На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.В Запорожец, А. Н. Леонтьев., B. C. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, Л. С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Ключевые слова: интеллектуальные операции, анализ, синтез, сравнение, функциональные и операционные механизмы.
On the basis of numerous studies (A. Wallon, piaget, GSH. Blonsky, L. A., Wenger, L. S. Vygotsky, P. Ya. Galperin, V. V. Davydov, A. V. Zaporozhets, A. N. Leontiev., B. C. Mukhina, N. N. Poddjakov, N. G. Salmina, E. E. Sapogova, L. S. Sakharnov, etc.) are most sensitive in relation to the development of creative thinking and moral and aesthetic ideas is of primary school age, when formed the basis of the child's personality.
Key words: intelligence operations, analysis, synthesis, comparison, functional and operational mechanisms.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
Внимание многих психологов направленно к проблемам развития ребенка — развития его наглядно-образного мышления. Интерес этот не случаен, так как период жизни младшего школьника является периодом интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Многочисленные исследования психологов показали, что наиболее сензитивным периодом для развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, ведь именно тогда начинают формироваться основы личности ребенка [1]. Развитие младшего школьника — является важной составной частью педагогического процесса. Раньше система образования была ориентирована на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по предметам. Сейчас же, важно создать среду учения, которая будет способствовать развитию способностей ребенка.
Развивать ребенка через изучаемый материал — вот цель. Развивать способность младшего школьника к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
«В первом школьном возрасте под влиянием системы знаний, которые приобретает в процессе обучения, и расширяющегося социального общения, вынуждающего доказывать, обосновывать, приводить свои утверждения, крепнущая мысль ребенка начинает расчленять и подчинять себе непосредственно данное содержание созерцания. При этом оно само нуждается в нем, как опорной базе своих операций». Обобщения младшего школьника по существу — это общие представления, его рассуждения логичны, пока они остаются в наглядной области непосредственно данного.
Обычно под мышлением понимают систему «сознательных операций, направленных на разрешение задач посредством раскрытия объективных связей и отношений». В данном подходе к определению мышления отражен только один аспект — операционный, но полностью отсутствует функциональный аспект характеристики мышления. При определении функциональных механизмов мышления нам необходимо исходить из того, что отдельные функциональные системы головного мозга связанны, прежде всего, с решением задач. Тогда свойства функциональных систем, позволяющие разрешить задачу посредством раскрытия существенных связей и отношений, можно определить как мыслительные способности.
Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы (ощущения, восприятия, память, мышления). Операционными механизмами — выступает система приобретённых операций (познавательных действий, отнесённых к условиям познания). Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов.
Способности, рассматриваемые как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и мышление, реализуемое через свойства этих систем, тесно связаны друг с другом, они не отделимы друг от друга (В. Д. Шадриков).
При рассмотрении проблемы интеллектуальных операций очень важно определиться в понимании мышления. Как отмечал еще У. Джемс, «определить, что такое разум, и чем отличается своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, который может вести к таким же результатам, как и мышление», вовсе не так легко.
Любой из предметов объективного мира обладает бесконечным количеством свойств. Невозможно познать никакую вещь исчерпывающим образом. В деятельности раскрываются свойства вещи в отношении к другим вещам. Все свойства изначально носят функциональный характер. Рассматривая вещь со стороны её свойств, мы в мышлении, выделяем эти свойства, проводим анализ (разложение) вещи. Когда мы используем вещь в целях конкретной деятельности, то оперируем её функциональным свойством, отвлекаясь от остальных свойств, мы абстрагируемся от других cвойcтв [2].
Таким образом, операции анализа и абстрагирования выступают базовыми интеллектуальными операциями.
Чтобы дать определение способностям, В. Д. Шадриков, обращается к вопросам о «взаимосвязи и отношений психической функции, одаренноcти и способности, способнocтей и родовых форм деятельности, психических функций и функциональных систем, реализующих эти функции». Он объединяет определение способностей и психической функции и раccматривает их, как два взаимосвязанных объекта развития cпоcобностей. Дает определение cпоcобностям — «способности есть cвойства функциональных cистeм, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную мeру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном cвoeобразии освоения и реализации деятельности» [7].
Способности выражают свойство мозга отражать объективный мир и дифференцируют данное свойство на конкретные психические свойства. Изучая способности, как свойства функциональных систем, необходимо, выделить элементы функциональных систем, которыми будут выступать задатки.
При раccмoтрeнии способностей и задатков становится ясно, что способности не появляются из задатков, задатки и способности являются свойствами, только свойствами функциональных систем выступают способности, а задатки будут свойствами компонентов этих самых систем [6].
Раскрыть способности ученика является главной задачей любого учителя. Современная система образования направлена на развитие способностей, но для того чтобы эффективно использовать данные методы необходимо сначала раскрыть структуры способностей. Б. Г. Ананьев выделил три компонента в структуре способностей, это «функциональный, операционный и мотивационный компонент».
Функциональные и операционные механизмы находятся в постоянном взаимодействии, так для развития операционных механизмов необходим определенный уровень развития функциональных компонентов, а после развития операционных механизмов происходит дальнейший рост развития функциональных механизмов.
Операционными механизмами способностей являются интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, различение, сопоставление и др. Именно эти интеллектуальные операции представляют конкретные операционные механизмы способностей познания, или — познавательных способностей, или когнитивных способностей.
Интеллектуальные операции для ученика начальной школы являются основным способом переработки информации в целях конкертной деятельности. Формировать операции мышления следует специально, уделяя отдельное время в учебном плане. Современные учебные программы, такие как «Школа России», направлены на систематическое развитие интеллектуальных операций, как одних из приемов обучения. Операции мышления обуславливают уровень успеваемости ученика в деятельности и достижения цели этой деятельности.
С. Л. Рубинштейн писал: «учение выделяется как особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью».
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2012. — 352 с.: ил.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования — Академия наук СССР 1958.
- Ливио Антонио да Сильва. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата псих.наук. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальнымиоперациями.М.:2010.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной., М.: 1990.
- Шадриков В. Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1998.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. — М.: Логос, 2006.