В статье рассматривается проблема интеллектуальных операций, развитие способностей, система интеллектуальных операций, базовые и метаинтеллектуальные операции.
Ключевые слова: проблема развития, развитие способностей человека, способность, интеллектуальная операция, операционный механизм способностей, развитие ребенка.
Проблема интеллектуальных операций сейчас занимает одно из важных мест в психологии способностей, психологии обучения, а также в психологии развития и в целом, в психологии мышления. В практическом плане она является важной в «субъектной» педагогике. Без разработки целостной системы интеллектуальных операций сложно найти ответ на вопрос: «Как научить ученика учиться?» В связи с чем она является главной в том числе и для педагогической психологии.
Еще в 20-х годах ХХ века Л. С. Выготский выявил, что развитие способностей человека — это, прежде всего, проблема овладения субъектом своими способностями. Таким образом, задача изучения способностей — это задача поиска ответа на вопрос, как субъект овладевает своими способностями. Ответить же на данный вопрос невозможно, если не обратиться к интеллектуальным операциям как операционным механизмам способностей. [2].
Касаемо проблемы развития обращаются к физическому, моторному, когнитивному и социальному развитию человека. Мы, прежде всего, будем рассматривать умственное развитие. В данной проблеме центральным вопросом является развитие способностей человека. С. Л. Рубинштейн отмечал, что проблема развития — это, прежде всего проблема развития человека. Как было отмечено выше, развитие способностей невозможно понять без обращения к интеллектуальным операциям. Соответственно, и проблему развития невозможно в полном объеме осознать без понимания места интеллектуальных операций в развитии человека.
В проблеме развития можно отметить и другую ее сторону –взаимосвязь с обучением. В большом числе исследований авторы пытаются найти ответ на вопрос: «Обучение следует за развитием или развитие определяется обучением?» Большое количество исследований в этом направлении проводились и проводятся на детях дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в тот период сензитивного развития, когда интенсивно развертывается генетически обусловленная программа развития всего организма. Даже в этот период на развитие, которое определяется генетической структурой, накладывается воздействие окружающей его среды. Именно два фактора влияют на развитие ребенка. Ж. Пиаже продемонстрировал, что способы видения и понимания мира у детей и взрослых принципиально отличаются. Вместе с развитием ребенка, развитием способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями.
Также невозможно понять и мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление — есть разрешение задачи. А любая задача разрешается на определенном содержании, определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции. К сожалению, приходиться констатировать, что проблема интеллектуальных операций в контексте мышления была четко поставлена С. Л. Рубинштейном, но не нашла систематического развития [1].
«Интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [4]. Под интеллектуальной операцией понимают осознанные психические действия, которые связанны с разрешением задач. Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [3]. При разрешении определенной задачи человек использует ряд взаимосвязанных друг с другом операций, которыми являются анализ и синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Овладение интеллектуальными операциями — есть главное значение в развитии способностей человека. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [5].
Все предметы объективного мира обладают множественным количеством различных свойств. Невозможно познать какую-либо вещь исчерпывающим образом. Свойства вещей раскрываются в отношении к другим вещам в конкретной деятельности. Свойства вещей изначально определяются функциональным характером. Познавая конкретную вещь с разных сторон её свойств, человек в своем мышлении, выделяет данные свойства, затем проводит анализ этой вещи, используя в дальнейшем эту вещь в целях определенной деятельности, он оперирует её функциональными свойствами, отвлекаясь от остальных свойств вещи, человек абстрагируется от других свойств.
Следовательно, такие операции как анализ и абстрагирование выступают базовыми интеллектуальными операциями.
Сосредоточение внимания на определенном количестве свойств конкретной вещи представляет возможным активно включить данные свойства в процесс мышления. Если бы число этих свойств было бы значительным, человек не мог бы охватить их своим вниманием. В связи с чем, в определение вещи, всегда входит ограниченное число её существенных свойств. Любое понятие включает в себя определенное число свойств конкретной вещи. Всякая вещь включает в себя бесконечное число свойств. Можно сделать вывод, что любое понятие ограниченное, у разных людей это понятие будет наполняться различным множеством свойств. Следовательно, мышление и речь человека многозначны в том числе, если разные люди пользуются одними и теми же понятиями. В этом и заключается одна из важных причин различной продуктивности мышления у разных людей.
Кроме овладения определенным запасом знаний человеку необходимо уметь выделять такие свойства, которые представляют для него в данный конкретный момент наибольший интерес. Такой способностью выступает проницательность. Память у человека работает по принципу «иди туда, не знаю куда, принеси то, что мне надо для решения конкретной задачи». Проницательность определяется способностью к различению, которая определяется опытом в конкретной сфере деятельности и конкретными психофизическими данными человека.
Человек с разносторонними интересами будет обладать большими способностями, так как его интерес будет способствовать проницательности и использовать актуальные свойства знаний.
Наряду с практическими интересами анализу ситуации и выделению главных свойств способствуют ассоциации по сходству и аналогии. Группируя похожие ситуации, человек обнаруживает сходство в элементах, выделяет их и фиксирует в сознании. В высокоодаренных умах, пишет У. Джемс, эти процессы группировки и выделения совершаются мгновенно, обнаруживая свойства, которые другим недоступны. Способность к установлению ассоциаций по сходству — есть признак высокого интеллекта, такие способности у гениев.
Решая задачу человек, использует систему операций, которые взаимосвязанных между собой. Таковыми операциями будут: анализ и синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Данные операции являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования.
Интеллектуальные операции анализ и синтез вплетены в действия ребёнка с предметами. В первые месяцы жизни ребёнок стремится к овладению предметами, вначале непроизвольно и неумело. Стремления ребенка сводятся к тому, чтобы, взять предмет, бросить, попробовать на вкус и т. д. Такие стремления ребенка сводятся к манипуляциям с предметами. В своих движениях ребёнок решает сложнейшую двигательную задачу, начинает овладевать своим телом, развивая свою способность и интеллект.
В операциях сравнения лежит сходство и различие вещей, явлений и их свойств. Именно на основе интеллектуальной операции сравнения будут осуществляться операции классификация и систематизация.
Абстрагирование является необходимым условием образования различных понятий, без абстрагирования невозможно понять сущность предмета, выделить существенные стороны. Для младшего школьника отвлечение от чувственного многообразия является трудностью. Задачам абстрагирования следует учить целенаправленно. Ученика необходимо научить увидеть предмет в многообразие его свойств. После чего надо научить фиксации данных многообразных свойств. Так же, необходимо учить его выделять определенные свойства в соответствии с целевой установкой. Необходимо не только уметь выделять качества, которые будут соответствовать учебному заданию, но и удерживать данное качество в сознании в процессе решения учебной задачи, абстрагируясь от других свойств.
Можно сделать вывод, что главными условиями успешной учебной деятельности ребенка являются осознанность и произвольность и главная задача заключается в способности к рефлексии своих действий. Необходимо умение выходить за пределы конкретики, что не может быть спонтанным.
С позиций деятельностного подхода выделяется и обосновывается особая группа интеллектуальных операций — метаинтеллектуальные операции. Сущность, которых заключается в том, что они направлены на реализацию отдельных компонентов психологической системы деятельности. К ним относятся следующие метапроцессы: целеполагание, антиципация, принятие решений, прогнозирование, программирование, планирование, контроль.
Литература:
- Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — 6-е изд., доп. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСУ, 2013. — 352 с.
- Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.
- Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. — М.: Логос, 2006. — 108 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
- Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.