Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ по методике Мюнстерберга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Кольберг, Н. А. Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ по методике Мюнстерберга / Н. А. Кольберг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 540-546. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39622/ (дата обращения: 23.12.2024).



Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова, Л. И. Айдарова, Ю. А. Полуянов и другие. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он ещё не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно.

В этот период у ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью в сферах социальных отношений: с детьми и взрослыми, и окружающим социумом.

Согласно концепции Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, для полноценного развития психических процессов, необходимо двустороннее взаимодействие биологических и социальных факторов.

Согласно проведённым исследованиям многих авторов, таких как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский выявили, что развитие внимания формируется в онтогенезе в процессе общения и предметной деятельности ребенка. Все формы психического процесса — внимания всегда опираются на внешние средства, которые являются готовым продуктом общественно — исторического развития.

И. М. Сеченов считал, что внимание человека имеет рефлекторный характер. В свою очередь, И. И. Павлов выказывал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса. По мнению А. А. Ухтомского, очаг возбуждения, временно превалирующий в определенный момент в головном мозге (понятие «доминанта») обуславливает работу нервных центров в данный момент.

Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения, где учитываются характерные для младших школьников возрастные особенности.

В современном мире при изменении и усовершенствовании углубленных учебных программ происходит большая нагрузка на психические процессы, что сказывается на перегрузке организма, перенапряжению интеллектуальных возможностях и как следствие заболеваемости, что может составить группу риска приводящее к дезадаптации и к задержке темпов психического развития. К появлению проблем в учебе, в поведении и здоровье.

Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.

Объект исследования: Учащиеся четвертых классов гимназии, средней общеобразовательной школы и лицея.

Методики исследования:

  1. Исследование внимания проводили с помощью использования методики Мюнстерберга. Методика направлена на определение избирательности внимания. Дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачиваться на выполнении одного задания, это обусловлено развитием, вернее развивающимися особенностями их психического развития.

Теоретическая значимость: выявлены особенности психического развития избирательности внимания в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы.

Практическая значимость: применения в школах для формирования образовательных программ при разных видах учебной деятельности, для консультации и подготовке детей переходу в старшие классы.

Познавательные психические процессы вмладшем школьном возрасте— внимание. Виды внимания.

Пока мы бодрствуем, мы слышим, видим, чувствуем, о чем-то думаем или с кем-то говорим, что-то делаем. Мы не в состоянии объемно и точно усвоить всё, что воздействует на сознание человека. Человек автоматически выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его жизненным планам [1, 3, 6, 7, 9, 12].

Внимание — это направленное и сосредоточенное сознание на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно — люди, предметы, действия, явления, отношения.

Внимание не есть самостоятельная психическая функция. Это особая форма психической активности человека; она входит во все виды психических процессов.

Если человек решил что-то запомнить он пытается различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах. Когда человек пытается что-то определенное вспомнить или пытается запомнить; то старается что-то отчетливо представить себе. На наш взгляд, внимание — это способность избирать важное для себя и сконцентрировать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображения [4,5,7,8,15].

Общеизвестно, что ход учебной работы, а также результаты учебной работы в значительной мере определяется вниманием.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено наружу на окружающие предметы и явления, внутреннее, соответственно внутрь — на собственные мысли, чувства и переживания.

За вниманием всегда стоят мотивы, цели, потребности, установки человека. Направленность внимания есть — готовность к действию.

Внимание — необходимое условие на должном уровне для выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию проверки и особенно необходимо при всяком образовании, когда человек сталкивается с новыми знаниями, явлениями и объектами.

Физиологическая основа внимания, вызванная неожиданным изменением обстановки, новыми раздражителями состоит из ориентировочно-исследовательских рефлексов. И. П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «Что такое?». Он писал о том, что всякий новый раздражитель, влияющий на человека. Заставляет человека направить внимание: «Что такое?» чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Ориентировочно-исследовательский рефлекс усиливает воздействие нового объекта на нервную систему человека, становится более ярким и многообразным. Создается в достаточной степени сильный и устойчивый очаг возбуждения (доминанта), в тех участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей.

Доминанта — устойчивый очаг возбуждения нервных центров, при котором раздражители, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы такого явления не наблюдается [12, 13, 14,15, 16,17,18].

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на условные группы: яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); яркие звуковые явления (гром, выстрелы, петарды, крики); неожиданные вкусовые ощущения (незнакомый вкус, горечь, кислота); что-то новое (проехавшая машина новой необычной марки и расцветки, новое платье у подруги и др.); предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное изумление, восхищение, восторг (архитектурные строения, картины художников, музыка, различные виды природы: закат или восход солнца, живописные дороги и поля, берега реки, мягкий снег или грозовой дождь и др.) [1, 3, 5, 7, 8, 9, 12,14,16,18].

Непроизвольное внимание может быть вызвано и состоянием организма человека. Например, голодный человек будет обращать внимание на запах пищи, на вид тарелок с едой.

Намеренно переключая свое внимание на другой объект — это произвольное внимание. Произвольным (преднамеренным) вниманием, называют, когда человек ставит себе определенную цель и достигает ее. Таким образом, человек проявляет намерение и прилагает усилия — это намерение реализовать [13,15, 16,17].

Вся эволюция человеческого существа развивала у человека в процессе развития способность произвольно направлять и поддерживать внимание. Без этого нереально осуществлять продолжительную и планомерную трудовую деятельность [3, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15].

Обучение в школе требует достаточный объем к уровню развития произвольного внимания. Прогрессу и упрочению произвольного внимания способствуют: 1. Сознание человеком важности задачи: чем значительнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере оказывается внимание; 2. Интерес к конечному результату труда заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным и аккуратным; 3. Постановка вопросов по реализации деятельности, ответы на которые требуют внимания; 4. Словесный отчет поэтапный, что сделано и что еще нужно сделать; 5. Определенная организация работы.

Возможен переход произвольного внимания в так называемое послепроизвольное внимание. Пока деятельность не очень интересна, человек проявляет волевые усилия, чтобы сконцентрироваться на ней. И если возникает интерес, то появляется после произвольное внимание [3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17,18].

Основные свойства внимания

Пять свойств внимания, которые различают: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. [1,2,3,4,5,12, 13, 14, 15].

Сосредоточенность внимания — это фиксация внимания на одном объекте или одной деятельности при неприятии всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с объемным, действенным интересом к деятельности, какому-либо происшествию или явлению.

Концентрация (интенсивность) внимания — это степень или сила сосредоточенности. Концентрация — это поглощение внимания одной деятельностью или одним объектом. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание посторонними раздражителями от предмета деятельности [4,6,8,11,12, 13, 14, 15, 17,18].

Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на каком-нибудь объекте или деятельности. Устойчивым называется внимание, гарантирующее в течение продолжительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном объекте или на одной и той же работе. И. П. Павлов писал об устойчивости внимания: «умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9,10, 15].

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело отвлекается или переключается на сторону.

У каждого человека своя устойчивость внимания. Одни продолжительное время, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности. Другие обладают этой способностью в значительно меньшем объеме. Но устойчивость внимания колеблется и у одного и того же человека. Это зависит от понимания цели деятельности и ее важности, от ответственного отношения к выполняемой работе [4, 5, 6, 7, 8, 12].

Внимание не может долго фиксироваться на неподвижном объекте. Если мы не имеем возможность рассматривать его с всех сторон. Чем больше свойств и богаче свойствами объект, тем легче сфокусировать внимание на нем в течение продолжительного отрезка времени.

Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно, одномоментно. Взрослый человек запоминает в пределах от 4 до 6 объектов, а дети (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек, обладающий знанием объектов, взаимосвязей и корреляции этих объектов, может заметить больше предметов, событий, явлений [3, 5, 6, 7, 8, 9, 13,15.17,18].

Распределения внимания — это умение выполнять две или более различные задачи, удерживая на них свое внимание. Жизнь постоянно заставляет человека не упускать из внимания по нескольку дел, задач.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта. Не следует предлагать им одновременно выполнять две задачи одновременно или при выполнении одной задачи отвлекать внимание ребенка на другую. Но развивать этого умения у младших школьников необходимо [1, 2, 3, 4, 5, 7, 13,14, 16].

Переключение внимания — это осмысленное и сознательное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие в связи с изменением поставленной задачи. Сознательное переключение внимания, способность быстро переходить от одной деятельности к другой не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от личных качеств человека и от условий предыдущей и новой деятельности. Если предыдущее дело интересное, а последующее нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда идет с некоторой напряженностью, делается волевым усилием. Школьнику, соответственно, бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущее дело, наоборот, было более интересным. Поменяв объект внимания отвлекшись — непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит задачу заняться чем-то новым [1, 3, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17,18].

Слабости внимания. Человек ни на чем не может сконцентрироваться длительное время. Его внимание постоянно перескакивает с первого на второе. Такое внимание типично для маленьких детей, оно бывает и у взрослых. В особенности, когда человек устал или во время заболевания.

Рассеянность может проявлять и совсем другой фактор. Человек так сильно устремлен на одном предмете, деятельности, что не способен подмечать ничто иное, поэтому и рассеян. Данная рассеянность является выражением наибольшей собранности и сосредоточенности на главном предмете собственных задач. Одно из обстоятельств невнимания — недостаточная умственная активность. Гигантскую роль в развитии внимания играет ориентированность личности [1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 16, 18].

Собственные исследования

Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности внимания. Дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачиваться на выполнении одного задания, это обусловлено развитием, вернее развивающимися особенностями их психического развития. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели. При избирательности внимания высшая, происходит доминирования определенных мозговых и сенсорных центров, головного мозга, обеспечивающих наиболее важную в данный момент высшую нервную деятельность;

С данной методикой справились все ученики различных вариантов обучения на 100 %. Количество правильных слов с отличным результатом оценивали, как 15 и более, с хорошим результатом, как 13 -14 слов. Средний уровень внимания отмечалось у младших школьников, которые отметили от 10, до 12 слов. Ниже среднего, уровень внимания отмечался у младших школьников отметившие только 7 -9 слов, плохой уровень внимания могли получить ученики, отметившие 4–6 слов и очень плохой отметившие от 1 –до 3 слов. Все данные представлены в таблице номер 1. Так же в данной таблице представлены количество учеников, которые в процентном соотношении получили отличный, хороший и средний результат.

Таблица 1

Распределение уровней внимания по группам (по вариантам обучения)

Уровни внимания

Группа №1 (гимназия)

Группа №2 (общеобразовательная школа)

Группа №3 (лицей)

Количество правильных отмеченных слов

Количество школьников

%

Количество школьников

%

Количество школьников

%

15 и более слов — отличный результат

22

88

21

67,74

13

52

13 -14 слов хороший показатель концентрации внимания;

1

4

2

6,45

2

8

10–12 — средний уровень внимания

2

8

6

19,36

5

20

7–9 — ниже среднего уровня;

0

2

6,45

5

20

4 -6 –плохой уровень

0

_

0

_

0

_

1–3 — очень плохой уровень.

0

_

0

_

0

_

Всего испытуемых

25/25

100 %

31/31

100 %

25/25

100 %

Как видно из таблицы 1, и рисунка 1 в первой группе (в гимназии), самый высокий показатель концентрации внимания у младших школьников, и составляет 88 %, тогда как у второй группы (общеобразовательной школы), этот же показатель составил 67,74 %, что на 20,26 % меньше. Данный показатель у третьей группы (лицей) 52 %, что на 36 % меньше чем тот же показатель у группы № 1, и на 15,74 % меньше, чем у группы № 3.

Группе № 1 (гимназии) младших школьников удалось лучше всех других групп справиться с данным заданием. Внимание младших школьников группы № 1, № 2, и № 3, определивших 15 и более слов — является отличным результатом и их внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает им быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Младшим школьникам групп № 1, № 2, № 3 которые определили от 13 до 14 слов, является хорошим показателем. Таких учеников в группе № 1–1 человек, что составляет 4 %, в группе № 2–2 человека, что составляет 6, 45 % и в группе № 3–2 человека, что составляет 8 %. Таким ученикам необходимо быть более внимательными и быстрее делать задание. Их внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Таким ученикам необходимо регулярное повторение пройденного материала еще раз.

Со средними показателями, со средним уровнем внимания в группе № 1–2 человека, что составило 8 %, в группе № 2–6 человек, что составило 19,39 % и в группе № 3–5 человек. Что составило 20 %. И мы снова наблюдаем, что более хороший результат показывают ученики группы № 1 (Гимназии) у них на 11,36 % средний показатель внимания меньше по сравнению с группой № 2 (Общеобразовательная школа). И на 12 % меньше этого же показателя по сравнению с группой № 3 (Лицеем), тогда как средний уровень внимания у второй группы по сравнению с третьей группой меньше на 0,64 %. Ученикам, которые по показателям попали в данную группу, со средним уровнем внимания, следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читать и записывать интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи. Постоянно использовать тренажеры для развития внимания. (Например, «Упражнения и тренинги для развития внимания у детей» — Шамиля Ахмадуллина, или «Суперключ для развития мозга!» — автора Антона Могучего)

Что касается группы детей, у которых внимание ниже среднего уровня, а это 2 человека, что составляет 6,45 % в группе № 2 (Общеобразовательная школа) и группе № 3 (Лицей) -5 человек, что составляет 20 % в группе № 1 (Гимназии), таких нетей не было. Данные показатели наблюдались только в двух группах № 2 и № 3, и их разница между собой составила — 13,55 %.

Рис. 1. Распределение уровня внимания по вариантам обучения (количество человек, %)

Как видно из представленной таблицы 1. и рисунка 1. «Распределение уровней внимания по группам (по вариантам обучения)». У группы № 1, значительно выше степень сосредоточенности на объекте, именно у данной группы количество правильных отмеченных слов больше, по отличному результату (15 и более слов), на 20,26 % по сравнению с группой № 2, и больше на 36 % с группой № 3, что свидетельствует об отличной концентрации (сосредоточенности) внимания на одних объектах (словах), которые необходимо было найти и определить среди отвлекающих букв и всего постороннего. Эти показатели говорят, что у данных детей очень хорошо развита концентрация внимания. У них избирательно направленный характер психической деятельности. Они хорошо сознательно или бессознательно производят отбор нужной для них информации, поступающей через органы чувств и игнорируя другую не нужную в данный момент информацию.

По хорошему показателю (13 -14 слов), разделили между собой группа № 2 и № 3 в обеих группах хороший результат получили по 2 ребенка, но так как общее количество детей в разных группах разное, а именно в группе № 2 -31 человек младших школьников, а группе № 3 -25 человек учиться в данном классе, то процентный показатель оказался выше у группы № 3 и был равен 8 %, что на 1,55 % больше такого же показателя у группы № 2 (6,45 %). Данной группе школьников необходимо развивать устойчивость внимания (сосредоточиваться) на одном объекте или предмете деятельности. Им необходимо развивать индивидуально — физиологические особенности (укреплять нервную систему, улучшать общее состояние организма), повышать мотивацию (повышать интерес к предмету деятельности). Ведь слабая нервная система, болезнь, недомогание, усталость, отсутствие интереса, наличие отвлекающих моментов ослабляют устойчивость и избирательность внимания.

По среднему уровню внимания (10 -12 отмеченных слов), группа № 1 имеет 8 %, что на 11,36 % меньше данного показателя у младших школьников в группе № 2, и на 12 % меньше, по отношению к группе № 3. В средний уровень внимания ниже у младших школьников в группе № 2, на 0,64 %, по сравнению с таким же показателем у младших школьников в группе № 3. В группе № 1 младших школьников, которые имели бы, ниже средний уровень или плохой уровень не было. В группе № 2 таких детей было 2, что составляет 6,45 % и в группе № 3–5 человек, что составляет 20 %. Ученикам, которые показали средний уровень внимания (10 -12) и плохой уровень (4 -6) необходимо развивать и воспитывать внимание, а именно:

  1. Больше читать вслух, интересоваться окружающей средой, научиться выделять объекты по значимости, изучать особенности предметов и явлений и их значения для ученика. (Развивать непроизвольное внимание)
  2. Ставит себе запланированные цели, заранее поставленные задачи и достигать их. Это может быть связанно с интересами младшего школьника, с его хобби, с его увлечением и т. д., побуждающими его к занятию данным видом деятельности, либо осознания долга, обязанности. Участвовать в ориентировочно — исследовательской деятельности (научный эксперимент или научная деятельность) (Развивать произвольное внимание).
  3. Сосредотачиваться на объекте или задании, которое необходимо выполнить, в каждом задании искать интерес для себя лично, находить плюсы в выполнении поставленной задачи.
  4. Приучать ребенка к дисциплине, формировать усидчивость, способность контролировать свое поведение — это очень важные факторы, которые влияют на развитие внимания.
  5. Выполнять все домашние и дополнительные задания, ежедневно и повторяя пройденный материал каждый раз, пока не запомнит ученик;
  6. Соблюдать режим дня — хорошо высыпаться и чередовать периоды умственной работы с физической активностью;
  7. Правильно и сбалансированно питаться, что бы растущий организм ребенка получал все необходимое для полноценной работы. Следить за здоровьем.

Заключение

В данной работе мы раскрыли основные проблемы познавательных психических процессов развития избирательности внимания по методу Мюнстерберга, детей младшего школьного возраста с учетом видовых особенностей обучения (гимназии, средней общеобразовательной школы и лицея).

Данная работа призвана сформировать у педагогов и родителей, детей младшего школьного возраста, общие представления о социально –педагогической ситуации развития избирательности внимания.

При определении стратегических характеристик основной (базовой) и углубленных программ обучения для детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать:

– существенный разброс в темпах и направлениях развития младших школьников с учетом их индивидуальных различий познавательной деятельности избирательности внимания, которое связанно с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

– наследуемые генетические и родовые особенности.

Успешность и своевременность формирования психических процессов тесно связанно с адекватно построенной образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения. С учетом всех возрастных, психологических, физиологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

При правильном формировании универсальных учебных программ (без исключения каких-либо предметов), у младшего школьника будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Так как формирования избирательности внимания, равномерно.

Литература:

  1. Андреева, А. Д. Психология: учеб.пособие для начальной школы. III — IV классы / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина и др // под ред. И. В. Дубровиной. — М.: МПСУ, 2007. — 223 с.
  2. Ахутина, Т. В. Особенности внимания у младших школьников компьютерного исследования / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян, Н. Н. Низнайко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1999. — № 4. — С.36–48.
  3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. — М.: Эксмо, 2009.
  4. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — Т.4. — М., 1984.
  5. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений В 6.т/ Л. С. Выготский, А. В. Запорожец // Под ред. А. М. Матюшкина. — Т.3. — М.: Педагогика, 1983.
  6. Выготский, Л. С. Психология и учение о локализации высших психических функций /Л. С. Выготский // Хрестоматия под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; Московский психолого-социальный институт, 2004.
  7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005.
  8. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990.
  9. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина и др. — М.: Просвещение, 2003.
  10. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова — М., 1987.
  11. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. — М., 2005.
  12. Заваденко, Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1.
  13. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. — М.: Эксмо, 2009. — 169 с.
  14. Кулешов, Л. В. Психологическое обследование: методическое рекомендации /Л. В. Кулешов — СПб.: Речь, 2001.
  15. ЛеШан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. / Э. ЛеШан — М.: Прайм-Еврознак, 2006.
  16. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Избр. Психол. произв. — М.: Педагогика, 1983. –Т.1.
  17. Лукашевич, И. П. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста / И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская, М. Н. Фишман //Физиология человека. — 1994. — № 5.
  18. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова — Воронеж: МОДЭК, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, группа, младший школьный возраст, уровень внимания, общеобразовательная школа, произвольное внимание, школьник, избирательность внимания, развитие внимания, устойчивость внимания.


Похожие статьи

Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР

Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Работа в малых группах как интерактивный метод обучения физике

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Детский фитнес как активная форма физического развития детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного дошкольного образования

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР

Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос