В данной статье раскрывается понятие внимание, различные свойства, формы внимания у дошкольников младших школьников.
Ключевые слова: внимание, дошкольный возраст, младшие школьники.
Существуют разногласия и в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. В современной психологии проблема внимания до сих пор не считается разрешенной. Хотя проводилось множество исследований внимания.
Л. С. Выготский писал: «Внимание — субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу» [1]. К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». [4]
Цель нашего теоретического исследования заключается в том, чтобы определить особенности развития внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цодикова И. С. раскрывает особенности развития внимания детей дошкольного возраста. Внимание дошкольника отображает его интерес к предметам окружающей действительности и осуществляемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до того времени, пока не пропадет его интерес. Появившийся новый предмет тут же переключает внимания ребенка на него. По этой причине дети нечасто долгое время останавливаются на одном и том же занятии. [5].
В свою очередь, Сушко А. В. рассматривала внимание как психическое явление, то у него определенно особенное место, так как внимание не является самостоятельным психическим процессом и его нельзя отнести к чертам характера. И к тому же внимание постоянно присутствует в практической деятельности и познавательных процессах, с его помощью можно выразить интересы и направленности человека. Но чтобы внимание, было, развито следует создать определенный ряд условий. [3].
Проанализировав статью Литвинова А. Ю. «Гендерные особенности в развитии внимания детей младшего школьного возраста» [2], нами был сделан вывод, что в развитии внимания у девочек и мальчиков младшего школьного возраста нет существенных различий. Изменения в гендерном аспекте развития внимания начинают наблюдаться с подросткового возраста.
Мы, в свою очередь, решили провести исследование с целью определить особенности развития внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании участвовали учащиеся второго класса Корочанской средней школы в количестве десять человек и дети детского сада «Сказка», г.Короча подготовительной группы, в количестве десяти детей.
По исследованию продуктивности и устойчивости внимания были получены следующие результаты (табл. 1, 2):
Таблица 1
Продуктивность и устойчивость внимания дошкольников:
ФИ |
Показатель продуктивности и устойчивости внимания |
баллы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний результат |
Прод-ть |
Уст-ть |
|
Бунин А. |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
0,36 |
2–3 |
8–9 |
Туркина В. |
0,1 |
0,3 |
0,25 |
0,4 |
0,3 |
0,27 |
2–3 |
8–9 |
Сидоров Б. |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
2–3 |
4–5 |
Радова Г. |
0,5 |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
0,7 |
0,62 |
4–5 |
6–7 |
Колесников Д. |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
02 |
0,5 |
0,32 |
2 -3 |
8–9 |
Кольцова Е. |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
0,24 |
2–3 |
8–9 |
Маркин И. |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,4 |
0,34 |
2–3 |
8–9 |
Александрова Ж. |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,22 |
1 |
8–9 |
Спиридонов К. |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
0,26 |
2–3 |
8–9 |
Волкова М. |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
2–3 |
8–9 |
Средний результат обследования дошкольников показал, что продуктивность внимания дошкольников низкая, устойчивость средняя и высокая. При этом наблюдаются следующие индивидуальные показатели: Бунин А. внимание низкопродуктивное, но устойчивое, Туркина В. — низкопродуктивное, но устойчивое, Сидоров Б. — среднепродуктивное, но крайне неустойчивое, Радова Г. — среднепродуктивное и среднеустойчивое, Колесников Д. — низкопродуктивное, но среднеустойчивое, у Кольцовой Е., Маркина И.., Спиридонова К., Волковой М. — низкопродуктивное, но высоко устойчивое. Исследование продуктивности и устойчивости внимания младших школьников показало, что в целом, продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания — средняя, за исключением двух учащихся, обладающих высокой устойчивостью.
Таблица 2
Продуктивность и устойчивость внимания младших школьников
ФИ |
Показатель продуктивности и устойчивости внимания |
баллы |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний результат |
Прод-ть |
Уст-ть |
|
Голубев Л. |
0,6 |
1,1 |
1,2 |
1,0 |
0,7 |
0,9 |
6–7 |
6 -7 |
Ермолаева Н. |
1,2 |
1,2 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
6–7 |
8–9 |
Мельник О. |
0,6 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
0,8 |
6–7 |
8–9 |
Кириогло Р. |
0,4 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
6–7 |
4–5 |
Павлов П. |
0,5 |
0,9 |
0,7 |
1,1 |
1,2 |
0,9 |
6–7 |
6–7 |
Пушкина С. |
0,5 |
0,9 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
0,76 |
4–5 |
8–9 |
Никонов Т. |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,84 |
6–7 |
8–9 |
Сергеева У. |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
0,9 |
0,86 |
6–7 |
8–9 |
Касаткина Ф. |
0,8 |
0,7 |
1,0 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
6–7 |
8–9 |
Илькин Х. |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
6–7 |
8–9 |
Анализ отдельных показателей свидетельствует о том, что у 9 из 10 учащихся продуктивность внимания — средняя, за исключением Голубева Л., который обладает среднепродуктивным внимание. Из 10 учащихся 8 обладают высоким уровнем устойчивости внимания, и двое (Кириогло Р. и Павлов П. — среднеустойчивым вниманием.
Таблица 3
Распределение внимания дошкольников:
ФИ |
Показатель распределения внимания |
баллы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний результат |
||
Бунин А. |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
0,26 |
2 -3 |
Туркина В. |
0,1 |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
0,3 |
0,36 |
2 -3 |
Сидоров Б. |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,24 |
2 -3 |
Радова Г. |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
0,24 |
2 -3 |
Колесников Д. |
0,2 |
0,6 |
0,8 |
0,1 |
0,2 |
0,44 |
2 -3 |
Кольцова Е. |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,2 |
0,4 |
0,36 |
2 -3 |
Маркин И. |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,34 |
2 -3 |
Александрова Ж. |
0,1 |
0,5 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,46 |
2 -3 |
Спиридонов К. |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,28 |
2 -3 |
Волкова М. |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
2 -3 |
У всех обследуемых дошкольников наблюдается низкий уровень распределения внимания.
Таблица 4
Распределение внимания младших школьников
ФИ |
Показатель распределения внимания |
баллы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний результат |
||
Голубев Л. |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
4–5 |
Ермолаева Н. |
0,5 |
0,7 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
4–5 |
Мельник О. |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
4–5 |
Кириогло Р. |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
2–3 |
Павлов П. |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
0,6 |
4–5 |
Пушкина С. |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
4–5 |
Никонов Т. |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
0,58 |
4–5 |
Сергеева У. |
0,6 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
4–5 |
Касаткина Ф. |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,54 |
4–5 |
Илькин Х. |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
0,54 |
4–5 |
У 9 из 10 младших школьников наблюдается средний уровень распределения внимания, и у одного (Кириогло Р.) — низкий уровень.
Мы сопоставили данные младших школьников и дошкольников. Расчеты производились с помощью критерия Манна-Уитни.
Таким образом, внимание дошкольника развито гораздо меньше, чем внимание младшего школьника, что и было подтверждено исследованием.
В заключении отметим, что внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста — это динамично развивающаяся функция, требующая от взрослых глубокого понимания ее особенностей для эффективного обучения и воспитания. Различия между этими возрастными группами существенны, и игнорирование их может привести к снижению успеваемости и трудностям в развитии. Только индивидуальный подход, основанный на знании психологических и физиологических особенностей развития ребенка, позволит достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании.
Литература:
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию.— М.: Просвещение, 1976.
- Литвинова, А. Ю. Гендерные особенности в развитии внимания детей младшего школьного возраста / А. Ю. Литвинова // Молодость. Интеллект. Инициатива: Материалы I Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 18–19 апреля 2013 года / Главный редактор А. П. Солодков. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2013. — С. 318–319.
- Сушко, А. В. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста/ А. В. Сушко// В сборнике: психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. -.2020. — С. 75- 78.
- Ушинский, К. Д. Избранные труды. / В 4 кн. Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2); сост., статьи, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. //– М.: Дрофа. — 2005. — С. 541.
- Цодикова, И. С. Особенности внимания у детей дошкольного возраста / И. С. Цодикова // Молодой ученый. — 2018. — № 48–1(234). — С. 41–42.