Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-педагогических действий для избегания проблем с усвоением и пониманием учебного материала.
Ключевые слова : внимание, особенности внимания, развитие, учебная деятельность, психолог, понимание.
Весьма уникальной является проблема внимания в целом, так как до сих пор определяется возможность ее существования как отдельного психического процесса, а также по сегодняшний день отсутствует единое мнение о том, что оно собой представляет. Следующую идею по изучению проблемы внимания выделяет Гиппенрейтер Ю. Б.: «…не только плодотворное исследование этого психического феномена, но и само его определение требует реализации одновременного многопланового подхода — подхода со стороны сознания, со стороны деятельности и со стороны физиологических процессов» [3, с. 603].
Место внимания в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами является ярко выраженным, но внимание как самостоятельный процесс сильно отличается от остальных, поэтому непонятным остаётся возможность освещения и раскрытия внимания и определение его итогового продукта.
Отечественные представители таких наук, как психология и педагогика, по-разному подходят к тому, что такое внимание, какова его структура, виды, каковы условия, способы и методы его развития. При рассмотрении проблемы внимания детей младшего школьного возраста отметим, что в последних научных публикациях и теоретических изысканиях важная роль придается тем работам, в которых, с одной стороны, рассматривают теоретические основы развития внимания младших школьников, а с другой стороны, имеющим значительную практическую направленность. Тем не менее необходимым представляется отметить, что понятие внимания не является однозначным, то есть до сих пор ученые не выработали к нему единого подхода.
Действия школьного психолога могут способствовать развитию качественно нового уровня свойств внимания младших школьников в учебной деятельности. Внимание детей младшего школьного возраста может быть развито, сформировано, мотивировано в учебной деятельности. При этом определяющими мы видим не столько усилия педагога, сколько усилия школьного психолога-консультанта, строго определенные в целенаправленной и системной деятельности, но рассматриваемые исключительно в сотрудничестве с педагогами начальных классов, а также родителями учащихся и, несомненно, самими учениками.
Для эффективности и продуктивности любой сознательной деятельности внимание выступает как главное условие, при этом играет важную роль в развитии познавательной деятельности, а конкретно в учебной деятельности. Ошибки в решении учебных задач, отсутствие или недостаточное понимание учебного материала, все подобные проблемы в обучении зачастую вызываются полным отсутствием внимания со стороны учащихся.
К. В. Макарова определяет понимание как «процесс познания, направленный на выявление существенных свойств и признаков предметов и явлений, детерминированных изменением системы связей с окружающей действительностью», приводящее к повышению качественного уровню знаний субъекта [1, с. 10]. В нашем случае идет повышение качественного уровня знаний младшего школьника за счет внимания детей, которое реализует отбор значимой информации при восприятии, тем самым обеспечивая формирование личностного смысла субъекта и его понимание. Внимание в различных видах деятельности может проявлять себя с разной интенсивностью. В процессе осуществления младшими школьниками любой деятельности моменты чрезвычайно интенсивной концентрации чередуются с моментами ослабления концентрации внимания.
В развитии произвольного внимания важным компонентом является формирование учебной деятельности. Сначала формируется умение воспринимать учебную задачу, которую поставил учитель и психолог, затем ребенок учится самостоятельной постановке учебной задачи и удержанию внимания при ее выполнении, осуществлению контроля. Все это — общее направление развития внимания.
При развитии внимания детей младшего школьного возраста (7–10 лет) Черемошкина Л. В. в своей работе «Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка» предлагает использование следующих игр, заданий и упражнений: Таинственный путешественник — на развитие наблюдательности; «Медведи разбрелись…» — на развитие объема внимания, способности к переключению внимания и распределению; «Что изменилось?» — на тренировку объема внимания; «Играем в Шерлока Холмса» — на развитие наблюдательности и объема внимания; Психологическая задача — на развитие наблюдательности и объема внимания; «Потерялся мягкий знак» — на развитие операций контроля умственных действий; «Галки и палки» — народная задача на внимательность и сообразительность; «На что вы намекаете?» — на развитие наблюдательности, объема и устойчивости внимания; «Время растяжимо…» — на тренировку объема внимания и развития способностей к концентрации внимания; «Сидят рыбаки, берегут поплавки…» — на развитие способностей распределять и переключать внимания; «К нам приехал зоопарк!» — на наблюдательность и развитие объема внимания; «Тайнопись» — на развитие устойчивости и концентрации внимания и многие другие [4].
Цель проведения подобных упражнений — формирование у ребенка навыка сосредоточения внимания на конкретных деталях общего фона.
Работа психолога-консультанта по развитию внимания младших школьников должна вестись по двум направлениям: использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания; использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого [2]. В своей деятельности по выявлению состояния аттенционных процессов детей школьный психолог во время консультирования опирается на основные составляющие поведенческого аспекта: специфическая мимика, жестикуляция и позы, установление зрительной фиксации школьника; а также требующие более детального наблюдения физиологические параметры регистрирующего устройства — ритмы (биотоки) головного мозга: активность мыслительных команд, проявления респираторных процессов, расширение и сужение зрачков и микродвижения глазных яблок [3].
Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока.
Таким образом, развитие внимания у детей школьного возраста не может происходить моментально, то есть это целенаправленный процесс и правильно диагностируемая и прогнозируемая работа компетентностного школьного психолога совместно со всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
- Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда-Пресс, 2020. — 168 с.
- Выготский Л. С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте. / Л. В. Выготский. Москва //Психология внимания: хрестоматия /ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Изд-во 2-е, перераб. М.: АСТ: Астрель, 2008. — 656 с.
- Общая психология: хрестоматия: в 5 т. / сост. В. А. Мазилов, В. Д. Шадриков, М. В. Груздев при участии А. А. Костригина. — Т. 3. — М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2020. — 696 с.
- Черемошкина Л. В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка: учебное пособие для вузов / Л. В. Черемошкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 277 с.