Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Ключко Д. С. Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий у старшеклассников // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2477/ (дата обращения: 23.05.2018).



В последнее время в обществе наблюдается заметный рост уровня обеспокоенности как родителей, так и детей в период подготовки к выпускным испытаниям. Усложнение заданий выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ, ужесточение процедуры их проведения приводят к ухудшению эмоционального состояния школьников. Формирование защитных механизмов в процессе взросления – необходимые навыки подрастающего поколения для преодоления трудных жизненных ситуаций. Большой интерес с научной точки зрения представляет взаимосвязь уровня тревожности со стилем копинг-стратегий у старшеклассников.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучить уровень тревожности и особенности копинг-стратегий у старшеклассников.

Задачи исследования изучить уровень тревожности у старших школьников; определить мотивацию достижений у старших школьников; изучить типы поведения, реагирования на сложную ситуацию; сопоставить уровень тревожности с копинг-стратегиями. В качестве предмета исследования выступаетуровень тревожности и копинг-стратегии старших школьников. Объектом диагностики выступалишкольники 10 и 11-х классов в размере 51 человека (25 человек – 11 класс; 26 человек – 10 класс).

Гипотеза исследования: существует специфическая взаимосвязь уровня тревожности и копинг-стратегий старшеклассников.

Основные методики, используемые в работе:

 Тест-опросник «Измерение мотивации достижения» (модификация теста-опросника А. Мехрабиана);

 Методика Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности;

 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

 Методику диагностики копинг-механизмов Хейма Э.

В результате обследования с помощью методики «Измерение мотивации достижений» А. Мехрабиана по было выявлено, что 100% учеников 11 и 10-х классов стремятся избегать неудач.

С помощью «Теста школьной тревожности» Филлипса было выявлено, что 16% одиннадцатиклассников обладают повышенной и высокой (12% и 4% соответственно) тревожностью, а 23% испытуемых 10 класса обладают повышенной тревожностью, в то время как показатели по шкале высокой тревожности не проявились.

Используя методику Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, нам удалось выявить, что 40% обследованных одиннадцатиклассников обладают высокими показателями по шкале ситуативной. Половина (50%) учеников 10 класса имеет высокий уровень по этой шкале. Больше половины (60%) исследуемых обладают высокими показателями по шкале личностной тревожности. И только 42 % десятиклассников обладают высоким уровнем личностной тревожности, что значительно ниже, чем показатели по этой же шкале у 11 класса. 4% испытуемых 10 классов имеют низкий уровень личностной тревоги, в то время как у 11 классов не выявился этот уровень тревоги.

(н) – низкий уровень тревожности;

(у) – умеренный уровень тревожности;

(в) – высокий уровень тревожности.

При обследовании школьников с помощью методики диагностики копинг-механизмов Хейма было выявлено, что больше половины учеников 11-х классов используют адаптивные варианты поведения когнитивных и эмоциональных копинг-стратегий и 32% используют адаптивные варианты поведения поведенческих копинг-стратегий. Ученики 10-х классов в меньшей степени используют адаптивные варианты поведения когнитивных копинг-стратегий (42%), тогда как значительно больший процент (65%) учеников избирает адаптивные варианты поведения эмоциональных копинг-стратегий. Что касается адаптивных вариантов поведение поведенческих копинг-стратегий, то их избирает 58%, что практически в 2 раза превышает показатели учеников 11-х классов.

В результате обследования можно сделать вывод, что, в основном существует взаимосвязь между уровнем тревожности и стилем копинг-стратегий. А именно, ученики, обладающие высокими и средними показателями по шкале личностной и ситуативной тревоги, используют адаптивные варианты поведения копинг-стратегий. А ученики имеющие низкие показатели использую неадаптивные варианты поведения. Это можно объяснить тем, что учащиеся с повышенным уровнем тревожности обладают большей приспособляемостью к стрессовым и критическим ситуациям. У них лучше работают механизмы совладения.

Литература:

  1. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты / сост. Макеева Т.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 187с.: ил. – (Психологический практикум).
  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248с.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. – Казань, 2003. – 79с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): адаптивные варианты поведения, уровня тревожности, уровень тревожности, взаимосвязь уровня тревожности, ситуативной тревожности, личностной тревожности, уровнем тревожности, шкале личностной тревожности, 11-х классов, учеников 11-х классов, Особенности уровня тревожности, шкале высокой тревожности, варианты поведения когнитивных, уровня школьной тревожности, уровнем личностной тревожности, исследования выступаетуровень тревожности, старших школьников, повышенным уровнем тревожности, диагностики копинг-механизмов Хейма, 10-х классов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос