Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учителя в организации процесса обучения школьников, которое дает возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, позволяющим направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания. Выявлена и обоснована необходимость развития свойств внимания у школьников.
Ключевые слова: внимание, интенсивность внимания, колебание внимания, устойчивость внимания, виды внимания.
Внимание среди других психических явлений играет особую роль и представляет собой психофизическое состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Традиционно внимание понимается не как отдельный психический процесс, а как конкретная сторона психических процессов, которая направляет и сосредотачивает сознание на объектах, требующих высокий уровень интеллектуальной и двигательной активности [6, с. 437].
Внимание обеспечивает организацию всей психической деятельности, в частности:
обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации;
выборочную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности;
направленность и избирательность познавательных процессов.
Ученые по-разному определяют место внимания среди других психических явлений, но большинство склонны считать, например С. Л. Рубинштейн, что внимание — динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. П. Я. Гальперин определяет внимание как автоматизированное действие контроля.
Объемный поток информации, который влияет на человека, он не может организованно воспринимать, если заранее не осуществит соответствующий отбор наиболее существенной информации, которая должна дойти до сознания. Под направленностью психической деятельности понимается не только выбор деятельности, но и сохранения этого выбора в течение определенного времени. Вызвать внимание учащихся на уроках не так уж и трудно, труднее сохранить его в течение всего занятия. Для этого учителю следует применять различные активизирующие приемы [3, с. 134].
По характеру направленности внимание можно разделить на внешненаправленное (перцептивное), объект которого находится во внешнем мире, и внутреннее, направленное на собственные ощущения, мысли, переживания [6, с. 240]. Классик психологии внимания У. Джеймс выделял следующие виды внимания:
Во-первых, внимание может быть обращено на что-то либо в соответствии с нашими целями и задачами (произвольно), либо, если стимул интенсивен или привлекателен, само по себе, помимо нашего желания (непроизвольно).
Во-вторых, любой объект, на который мы обращаем внимание, интересен нам либо сам по себе, либо только лишь в связи с чем-то: допустим, с решаемой задачей или с нашим прошлым опытом и воспитанием. На то, что интересно само по себе, человек обращает внимание непосредственно. На все остальное оно может быть обращено только опосредованно, путем установления связи с чем-то, что для человека важно или привычно.
В-третьих, любой объект внимания либо относится к разряду собственных, внутренних воспоминаний, мыслей и переживаний познающего субъекта, либо находится снаружи, в окружающем мире [5, с. 352].
Заметим, что учеными многих стран были проведены важные исследования развития внимания у школьников. Они позволили выявить общие тенденции развития внимания в целом и, в частности, некоторых ее свойств. Детальный анализ результатов исследования показал, что хотя общие тенденции развития внимания почти совпадают у исследователей, но прослеживаются и различия в характеристиках малых групп учащихся. Остаются непонятными причины этих различий.
Внимание характеризуется рядом свойств:
– сосредоточенность, концентрированность, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанная с интенсивностью внимания, являющейся основой «помехоустойчивости»;
– объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия.
– переключение (гибкость) внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой.
– устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;
– оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [6, с. 240].
Свойства внимания П. Я. Гальперин делит на первичные и вторичные. К первичным свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно охватить вниманием за короткий промежуток времени.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в учебной деятельности следует учитывать особенности объема внимания учеников и не перегружать их сознание второстепенной информацией. Учитель, объясняя определенный вопрос, должен показать ученикам внутренние связи между изложенными мыслями, что будет способствовать расширению у них объема внимания [4, с. 159].
Устойчивость внимания — временная характеристика, которая определяется продолжительностью сохранения целенаправленного внимания на определенном объекте или виде деятельности. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности человека в течение длительного времени. Интенсивность внимания характеризуется большими затратами нервной энергии при выполнении какого-либо вида деятельности. Во время любой работы моменты слишком напряженного внимания передаются с моментами ослабления внимания. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью процессов возбуждения в отдельных частях коры головного мозга при одновременном торможении других частей.
Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенной называется внимание, направленное на какой-то один объект или вид деятельности и не распространенный на другие. Именно сосредоточенность является необходимым условием осмысленного усвоение информации поступающей в мозг, при этом отражение ее становится четким и ясным.
Распределение внимания — это способность человека одновременно удерживать в центре внимания определенное количество объектов, то есть это одновременное внимание к двум или более объектов или видов деятельности. Оно невозможно, когда оба вида деятельности требуют занятости одних и тех же анализаторов или одновременно высокого уровня сознания. Распределение является необходимым условием для успешного выполнения нескольких видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций [5, с. 246].
К вторичным свойствам внимания относятся переключение и колебание внимания. Переключение внимания проявляется в произвольном перемещении человеком внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. В зависимости от ситуации перемещение внимания может быть полной или частичной, легкой или тяжелой. При необходимости это происходит 3–4 раза в секунду. Внимание переключается легче, когда существует связь между предыдущим и последующим видами деятельности, если следующий вид деятельности интереснее предыдущего, а также при условии, что предыдущий вид деятельности полностью завершен. При других условиях переключение внимания происходит медленно и с определенными трудностями. Это свойство означает возможность быстро ориентироваться в сложных ситуациях.
Колебания во внимании проявляются в периодическом изменении объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличается от изменений устойчивости внимания, поскольку, изменения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть при сосредоточенной и устойчивой видах внимания. Периодичность колебания можно проследить при рассмотрении двойных изображений, периодическая смена объектов является примером колебания внимания.
Успеваемость учащихся зависит от многих факторов. Поэтому заметим, что успешность в учебной деятельности зависит от развития внимания, однако качество организации учебной деятельности учащихся также является важным фактором ее развития. И. Гербарт считает, что у младших школьников слабое произвольное внимание. Педагог должен овладеть внимаем учащихся. Для этого необходимо подавать материал ярко и эмоционально насыщенно. Теоретические основы и положения о структуре внимания, его сущности, свойствах дают возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, которое позволяет ему направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания.
Таким образом, знание структуры внимания дает педагогам возможность управлять вниманием учащихся в учебном процессе и способствовать ее развитию.
Литература:
- Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1992. — № 4.
- Неровня А. В. Психология внимания (курс лекций). Львов: Высшая школа, 1973
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В. 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1–488 с.
- Солодухова О. Г. Индивидуальные особенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: Автореф. канд. дис. М., 1976. 22 с.
- Фаликман М. В. Внимание / Общая психология — М.: Академия, 2007. — 352 с.
- Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 240 с.