Особенности развития интеллектуальных операций у первоклассников на первом этапе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Хабибулоева, Д. С. Особенности развития интеллектуальных операций у первоклассников на первом этапе обучения / Д. С. Хабибулоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54163/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеллектуальные операции учеников — операционные механизмы познавательных способностей. В статье представлены результаты сформированности интеллектуальных операций: анализа, сравнения, обобщения на начальном этапе обучения первоклассников.

Ключевые слова: интеллектуальные операции, операционные механизмы, анализ, сравнение, обобщение, начальный этап обучения.

Pupil intellectual operations are operational mechanisms of cognitive abilities. The article presents the results of the formation of intellectual operations: analysis, comparison, synthesis at the initial stage of training first-graders.

Keywords: intellectual operations, operational mechanisms, analysis, comparison, generalization, initial training.

Начало обучения первоклассников в школе — серьезное испытание для большинства детей. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную условия жизнедеятельности, которые отражаются на его эмоциональном состояние, работоспособности, успешности в учебной деятельности, межличностных отношениях и так далее. Детям приходится адаптироваться к условиям школы, то есть усваивать нормы и способы поведения, одобряемые учителями и родителями, и учится формировать учебные действия и учебную мотивацию. Это достаточно сложный промежуток времени, который требует определенного уровня готовности со стороны учеников. В нашей статье мы попытались раскрыть особенности сформированности интеллектуальных операций первоклассников на первом этапе обучения.

В. Д. Шадриков определил механизм развития способностей субъекта деятельности — интеллектуальные операции [1]. Он также разработал возрастную периодизацию интеллектуальных операций, классифицировал операции по различным типам мышления, экспериментально подтвердил свою теорию.

Одной из приоритетных задач современной начальной школы, по В. Д. Шадрикову, должна стать задача развития интеллектуальных операций посредством школьного обучения [2]. К сожалению, можно констатировать, что в настоящее время в начальной школе развитию интеллектуальных операций уделяется недостаточно времени, современная система образования более нацелена на получение конечного результата обучения, чем на процесс формирования этого самого результата. Как известно операции мышления развиваются в деятельности, а ведущей деятельностью ученика начальной школы является учебная деятельность.

В процессе учебной деятельности, меняется не только сам субьект учебной деятельности, но и сама деятельность, она трансформируется под конкретного ученика. В. Д. Шадриков писал, что «личность ученика находит свое выражение в учебной деятельности», но и деятельность также находит свое отражение в личности [3]. Каждая личность по своей биологической структуре индивидуальна и в процессе обучения происходит индивидуализация деятельности. Каждый первоклассник, приходя в школу, обладает различным набором умений и знаний, в процессе деятельности он адаптируется под цели учебной деятельности, приобретая новые знания умения и развивая свои способности. Интеллектуальные операции рассматриваются В. Д. Шадриковым, как операционные механизмы развития способности субъекта деятельности [4].

Интеллектуальные операции для ученика начальной школы являются основным способом переработки информации в целях конкретной деятельности. Формировать операции мышления следует специально, уделяя отдельное время в учебном плане. Современные учебные программы, такие как «Школа России», направлены на систематическое развитие интеллектуальных операций, как одних из приемов обучения. Операции мышления обуславливают уровень успеваемости ученика в деятельности и достижения цели этой деятельности.

Целенаправленное обучение интеллектуальным операциям должно происходить на всех уроках изучаемых дисциплин. Но наиболее интенсивно их развитие происходит на уроках математики. Наибольший вклад в формирование познавательных действий как учебных по традиционной системе обучения вносят учебники математики. Именно уроки математики в начальной школе в большей степени способствуют развитию интеллектуальных операций.

Для выявления уровня сформированности интеллектуальных операций у первоклассников на первом этапе обучения нами проведено эмпирическое исследование. В диагностике принимали участие обучающие 1 «Д» класса ГБОУ Школы № 1514 г. Москвы в количестве 30 человек.

При анализе эмпирического исследования мы рассмотрели интеллектуальные операции в плане их проявления на начальном этапе. Для этого мы рассмотрели выраженность каждой исследуемой интеллектуальной операции (анализ, сравнение, обобщение) у каждого учащегося.

Нами были проведены две психодиагностические методики «Графический диктант» и «Образец и правило».

«Графический диктант» — методика, предложенная Д. Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика состоит из 3 заданий [5].

«Первая буква» — методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/ мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова [5].

В 1 психодиагностической методике были продиагностированы интеллектуальные операции: анализ, сравнение, тогда, как во 2 методике интеллектуальная операция: анализа и обобщение.

Таблица 1

Результаты исследования интеллектуальных операций по 1 методике «Графический диктант» испытуемых 1 «Д» класса

Уровень проявления

Интеллектуальные операции

Количество детей%

Анализ

Сравнение

Анализ

Сравнение

Высокий

8 б.

8 б.

63 %

41 %

Средний

5 б.

5б.

21 %

38 %

Низкий

3 б.

3 б.

16 %

21 %

Из содержания данной таблицы следует

‒ уровень сформированности интеллектуальных операций анализа у учащихся 1 «Д» — 63 % учащихся имеют высокий уровень, 21 % учащихся — средний уровень, 16 %- низкий;

‒ показатели развития интеллектуальной операции сравнение ниже у учащихся, но с небольшим значением. В 1 «Д» классе- 41 % с высоким уровнем, 38 %- средний уровень, 21 % — низкий.

Высокий уровень сформированности интеллектуальной операции анализа связанно с тем, что учащиеся точно следовали инструкции учителя, а самостоятельно выполнить задания без помощи учителя им сложно и это показывает низкий уровень сформированности интеллектуальной операции сравнение.

Таблица 2

Результаты исследования интеллектуальных операций по 2 методике «Первая буква»

Уровни проявления

Интеллектуальные операции

Количество детей%

анализ

обобщение

анализ

обобщение

Высокий

11

11

47 %

50 %

Средний

7

7

30 %

24 %

низкий

4

4

23 %

26 %

Из содержания данной таблицы следует:

‒ уровень сформированности интеллектуальных операций анализа у учащихся 1 «Д» –47 % высокий уровень, 30 % — средний уровень, 23 % — низкий уровень.

‒ сформированность развития интеллектуальной операции обобщение выше, но не на много, это связано с тем, что дети не держали поставленую задачу, а просто ориентировались на выделение звука. В 1 «Д» классе- 50 % с высоким уровнем, 24 %- средний уровень, 26 % — низкий.

Проведенное исследование интеллектуальных операций позволило нам выявить уровень их проявления на начальном этапе. Исходя из полученных результатов мы можем подобрать упражнения для развития интеллектуальных операций на уроках математики.

Литература:

  1. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос 2002
  2. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. -М.: Логос,2006
  3. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект пресс,2007
  4. Макарова Карина Вячеславовна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора псих.наук. Развитие духовных способностей:на примере младших школьников.- М.:2006
  5. https://mcko.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): операция, учебная деятельность, высокий уровень, интеллектуальная операция, начальная школа, анализ, интеллектуальная операция анализа, операция мышления, сравнение, урок математики.


Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Задать вопрос