Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 09.07.2019

Статья просмотрена: 7245 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. Н. Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников / И. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61482/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье раскрыто понятие внимания как психический процесс, представлены результаты диагностики свойств внимания (устойчивость, объем и концентрация) у младших школьников.

Ключевые слова: внимание, свойства внимания у младших школьников, диагностика, развитие внимания, младший школьный возраст, устойчивость внимания, объем внимания, концентрация внимания.

Внимание является психическим процессом, с помощью которого человек познает окружающий мир. О внимании и его роли говорится практически в каждом учебнике по психологии.

Внимание определяется направленностью и сосредоточенностью психики на определенных объектах. Благодаря работе внимания человек выбирает из всего огромного потока информации, идущей из окружающего мира, ту, которая имеет для него интерес, значение и важность. Сознание человека все время направлено на что-либо определенное, конкретное.

Внимание — важное условие успеха познания человеком окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на познание того или иного объекта, явления. Внимание также осуществляет функцию регуляции и контроля за процессом и результатом деятельности [2].

Особенности внимания диагностируют при зачислении ребенка в школу, при отборе в профессиональной деятельности, а также для объяснения текущего психического состояния человека. Нередко вниманием объясняются успехи в деятельности, а невниманием — ошибки.

Ниже рассмотрим те свойства внимания, которые мы исследовали в нашей работе, а именно: объем, устойчивость и концентрация.

– объем внимания характеризуется одновременным восприятием определенного количества объектов (явлений), на которое направлено внимание человека; некоторые психологи не рассматривают объем внимания как самостоятельное свойство, а как показатель концентрации

– устойчивость внимания длительность сосредоточения на объектах (явлениях)

– концентрация (еще называют сосредоточенностью) внимания проявляется в отвлечении от всего постороннего, в приостановлении не первостепенной деятельности и теснейшим образом связанная с интенсивностью внимания, которая является основой помехоустойчивости [5]

Для удержания внимания для решения поставленных задач на уроках, от младших школьников требуется ряд некоторых усилий воли и организации высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста, в отличие от внимания взрослого, обладает низким уровнем устойчивости (10–15 минут), низким объемом (2–3 единицы), слабым распределением, неразвитым переключением. У детей данной возрастной категории преобладает непроизвольное внимание. Отмеченные особенности свойств внимания стоит учитывать в процессе обучения, развития и воспитания младших школьников. Преподавание в начальных классах должно быть, безусловно, интересным, эмоционально окрашенным, с широким применением наглядного и демонстрационного учебного материала. В младших классах, в частности первом и втором, необходима частая смена вида деятельности, примерно через каждые 10–15 минут, материал для учащихся необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей, восприятие которого не требует очень высокого уровня распределения внимания. Внимание младших школьников обычно привлекает что-то новое, но при этом необходимо, чтобы была взаимосвязь между новой информацией и тем, с чем они уже знакомы. Учителю необходимо планировать урок, принимая во внимание указанные особенности внимания детей младшего школьного возраста, для успешного понимания и усвоения ими нового материала.

Совершенствование свойств внимания — это и есть развитие внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.

В ГБПОУ ЗКНО г. Москвы мы провели диагностику свойств внимания у младших школьников. В нем приняли участие ученики 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет.

Применение экспериментальных методов диагностики дает возможность повысить точность оценки интересующих свойств внимания у младших школьников.

Проведенный анализ методик для проведения диагностики свойств внимания у младших школьников показал, что целая группа методик имеет один стимульный материал и схожую организацию опыта, при этом разные методики в такой группе направлены на диагностику разных свойств внимания.

Одним из важных принципов является корректно подобранная методика для психодиагностики, которая вполне интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный фактический уровень психического развития ребенка. Непосредственно процесс проведения исследования должен протекать в спокойной, благоприятной обстановке.

Методики, подобранные для диагностики свойств внимания у младших школьников:

– для исследования устойчивости внимания у младших школьников «Тест переплетенных линий» [4].

– для исследования объема внимания у младших школьников «Запомни и расставь точки»

– для исследования концентрации внимания у младших школьников «Тест Пьерона-Рузера»

Результаты проведенных исследований свойств внимания у младших школьников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики свойств внимания умладших школьников

п/п

Испытуемые

Устойчивость внимания

(баллы/уровень)

Объем внимания

(баллы/уровень)

Концентрация внимания

(баллы/уровень)

1

Алина К.

15/средний

10/очень высокий

5/низкий

2

Алина С.

13/низкий

7/средний

3/очень низкий

3

Анна П.

15/высокий

10/очень высокий

5/низкий

4

Александра Д.

15/средний

7/средний

9/высокий

5

Александра С.

12/низкий

10/очень высокий

3/очень низкий

6

Кристина Д.

15/высокий

10/очень высокий

4/низкий

7

Любовь Г.

15/очень высокий

10/очень высокий

8/высокий

8

Мария Г.

15/очень высокий

5/низкий

6/средний

9

Александр У.

15/очень высокий

10/очень высокий

6/средний

10

Алексей Г.

15/средний

9/высокий

6/средний

11

Влад Р.

12/низкий

5/низкий

5/низкий

12

Дмитрий В.

15/высокий

8/высокий

5/низкий

13

Дмитрий Г.

14/средний

9/высокий

5/низкий

14

Дмитрий Д.

15/средний

5/низкий

5/низкий

15

Игорь М.

14/средний

10/очень высокий

5/низкий

16

Константин Ф.

15/очень высокий

10/очень высокий

4/низкий

17

Максим Н.

15/высокий

8/высокий

8/высокий

18

Мирон С.

15/высокий

9/высокий

5/низкий

19

Михаил А.

15/очень высокий

10/очень высокий

7/средний

20

Станислав Г.

13/низкий

8/высокий

4/низкий

В табл. 1 показатели устойчивости внимания в баллах одинаковые, но при определении уровня значения различны, это связано с интерпретацией данных, учитывается не только корректное выполнение задания, но и его скорость.

По представленным данным в табл.1 видно, что уровень развития свойств внимания у одного и того же испытуемого разный, что совпадает с теориями возрастного развития внимания у младших школьников. Так, например, очень высокий уровень показателя объема внимания, не предполагает такой же уровень по остальным свойствам внимания.

Для наглядности в табл. 2 представим средние показатели развития свойств внимания у младших школьников по группе в целом.

Таблица 2

Средние показатели развития свойств внимания умладших школьников

Устойчивость внимания

Объем внимания

Концентрация внимания

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

14,4

средний

8,5

высокий

5,4

низкий

По результатам проведенного нами исследования, можно констатировать средний уровень устойчивости внимания по группе. Данное свойство хорошо развивается в учебной деятельности. Объем внимания у младших школьников на достаточно высоком уровне развития, что вполне объяснимо к концу третьего классе. Концентрация внимания на низком уровне. Вообще, к концу третьего года обучения в школе, младшие школьники уже способны сосредоточить свое внимание на более продолжительное время, которое будет позволять выполнять в полном объеме задание, более того, школьники уже способны сосредотачиваться на нескольких действиях одновременно. Эта проблема несет в себе сложности обучения в школе.

Представленные данные проведенных исследований имеют отношение непосредственно к данной группе испытуемых.

Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что свойства внимания в большей степени независимы друг от друга. Внимание с высоким уровнем развития в одном отношении может быть не очень в другом.

Литература:

1. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М.: ЧеРо, 2001. 533 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.

5. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьник, внимание, свойство внимания, концентрация внимания, устойчивость внимания, младший школьный возраст, объем, уровень, высокий уровень развития, психический процесс.


Похожие статьи

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников

В статье рассматриваются свойства внимания у младших школьников и их особенности их проявления в учебной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования.

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены различные свойства, формы внимания у дошкольников, факторы, влияющие на сосредоточенность.

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Исследование особенностей развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольного внимания у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи. Дается описание таких особенностей произвольного внимания детей данной категории как концентрация, переключение, устойчивость, изб...

Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики

В данной статье проведен анализ особенностей когнитивной функции внимания. Выявлены две группы с разным уровнем грамматики на основании ее исследуемых параметров у детей с общим недоразвитием речи. В данных группах исследовался уровень устойчивости и...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников

Развитие внимание начинается в дошкольном возрасте. Большое значение в формировании внимания является формирование сосредоточенности и устойчивости.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Похожие статьи

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников

В статье рассматриваются свойства внимания у младших школьников и их особенности их проявления в учебной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования.

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены различные свойства, формы внимания у дошкольников, факторы, влияющие на сосредоточенность.

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Исследование особенностей развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольного внимания у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи. Дается описание таких особенностей произвольного внимания детей данной категории как концентрация, переключение, устойчивость, изб...

Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики

В данной статье проведен анализ особенностей когнитивной функции внимания. Выявлены две группы с разным уровнем грамматики на основании ее исследуемых параметров у детей с общим недоразвитием речи. В данных группах исследовался уровень устойчивости и...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников

Развитие внимание начинается в дошкольном возрасте. Большое значение в формировании внимания является формирование сосредоточенности и устойчивости.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Задать вопрос