Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Операционные механизмы аттенционных способностей младших школьников / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65152/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются подходы к изучению проблемы способностей, раскрываются особенности операционных механизмов познавательных способностей применительно к аттенционным. Представлена сущность интеллектуальных операций как операционных механизмов аттенционных способностей (внимания) в учебной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: способности, функциональные, операционные и личностно-регулирующие механизмы, интеллектуальные операции, анализ, синтез, абстрагирование, аттенционные способности, внимание, свойства внимания.

Начиная еще с 19 века и по настоящее время проблема способностей находит отражение в трудах зарубежных и отечественных психологов, таких как: В.Штерн, А. Бине, Ф. Гальтон, Ж. Пиаже, Ч. Э. Спирмен, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков и другие. И втечение всего этого времени было очень важно определить и понимать: что же такое способности, интеллект, и помнить, что стоит под тем или иным понятием [5].

Наиболее известную попытку дать определение, что такое способности сделал Б. М. Теплов, и на его позициях были воспитаны психологи нескольких поколений.

Понятие «способности» Б. М. Теплов описывает тремя признаками:

– под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

– способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

– понятие способность не сводится к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Б. М. Теплов, анализируя проблему способностей, писал: «Я не предлагаю дать общую теорию способностей, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще неисполнимо. Для теории способностей еще не хватает эмпирических факторов и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик» [8, с. 288].

В 80-х годах психологическом журнале Шадриков В. Д. дает новое определение способностей. Способности — это «свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, и обеспечивающие лёгкость вхождения в деятельность и продуктивность этой деятельности» [10, с. 50]. Он является сторонником функционально-генетического подхода к способностям.

В своей теории Шадриков В. Д. определяет структуру способностей как интеграцию трёх типов механизмов — функциональных, операционных и мотивационных (личностно-регулирующих).

Функциональные механизмы В. Д. Шадриков относит к характеристикам человека как индивида, и тем самым они являются механизмами, обусловленными биологическим развитием. Операционные относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности и формируются у человека прижизненно. Личностно-регулирующие механизмы определяют и формулируют способности личности, к которым относятся способности субъекта деятельности, рассматриваемые под призмой нравственного контроля, проявляющиеся в поведении человека.

Если мы говорим о способностях ребенка, успешности освоения им учебной деятельности, то нельзя не коснуться темы интеллектуальных операций. Ж. Пиаже был предложен термин «интеллектуальные операции» и он же разработал теорию интеллектуального развития, которая охватывает период с младенческого возраста до достижения зрелости. В этой теории в целом обозначены 4 стадии развития интеллектуальных операций: сенсомоторная — временной период от рождения до 2 лет; дооперациональная — для возраста от 2 до 7 лет, стадия конкретных операций — возраст от 7 до 12 лет и стадия формальных операций — в возрасте от 12 лет и старше. И на каждой из этих стадий Ж. Пиаже различал три уровня: неудача, частичный успех, успех, рассматривая развитие как движение по спирали, для переосмысливания и реструктурирования на более высоком уровне.

Б. Г. Ананьев же утверждал, что операционные механизмы находятся не в самом мозге, а усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и общей социализации, и носят конкретно-исторический характер.

Развитие способностей необходимо для нас (в частности младшим школьникам) для того, чтобы в какой-либо деятельности быть успешными. Развитие способностей младших школьников традиционно связывают с вхождением ребенка в учебную деятельность. В этом процессе у них складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения [5]. Операционные механизмы в этом возрасте выступают в качестве интеллектуальных операций. В общем, развитие операционных механизмов начинается именно с развития у детей внешних предметных действий. Эти действия переходят к двум годам во внутреннюю структуру человеческой психики и только тогда у человека формируются интеллектуальные операции.

Шадриков В. Д. определяет интеллектуальные операции как осознанные психические действия, которые связаны с познанием и решением задач, стоящих перед индивидом.

С интеллектуальными операциями ребенок не рождается, их предвестниками являются предметные действия, которыми ребенок овладевает на начальном этапе онтогенеза, с момента взаимодействия с мамой. Взаимодействуя с матерью, у него будут развиваться в общении внешние предметные действия. Они постепенно становятся операционными механизмами способностей. А затем, с развитием превращаются в интеллектуальные операции. Все это происходит к двум-трем годам жизни ребенка.

В. Д. Шадриков приводит содержательную характеристику интеллектуальных операций, описывая все их стороны. Каждый предмет окружающей действительности обладает множеством свойств и при их изучении мы рассматриваем каждую вещь по отношению к другим вещам в деятельности, то есть нами проводится анализ. Затем она рассматривается с ее функциональной стороны, абстрагируясь от других сторон. Интеллектуальная операция абстрагирование предполагает мысленное отвлечение от одних свойств предметов и сосредоточение на других его свойствах, при этом постоянно удерживая в сознании выделенные существенные свойства в процессе деятельности.

Для актуализации интеллектуальных операций обязательна интеграция механизмов функциональных и операционных. При их помощи у человека формируется познавательный процесс, который способствует их развитию. В. Д. Шадриков выделяет интеллектуальные операции анализа и абстрагирования в качестве базовых операций. А проведению анализа и абстрагирования способствует интеллектуальная операция аналогия.

В учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, и они не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Они являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности [3].

При решении какой-то задачи человек пользуется совокупностью связанных друг с другом операций. Сравнение помогает выделить сходства и различия предметов и явлений. На основе этого сравнения можно осуществлять классификацию и систематизацию.

Такая интеллектуальная операция как обобщение предполагает зафиксирование только существенных свойств вещей (предметов и явлений).

Кроме тех интеллектуальных операций, которые упомянуты здесь, существует множество других. Все эти операции делятся на простые, к которым относят односложные и составные, и сложные, в состав которых входят метаинтеллектуальные и разноуровневые интеллектуальные операции.

Для каждого возрастного периода характерно развитие и повышение качественного уровня уже имеющихся интеллектуальных операций, а также появление новых. Детям младшего школьного возраста свойственно развитие и нарастание конкретных интеллектуальных операций, которые будут выступать в виде операционных механизмов аттенционных способностей. В виде конкретных интеллектуальных операций выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и другие [7].

Основным видом деятельности младшего школьника является учебная, и успешность его познавательного процесса зависит от совокупности способностей, которыми он обладает. Одной из этих важных способностей выступает аттенционная (внимание), которая является основой для эффективного обучения детей младшего школьного возраста.

Проблемой внимания занимались известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи: Дж. Миль, И. Гербарт, Э. Титченер, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Я. Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и другие. П. Я. Гальперин отмечал, что проблема природы внимания остается одной из самой темной в психологии и связывал функцию внимания с мышлением, как сторону «умственного действия» [1].

В. Д. Шадриков определяет внимание как аттенционную способность, также имеющую в своей структуре функциональные, операционные и личностно-регулируемые (мотивационные) механизмы. Под аттенционными способностями понимаются свойства функциональных систем, которые реализуют функцию внимания, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Внимание есть сторона психического процесса, сосредоточенность сознания на объектах, которая предполагает интеллектуальную активность [6, с. 134].

Традиционно вниманию характерен ряд следующих свойств: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключаемость. Концентрация проявляется в степени сосредоточенности сознания на объекте при отвлечении от всего постороннего. Объем измеряется количеством объектов, на которые направлено внимание и воспринимающиеся одновременно. Устойчивость — важное условие внимательности учащихся на уроке, строящееся его познавательным интересом. Она выступает как длительное сосредоточение внимания на объекте или явлении. Распределение внимания — умение или возможность одновременного выполнения нескольких видов действий в процессе одной деятельности. Это свойство необходимо ученику, например, для одновременного прослушивания материала, передаваемого учителем и наблюдения за тем, что он демонстрирует (карта, репродукция и т. д). Переключаемость есть способность перестройки внимания с одного объекта или процесса на другой [3].

Чтобы избежать проблемы с усвоением учебного материала необходимо развивать у учащихся эти свойства. Зачастую трудности при выполнении учебных и самостоятельных работ у учащихся могут объясняться не отсутствием способностей или проблемами в развитии, а именно проблемой внимания. Развитием аттенционных способностей в образовательном процессе руководит никто иной, как учитель. Образование на современном уровне дает возможность педагогам поддерживать внимание через смену видов деятельности (дидактические игры, презентации, электронные учебники и др.), а психологам для его развития.

Развитие аттенционных способностей младших школьников протекает за счет овладения ими на уроке операционными механизмами. В виде их основных функций выступают: отбор релевантных воздействий; регулирование, контроль и протекание деятельности; и конечно, удержание деятельности до момента достижения цели [9]. Самое главное в педагогической практике — помнить об индивидуальных особенностях внимания младших школьников и действовать (т. е. развивать аттенционные способности) на их основе. Как правило, стадия состояния внимания бывает ярко выражена во внешних признаках: мимике, жестах, и в целом, в движениях.

Чтобы развивать внимание (и его свойства) в начальных классах учитель может применять разные методики развития интеллектуальных операций. Интеллектуальные операции создают условия для умственной деятельности человека, и такая деятельность влечет за собой постоянные переживания. Эти эмоции могут иметь связь со всеми формами сознания, а их образование в процессе интеллектуальной деятельности людей трактуются несколькими фазами. И одной такой фазой выделяют удивление, которое является устойчивым состоянием. «Удивление пробуждает внимание, ведёт к сосредоточению сознания на одном объекте» [7, с. 10].

Так как базовым элементом умения учиться является самостоятельность учащегося, первая обязанность педагогов, психологов и родителей, развитие у него определенных способностей. Это же является необходимым условием для успешного обучения ребенка в целом. Развивая операционные механизмы внимания, а затем и личностно-регулирующие (мотивационные), мы будем развивать качественный уровень самих аттенционных способностей.

Таким образом, мы можем утверждать, что родитель, учитель и психолог, а также все, кто так или иначе воздействуют на познавательный процесс ребенка, в качестве важной цели должны выдвигать — развитие уровня интеллектуальных операций детей младшего школьного возраста. И как результат они получат основу для успешной учебной деятельности и развитие способностей внимания в ней.

Литература:

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб.пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  2. Макарова К. В. Духовный фактор в деятельности и творчески способностях. Монография. 3-е изд., дополн. — М.: Прометей, 2016. — 242 с.
  3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии.– 1960. — № 3. С. 12–23.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002. 160 с.
  6. Шадрикова В. Д.Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2009. 544 с.
  7. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.
  8. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008. 358 с.
  9. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
  10. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования: учеб. пособие. — М.: Логос, 2012. 200с.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, способность, развитие, учебная деятельность, внимание, интеллектуальная операция, механизм, младший школьный возраст, операционная, операционный механизм способностей.


Ключевые слова

анализ, способности, синтез, внимание, абстрагирование, интеллектуальные операции, свойства внимания, аттенционные способности, функциональные, операционные и личностно-регулирующие механизмы

Похожие статьи

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

В статье рассматриваются основные положения теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова. Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида, субъекта деятельности и личности, а также механизмов познавательных способ...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В работе рассматривается концепция педагогических способностей, предложенная Н. В. Кузьминой, а также проанализирован уровень педаг...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Потребности созависимых как фактор зависимых отношений

Статья посвящена теоретическому анализу феномена созависимости. Выделяются и описываются основные психологические особенности созависимых, дисфункциональный характер их потребностей с позиции формирования зависимых отношений. Проанализированы основны...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников.

В данной статье раскрывается суть понятий «интеллектуальная операция» у зарубежных и отечественных ученых и «метаинтеллектуальная операция» в трактовке В. Д. Шадрикова. Показана взаимосвязь школы и необходимости формирования интеллектуальных операций...

Похожие статьи

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

В статье рассматриваются основные положения теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова. Раскрывается структура способностей, приводится описание способностей индивида, субъекта деятельности и личности, а также механизмов познавательных способ...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей педагогической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В работе рассматривается концепция педагогических способностей, предложенная Н. В. Кузьминой, а также проанализирован уровень педаг...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Потребности созависимых как фактор зависимых отношений

Статья посвящена теоретическому анализу феномена созависимости. Выделяются и описываются основные психологические особенности созависимых, дисфункциональный характер их потребностей с позиции формирования зависимых отношений. Проанализированы основны...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников.

В данной статье раскрывается суть понятий «интеллектуальная операция» у зарубежных и отечественных ученых и «метаинтеллектуальная операция» в трактовке В. Д. Шадрикова. Показана взаимосвязь школы и необходимости формирования интеллектуальных операций...

Задать вопрос