личностной тревожности. И только 42 % десятиклассников обладают высоким уровнем личностной тревожности, что значительно ниже, чем показатели по этой же шкале у 11 класса. 4% испытуемых 10 классов имеют низкий уровень личностной тревоги, в то время как у 11 классов не выявился этот уровень тревоги.

(н) – низкий уровень тревожности;

(у) – умеренный уровень тревожности;

(в) – высокий уровень тревожности.

При обследовании школьников с помощью методики диагностики копинг-механизмов Хейма было выявлено, что больше половины учеников 11-х классов используют адаптивные варианты поведения когнитивных и эмоциональных копинг-стратегий и 32% используют адаптивные варианты поведения поведенческих копинг-стратегий. Ученики 10-х классов в меньшей степени используют адаптивные варианты поведения когнитивных копинг-стратегий (42%), тогда как значительно больший процент (65%) учеников избирает адаптивные варианты поведения эмоциональных копинг-стратегий. Что касается адаптивных вариантов поведение поведенческих копинг-стратегий, то их избирает 58%, что практически в 2 раза превышает показатели учеников 11-х классов.

В результате обследования можно сделать вывод, что, в основном существует взаимосвязь между уровнем тревожности и стилем копинг-стратегий. А именно, ученики, обладающие высокими и средними показателями по шкале личностной и ситуативной тревоги, используют адаптивные варианты поведения копинг-стратегий. А ученики имеющие низкие показатели использую неадаптивные варианты поведения. Это можно объяснить тем, что учащиеся с повышенным уровнем тревожности обладают большей приспособляемостью к стрессовым и критическим ситуациям. У них лучше работают механизмы совладения.

Литература:

  1. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты / сост. Макеева Т.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 187с.: ил. – (Психологический практикум).
  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248с.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. – Казань, 2003. – 79с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, адаптивный вариант поведения, класс, высокий уровень, личностная тревожность, показатель, результат обследования, ситуативная тревожность, стиль копинг-стратегий, школьная тревожность Филлипса.

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Изучение уровня ситуативной иличностной тревожности вбалах

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Использование средств искусства в процессе повышения...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса...

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий...

Изучение уровня ситуативной иличностной тревожности вбалах

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Использование средств искусства в процессе повышения...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса...

Задать вопрос