Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Кольберг, Н. А. Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ / Н. А. Кольберг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 597-602. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38262/ (дата обращения: 19.10.2024).



С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысления детьми различного учебного материала. Нам уже известно, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по –разному. Ине только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к другим предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. [1, 3, 5]

Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила, другие –наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда — то запомнили. [2,4].

Такие дети снижают темп урока, чем часто раздражают учителя, но все — таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться — успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, -то постепенно он научиться быстрее воспроизводить выученный ранее материал. [2,5]

Типы памяти:

  1. Словесно — логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок.
  2. Образная память тесно связана с воображением.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно –логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти — писал К. Д. Ушинский, — должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо. Голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно. Обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания». [1,5]

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. [3,4]

Для развития памяти ребенка, по мнению Л. В. Черемошкина, полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Цель работы: Изучить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте учащихся гимназии, лицея и общеобразовательной школы.

Объектом исследования служили дети, младшего школьного возраста (10–11 лет) школьники г. Екатеринбурга, 4 классов, выпускных классов начальной школы при разных вариантах обучения: гимназия — 25 учеников, общеобразовательная школа — 31 ученик и лицей — 25 учеников в классе. Всего в исследовании принимало участие 81 человек, из них 37 мальчиков и 44 девочки.

В данных учебных заведениях младшие школьники учатся в одинаковую первую смену. Стандарты во всех учебных заведениях одинаковые. Разный уровень усвоения программ, т. е. в гимназии повышенные уровни заданий по русскому языку, литературе и специализированному (английскому, немецкому, французскому языку) — гуманитарное направление. В лицее повышенный уровень задания по математике, физике, геометрии —математическое направления.

В наших исследованиях применяли методику «Объем кратковременной памяти». Цель данной методики: Измерение объема кратковременной памяти. Кратковременная память КП вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления.

Вариант А. Цифровой вариант.

Ход опыта: Ученикам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» ученики должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 9, 53, 731, 9473, 17423, 192647, 2951746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл (вычитается), за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждой цифре. Находится максимально высокий показатель, достигнутый учеником в любой представленной вариацией цифр. Объем кратковременной памяти (ОКП)=max (максимальному) баллу.

Вариант Б. Словесный материал.

Ход опыта: Ученикам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» ученики должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова перечисляемые в слух для учеников: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл (вычитается), за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждой цифре.

Находится максимально высокий показатель, достигнутый учеником в любой представленной вариацией цифр. Объем кратковременной памяти (ОКП) = max (максимальному) баллу.

После проведения тестирования проведен сравнительный качественный и количественный анализ.

. В таблице № 1, приведены полученные данные для цифрового варианта исследования кратковременной памяти, с данным тестом справились все учащиеся не зависимо от варианта обучения, а именно в гимназии из 25 человек справилось -25 (100 %). В общеобразовательной школе из 31 ученика справились — 26 учеников (83,87 %), и в лицей из 25 человек справилось 24 ученика, что составляет (96 %).

Во всех группах учащиеся младшей школы запомнили 3 цифры.

Таблица 1

Измерение объема кратковременной памяти, вцифровом варианте. Определения количество цифр сохраненного изаписанного материала после однократного непродолжительного восприятия

Количество сохраненного изаписанного материала после однократного непродолжительного восприятия

Группа №1

(гимназия №2)

Группа №2

(общеобразовательная школа №

Группа №3

(лицей №88)

Количество учеников получивших баллы

(человек)

Количество учеников получивших баллы

(человек)

Количество учеников получивших баллы

(человек)

Максимальное количество возможн. получ. баллов

8 баллов

8 баллов

8 баллов

Баллы за правильные записанные цифры

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Количество правильно сохраненных в памяти и записанных цифр, младшими школьниками. (кол.чел)

нет

5

15

5

5

2

15

9

1

1

17

6

Процентный показатель (%)

20

60

20

16,13

6,45

48,39

29,03

4

4

68

24

Средний показатель правильно сохраненных в памяти и записанных цифр в группе. (баллы)

2,00

1,90

2,12

Средний показатель правильно сохраненных в памяти и записанных цифр в группе.

25/25

31/26

25/24

Количество правильно сохраненных в памяти и записанных цифр, младшими школьниками представлено в таблице 2.

Таблица 2

Количество правильно сохраненных впамяти изаписанных цифр, младшими школьниками

Гимназия

Школа

Лицей

баллы

чел

%

чел

%

чел

%

0

0

0

5

16,13

1

4

1

5

20

2

6,45

1

4

2

15

60

15

48,39

17

68

3

5

20

9

29,03

6

24

Рис. 1. Количество правильно сохраненных в памяти и записанных цифр, младшими школьниками

Как видно из таблиц № 1,2, рис 1. Максимальное количество цифр, которые запомнили младшие школьники во всех группах и получили 3 очка.

Максимально 3 очка получили 9 учеников из группы № 2 (Общеобразовательной школы), что составило 29,3 %, по сравнению с группой № 1 (Гимназией), в ней максимальное количество баллов набрали 5 человек, что составило 20 %. А в группе № 3, максимальное количество балов, набрали 6 человек, что составило 24 %, а это меньше по сравнению со второй группой на 5,03 % и больше на 4 %, по сравнению с группой № 1. Группа № 2 по максимальному баллу опередила группу № 1 на 9,03 %, что свидетельствует о хорошем показателе возможности запоминания и сохранения информации, о быстроте, очень краткого сохранения воспринимаемой информации.

В группе № 3–17 учеников получили по 2 очка, что составляет 68 %, тогда как ученики в группе № 2 получили по 2 очка только 15 человек, что составляет в группе № 2–48,39 %, а это меньше по сравнению с третьей группой на 19,61 %, и меньше по сравнению с первой группой на 11,61 %. В группе № 1 по два балла так — же получили 15 человек и составило это 60 %, что на 8 % меньше чем тот же самый показатель в группе № 3 (68 %).

По одному баллу в группе № 1 получило 5 учеников, что составляет 20 %, в группе № 2 получили 2 ученика, это 6,45 %, в группе № 3–1 ученик, что составляет 4 %. По данному показателю в процентном соотношении группа № 1 опережает группу № 2 на 13,55 % и группу № 3 на 16 %. В свою очередь показатель памяти у младших школьников группа № 2, выше на 2,45 %, чем такой же показатель кратковременной памяти у учеников группы № 3.

Учеников, не справившихся с данным задание в группе № 1 не было. В группах № 2 и № 3 такие ученики имеются. Не справились 5 человек в группе № 2, что составляет 16,13 %, а это на 12,13 больше чем в группе № 3–1 человек и составляет (4 %). Поэтому младшие школьники группы № 1 справились с заданием на 100 %, с разными результатами. Тогда как ученики группы № 2 справились на 83,87 % и младшие школьники группы № 3 –на 96 %.

Средний показатель (набранных баллов) правильно сохраненных в памяти и записанных цифр в группе № 3 -2,12, что на 0,12 больше чем в группе № 1 (2,0 балла). И на 0,22 больше по сравнению с группой № 2 (1,90 балла).

Так же во всех группах встречались и единичные перестановки цифр. Значимость различий между средними показателями групп оказалась несущественным. У испытуемых первой группы, кратковременное удержание цифр не превышает трех элементов, но максимальный процент, а именно 60 % составляет в данной группе младшие школьники которые смогли удержать в кратковременной памяти два элемента. Возрастание числа предъявленных элементов резко и быстро снизило объем кратковременной памяти, и снизило способность к различию представленных цифровых элементов, что приводило к ошибочным воспроизведениям.

У большинства испытуемых второй группы, объем кратковременной памяти у детей зафиксировавших три элемента был выше, чем у других групп, на 9,03 % по отношению с первой группой и на 5,03 % — с третьей группой испытуемых младших школьников. Правда этот объем у 48,39 % детей снижается до двух запомнивших элементов. Средние данные по группе становятся ниже чем группе испытуемых младших школьников группы № 1 и № 3, за счет того что 16,13 % детей не смогли запомнить ни одного элемента.

Предъявление цифрового ряда, превышающего указанный объем, так — же как и у других группах показали ниже оптимального.

Результаты опытов свидетельствует о том, что объем кратковременной памяти во всех трех группах испытуемых различался, хотя максимальное количество непосредственно воспроизведенных цифр не более 3, во всех группах. При небольшой разнице, между максимально набранными тремя баллами в общеобразовательной школе, наблюдается общая тенденция формирования кратковременной памяти, в цифровом варианте с набранными 2 –мя баллами в лицее (в группе формирования кратковременной памяти, в цифровом варианте с набранными 2 –мя баллами в лицее (в группе № 3), на 8 % больше, по отношению к группе № 1 –гимназии. И на 19,61 % больше по отношению группе номер № 2 –общеобразовательной школы. Что свидетельствует о повышенном уровне усвоения и повышенном уровне задания с математическим уклоном.

При проверке объема кратковременной памяти с помощью словесного материала, для младших школьников предлагалось запомнить максимально10 слов. И после команды «записывайте» ученики записывали запомнившиеся слова в том же порядке, как они были продиктованы исследователем. Полученные данные представили в таблице номер 3. Максимальное количество баллов которое могли получит ученики -10 баллов, им надо было правильно, в определенном порядке записать все слова.

С этим тестом справились все ученики в различных учебных заведениях: в гимназии из 25 учеников, справилось — 25 (100 %). В общеобразовательной школе из 31 ученика, справился 31 ученик (100 %). И в лицее из 25 учеников, так же с 100 % успешность справилось 25 человек. Полученные баллы (правильно запомнившиеся и записанные слова в определенной последовательности), мы объединили в уровни: низкий уровень (3,4 балла), средний уровень (5 -7 баллов), и высокий уровень (8 -10 баллов). Так же выделили в зависимости от заработанных баллов количество учеников младшего школьного возраста, которые получили 3,4,5,6,7,8,9 и баллов в отдельную строку. И посчитали в процентном соотношении справившихся учеников.

Сумму полученных баллов брали из общей сводной таблицы. (смотри приложения)

Таким образом, количество правильно сохраненных в памяти и записанных слов, у младших школьников представлено в таблицах № 1, № 2

Из данной таблицы видно, что все испытуемые, всех трех групп, справились с предложенным заданием. Максимальное количество безошибочно воспроизведенных и слов и поставленных в нужном порядке наблюдалось у второй испытуемой группы, в данной группе двое младших школьников получили максимальное (10) количество баллов, что составило 6,45 %, этот показатель выше чем в других испытуемых группах на — 2,45 % по сравнению с группой № 1, в ней только один ученик набрал максимальное количество баллов и составило 4 %. В группе № 3 таких учащихся не наблюдалось, в данной группе никто из младших школьников не набрал ни 10 и ни 9 баллов.

Девять баллов так — же получили испытуемые второй группы, а именно 6 учеников очень хорошо справились с заданием и данный показатель составил 19,3 %, тогда как в группе № 1 всего 8 %, а это 11,3 % меньше чем в группе № 2.

Восемь баллов в максимальном процентном соотношении наблюдается у испытуемые учеников, так же в группе № 2, и составляет 22,6 %, а это больше чем на 10,6 % объема кратковременной памяти в словесном варианте, и на 14,6 % больше чем в группе № 3. Данный показатель у учеников испытуемых в группе № 1 больше на 4 % чем группе № 2.

Семь баллов получили 8 человек, что составляет 32 % в группе № 1, в группе № 2 семь баллов получили 7 учеников (22,6 %), что на 9,4 % меньше данного показателя объема кратковременной памяти у испытуемых учеников группы № 1. В группе № 3 семь балов набрали 3 ученика (12 %) и это на 10,6 % меньше такого показателя чем в группе № 2 и на 20 % меньше по сравнению с данным показателям группы № 1.

Шесть баллов в группе номер один набрали 7 учеников (28 %), а это в процентном соотношении больше на 5,4 % чем в группе № 2, и на 8 % больше чем группе № 3. В третьей группе младшие школьник получившие шесть баллов — 5 учеников, а это составляет 20 %, данный показатель меньше на 2,6 % по отношению с данным показателем группы № 2 и на 8 % меньше показателя объема кратковременной памяти по отношению к группе № 1.

Пять баллов набрали 2 ученика группы № 1, что составляло 8 % и в группе номер два так же набрали два ученика, но в процентном соотношении это составляет 6,45 %, так как в данной группе общее количество испытуемых учеников 31 человек. В третьей группе пять балов набрали 5 учеников (20 %). Этот показатель на 13,55 % меньше, чем во второй группе, и на 12 % меньше чем в группе № 1.

Четыре балла в группе № 1 получили 2 ученика (8 %), в группе № 3–8 человек (32 %), а это на 24 % больше чем в группе № 1. В группе номер 2 учеников набравших низкие баллы (3,4 и ниже) не было.

Три балла набрали 2 ученика только третьей группы, что составляет 8 %.

Измерение объема кратковременной памяти у младших школьников минимальный результат равен 3 баллом, а максимальный 10 баллом.

В таблицах 1,2,3, измерение объема кратковременной памяти, в словесном варианте, с показателями уровня развития кратковременного объема памяти. Мы отдельно акцентировали внимания на показатели общего количества учеников в зависимости от уровня (например: количество учеников получившие 3 и 4 балла в первой группе всего два и именно эти два ученика заняли низкий уровень, а в процентном соотношении это составляет 8 % и так далее по всем трем группам,) Именно в данной таблице четко можно увидеть и сравнить процентный показатель в группах разделенных в зависимости уровня объема памяти.

Данные показатели условно объединили в группу детей с высоким показателем, и мы видим, что в первой группе суммарно высокие баллы набрали 6 учеников, что составило 24 %. Средние показатели объема кратковременной памяти продемонстрировали 17 учеников гимназии, что составило 68 %. И ниже среднего уровня объем кратковременной памяти наблюдалось только у 2 испытуемых -8 %.

У испытуемых учеников третьей группе показатели были следующие, с хорошим и отличным результатом было только 2 ученика, что составило всего 8 %, именно эти ученики набрали по 8 баллов, в данной группе младших школьников которые набрали 9 или 10 баллов не было. Младших школьников которые продемонстрировали средний объем памяти составило 13 человек, а это 52 % от общего количества испытуемых младше школьников в данной группе, и учеников которые ниже среднего продемонстрировали объем кратковременной памяти 10 человек это 40 %.

По всем трем группам можно сделать вывод, что превалирует средний показатель кратковременной памяти и составляет у группы № 1–68 %; у группы № 2- 51,6 %; и у третьей группы — 52 %.

Хочется отметить, что у группы № 2 объём кратковременной памяти с высоким показателем 48,4 % значительно выше, чем у группы № 1 (24 %) и группы № 3 (8 %). А именно по отношению с группой № 1, это больше на 24,4 %, а к группе № 3 больше на 40,4 %.

В сводной таблице номер 3, мы отдельно представили вашему вниманию разделения на уровни и количество учеников, получившие максимальные баллы и их процентное соотношения в зависимости от вариантов обучения.

Таблица 3

Общее количество учеников, впроцентном соотношении справившиеся сзаданием на измерения объема кратковременной памяти, всловесном варианте

гимназия

школа

лицей

уровень

чел

%

чел

%

чел

%

Низкий

2

8

0

0

10

40

Средний

17

68

16

52

13

52

Высокий

6

24

15

48

2

8

всего

25

100

31

100

25

100

Рис. 2. Общее количество учеников в процентном соотношении справившиеся с заданием

Как видно из таблиц 3,4,5 и рисунка 4. Средний уровень объема кратковременной памяти превалирует во всех трех группах, с отрывом 16,4 % лидирует гимназия по отношению к общеобразовательной школе и с отрывом 16, % отстает группа № 3 –лицей. Высокий показатель наблюдается у общеобразовательной школы. Тем самым можно говорить о высоком уровне хорошо развитой кратковременной памяти, которая является началом формирования других видов и уровней памяти а именно оперативной (благодаря ей формируются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения) и долговременной памяти, которая обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Таким образом, полученные результаты показывают, что у испытуемых детей наблюдается индивидуальная возрастная динамика формирования и стабилизации таких характеристик памяти, как быстрота запоминания, готовность к воспроизведению, точность воспроизведения и длительность сохранения, что формирую объем как кратковременной памяти так и объем долговременной памяти.

Анализ различий объема кратковременной памяти между тремя группами показывает, что увеличения объема памяти является результатом влияния различных как внутренних (наследуемых) факторов, так и внешних факторов. Причины, которые повышают показатели объема кратковременной памяти, в словесном варианте это знания алфавита наизусть, умение читать, более часто встречаемые повторения и ассоциации и представления слов через образы (например слово капуста, большинство детей представляли как капусту, а ряд детей север и вверх, представили глобус и что север на самом верху глобуса). Именно в словесном варианте при ассоциации и представлении большинства слов в образы обеспечивает сдвиг и увеличения объема кратковременной памяти в сторону предельных и стабильных показателей. И участвует в формировании долговременной памяти и взаимосвязи долговременной памяти с кратковременной памятью, и при постоянном процессе обучения будит увеличиваться и объем памяти и качество памяти, что свидетельствует о том, что память можно развивать и создавать условия для ее развития.

Таким образом, возрастание объема памяти, прослеженное при сравнении трех групп, в разных вариантах измерения (в цифровом и в словесном) испытуемых младших школьников, свидетельствует о том, что объем кратковременной памяти есть величина непостоянная и она может меняться. В первом случае измерение объема кратковременной памяти, в цифровом варианте и определения количество цифр сохраненного и записанного материала после однократного непродолжительного восприятия, процесс переработки информации изменяется под влиянием, появившейся у испытуемых младших школьников, возможности реально опередить вероятности появления цифровых элементов в предъявленном ряду. Представленные признаки цифр не равноценные и каждый элемент запоминается и обследуется индивидуально, по одному признаку, чаще всего без ассоциаций.

Литература:

  1. Андреева, А. Д. Психология: учеб. пособие для начальной школы. III — IV классы / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина и др // под ред. И. В. Дубровиной. — М.: МПСУ, 2007. — 223 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  3. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — Т.4. — М., 1984.
  4. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений В 6.т/ Л. С. Выготский, А. В. Запорожец // Под ред. А. М. Матюшкина. — Т.3. — М.: Педагогика, 1983.
  5. Выготский, Л. С. Психология и учение о локализации высших психических функций /Л. С. Выготский // Хрестоматия под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; Московский психолого-социальный институт, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): кратковременная память, группа, ученик, балл, общеобразовательная школа, процентное соотношение, школьник, измерение объема, цифра, высокий показатель.


Похожие статьи

Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ по методике Мюнстерберга

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Похожие статьи

Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ по методике Мюнстерберга

Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Задать вопрос