Ключевые слова: умственная работоспособность, дети.
В последнее время у подрастающего поколения все сильнее выражается проблема низкой умственной работоспособности. Конечно же, очень важно, чтобы члены современного общества, чтобы оно развивалось и чего-то добивалось, были высокоразвиты и обладали высокой работоспособностью, что несет весьма актуальный характер.
Что же такое работоспособность?
Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за какой-то промежуток времени [1]
Основой работоспособности являются уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств, физиологические функции. Работоспособность в учебной деятельности, прежде всего, зависит от свойств личности, типологии нервной системы, типа темперамента [2].
На работоспособность влияют различные факторы: внешние (сон, питание), внутренние (заболевания), физиологические (состояние здоровья, организация отдыха), физические (степень освещённости рабочего места, температура воздуха), психологические (самочувствие, настроение).
Работоспособность подразделяется на два вида:
1) Физическая работоспособность;
2) Умственная работоспособность.
Подробнее остановимся на умственной работоспособности.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.
В зависимости от времени трудового дня показатели умственной работоспособности будут, конечно же, отличаться. На основе выявленных колебаний были выделены фазы работоспособности, которые по очереди сменяются [3]:
1) Врабатывание. Здесь наблюдается постепенное повышение работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы.
2) Оптимальной работоспособность — стабильные показатели качества работы.
3) Снижение работоспособности — появляются первые признаки утомления, однако они компенсируются волевым качествами человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе.
Умственная работоспособность, конечно же, зависит от возрастных особенностей человека: по мере роста и развития детей все ее показатели возрастают. За период от 10 до 13 лет продуктивность умственной работоспособности увеличивается до 63 %, а качество, точность до 9 % по сравнению с детьми начальной школы. В 15–17 продуктивность и точность возрастают до 25 % [4].
Цель нашего исследования — определить уровень работоспособности групп школьников разного возраста и сравнить показатели их умственной работоспособности
Объекты и методы исследования
Объектом исследования стали учащиеся 5 и 8 класса. В исследовании каждой группы принимали участие по 20 человек.
Для измерения уровня умственной работоспособности была использована корректурная буквенная таблица Анфимова. Задание включало в себя 2 части, общая длительность которого составила 4 минуты. За первые 2 минуты необходимо было вычёркивать буквы «В» и «Х», а последующие — буквосочетание «ВХ».
Данные, полученные в результате исследования, были распределены по следующим критериям [5]:
- Высокая скорость и высокая продуктивность — А 1 :
- Высокая скорость и средняя продуктивность —А 2 ;
- Высокая скорость и низкая продуктивность — А 3 ;
- Средняя скорость и высокая продуктивность —В 1 ;
- Средняя скорость и средняя продуктивность — В 2 ;
- Средняя скорость и низкая продуктивность — В 3 ;
- Низкая скорость и высокая продуктивность — С 1 ;
- Низкая скорость и средняя продуктивность — С 2 ;
- Низкая скорость и низкая продуктивность — С 3 .
При анализе корректурной таблицы были взяты следующие параметры:
Количество букв 1 этапа: a 1 = 40 n + a
Количество букв 2 этапа: a 1 = 40 n + a
Количество букв, просмотренных за 4 минуты (в 2 этапа): А= а 1 + а 2
Количественный показатель работы: К n = A: а 1
Ошибки двух этапов работы в сумме: В = d 1 + d 2
Коэффициент продуктивности: Q n = (A:10) 2 : (А:10)+В
K ср = K n сумма: n
Q ср = Q n сумма: n
ИК = QK: 10
ИК ср = сумма ИК: n
Полученные результаты
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 8 класса
Вариационный ряд индивидуальных парных показателей:
K |
1,96 |
1,5 |
2,11 |
1,72 |
1,75 |
1,63 |
1,55 |
1,45 |
1,77 |
1,65 |
Q |
27,9 |
27,1 |
34,7 |
34,5 |
47,6 |
40,5 |
24,4 |
34,5 |
46,1 |
41 |
K |
1,38 |
1,84 |
1,59 |
1,5 |
1,58 |
1,66 |
1,5 |
1,5 |
1,57 |
3,23 |
Q |
45,2 |
27,6 |
43,3 |
49,3 |
30,2 |
52,9 |
31,6 |
39,7 |
39,5 |
22,6 |
Вариационный ряд показателей группы по возрастающей динамике:
K |
1,38 |
1,45 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,55 |
1,57 |
1,58 |
1,59 |
Q |
22,6 |
24,4 |
27,1 |
27,6 |
27,9 |
30,2 |
31,6 |
34,5 |
34,5 |
34,7 |
K |
1,63 |
1,65 |
1,66 |
1,72 |
1,75 |
1,77 |
1,84 |
1,96 |
2,11 |
3,23 |
Q |
39,5 |
39,7 |
40,5 |
41 |
43,3 |
45,2 |
46,1 |
47,6 |
49,3 |
52,9 |
Показатели концентрации внимания группы:
показатели |
а 1 |
а 2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1. |
179 |
400 |
579 |
90 |
3,23 |
22,6 |
7,29 |
2. |
280 |
160 |
440 |
5 |
1,57 |
39,5 |
6,2 |
3. |
320 |
160 |
480 |
10 |
1,5 |
39,7 |
5,95 |
4. |
240 |
120 |
360 |
5 |
1,5 |
31,6 |
4,74 |
5. |
360 |
240 |
600 |
8 |
1,66 |
52,9 |
8,78 |
6. |
369 |
217 |
686 |
55 |
1,58 |
30,2 |
4,77 |
7. |
400 |
200 |
600 |
13 |
1,5 |
49,3 |
7,39 |
8. |
445 |
264 |
709 |
45 |
1,59 |
43,3 |
6,88 |
9. |
276 |
234 |
510 |
43 |
1,84 |
27,6 |
5,07 |
10. |
520 |
202 |
722 |
43 |
1,38 |
45,2 |
6,23 |
11. |
276 |
180 |
456 |
5 |
1,65 |
41 |
6,76 |
12. |
330 |
257 |
587 |
16 |
1,77 |
46,1 |
8,15 |
13. |
320 |
144 |
464 |
16 |
1,45 |
34,5 |
5,002 |
14. |
169 |
94 |
263 |
2 |
1,55 |
24,4 |
3,78 |
15. |
316 |
200 |
516 |
14 |
1,63 |
40,5 |
6,6 |
16. |
311 |
235 |
546 |
8 |
1,75 |
47,6 |
8,33 |
17. |
255 |
185 |
440 |
12 |
1,72 |
34,5 |
5,93 |
18. |
360 |
400 |
760 |
90 |
2,11 |
34,7 |
7,32 |
19. |
216 |
120 |
336 |
8 |
1,5 |
27,1 |
4,06 |
20. |
293 |
283 |
576 |
61 |
1,96 |
27,9 |
5,46 |
Ср. |
312 |
215 |
483 |
27 |
1,72 |
37,01 |
6,24 |
Размах показателей уровня работоспособности (далее — УР) внутри группы:
показатели |
a 1 |
a 2 |
A |
B |
K |
Q |
ИК |
Min |
169 |
94 |
263 |
2 |
1,38 |
22,6 |
3,78 |
Max |
520 |
400 |
760 |
90 |
3,23 |
52,9 |
8,78 |
Ср. |
138 |
247 |
512 |
46 |
2,3 |
37,7 |
6,28 |
Достигнутый уровень УР (по отношению к идеальному):
показатели |
a 1 |
a 2 |
A |
B |
K |
Q |
ИК |
Min |
21 % |
12 % |
16 % |
0,8 % |
69 % |
14 % |
12 % |
Max |
65 % |
50 % |
48 % |
16 % |
162 % |
33 % |
27 % |
Ср. |
17 % |
31 % |
32 % |
9 % |
115 % |
24 % |
20 % |
Дифференциация группы по УР:
А 1 |
А 2 |
А 3 |
В 1 |
В 2 |
В 3 |
С 1 |
С 2 |
С 3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
85 % |
10 % |
5 % |
Рис. 1. Показатели уровня работоспособности учеников 8 класса
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 5 класса
Вариационный ряд индивидуальных парных показателей:
K |
1,84 |
1,24 |
1,59 |
1,38 |
3,95 |
9,53 |
3,85 |
1,37 |
1,59 |
2,23 |
Q |
23,4 |
41,2 |
23,7 |
17,4 |
27,9 |
42,9 |
16,4 |
5,7 |
22,6 |
22,5 |
K |
1,44 |
1,55 |
1,45 |
1,69 |
1,69 |
1,25 |
1,59 |
1,65 |
1,23 |
1,62 |
Q |
40,4 |
28 |
25,4 |
47,1 |
47,5 |
50,1 |
38,4 |
9,66 |
5,6 |
14,2 |
Вариационный ряд показателей группы по возрастающей динамике:
K |
1,23 |
1,24 |
1,25 |
1,37 |
1,38 |
1,44 |
1,45 |
1,55 |
1,55 |
1,59 |
Q |
5,6 |
5,7 |
9,66 |
14,2 |
16,4 |
17,4 |
22,5 |
22,6 |
23,4 |
23,7 |
K |
1,59 |
1,62 |
1,65 |
1,69 |
1,69 |
1,84 |
2,23 |
3,85 |
3,95 |
9,53 |
Q |
25,4 |
27,9 |
28 |
38,4 |
40,4 |
41,2 |
42,9 |
47,1 |
47,5 |
50,1 |
Показатели концентрации внимания группы:
показатели |
а 1 |
а 2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1. |
316 |
198 |
514 |
134 |
1,62 |
14,2 |
3,3 |
2. |
179 |
42 |
221 |
64 |
1,23 |
5,6 |
0,69 |
3. |
220 |
143 |
363 |
100 |
1,65 |
9,66 |
1,59 |
4. |
440 |
262 |
702 |
58 |
1,59 |
38,4 |
6,1 |
5. |
954 |
246 |
1200 |
167 |
1,25 |
50,1 |
6,26 |
6. |
926 |
640 |
1566 |
359 |
1,69 |
47,5 |
8,03 |
7. |
324 |
225 |
549 |
9 |
1,69 |
47,1 |
7,96 |
8. |
255 |
116 |
371 |
17 |
1,45 |
25,4 |
3,68 |
9. |
247 |
136 |
383 |
14 |
1,55 |
28 |
4,34 |
10. |
374 |
165 |
539 |
18 |
1,44 |
40,4 |
5,82 |
11. |
197 |
243 |
440 |
42 |
2,23 |
22,5 |
5,02 |
12. |
276 |
163 |
439 |
41 |
1,59 |
22,6 |
3,59 |
13. |
94 |
35 |
129 |
16 |
1,37 |
5,7 |
0,78 |
14. |
154 |
440 |
594 |
155 |
3,85 |
16,4 |
6,31 |
15. |
135 |
1152 |
1287 |
257 |
9,53 |
42,9 |
40,88 |
16. |
316 |
619 |
935 |
219 |
3,95 |
27,9 |
11,02 |
17. |
189 |
72 |
261 |
13 |
1,38 |
17,4 |
2,4 |
18. |
217 |
130 |
347 |
16 |
1,59 |
23,7 |
3,77 |
19. |
369 |
89 |
458 |
5 |
1,24 |
41,2 |
5,1 |
20. |
189 |
160 |
349 |
17 |
1,84 |
23,4 |
4,3 |
Ср. |
319 |
264 |
582 |
86 |
2,19 |
27,5 |
6,56 |
Размах показателей УР внутри группы:
показатели |
a 1 |
a 2 |
A |
B |
K |
Q |
ИК |
Min |
94 |
35 |
129 |
5 |
1,23 |
5,6 |
0,69 |
Max |
440 |
1152 |
1566 |
359 |
9,53 |
50,1 |
40,88 |
Ср. |
252 |
593 |
847 |
182 |
5,38 |
27,8 |
20,78 |
Достигнутый уровень УР (по отношению к идеальному):
показатели |
a 1 |
a 2 |
A |
B |
K |
Q |
ИК |
Min |
12 % |
4 % |
8 % |
1 % |
62 % |
4 % |
2 % |
Max |
55 % |
144 % |
98 % |
23 % |
477 % |
31 % |
128 % |
Ср. |
32 % |
74 % |
53 % |
22 % |
269 % |
17 % |
65 % |
Дифференциация группы по УР:
А 1 |
А 2 |
А 3 |
В 1 |
В 2 |
В 3 |
С 1 |
С 2 |
С 3 |
0 |
5 % |
0 |
5 % |
10 % |
0 |
60 % |
20 % |
0 |
Рис. 2. Показатели уровня работоспособности учеников 5 класса
Выводы
- В результате проведённого исследования выявлено, что большинство учащихся 8 класса относятся по умственной работоспособности к категории С 1 — к людям, которые имеют низкую скорость, но однако высокую продуктивность.
- Среди учеников 5 класса было выявлено, что относятся к категории С 1 — низкую скорость, но однако высокую продуктивность, но встречаются категории В 2 — со средней скоростью и средней продуктивностью, и С 2 — низкой скоростью и средней продуктивностью
- Исходя из показателей видно, что умственная работоспособность учеников 8 класса выше умственной работоспособности 5 классов, что, скорее всего, связано с гормональным статусом и активностью мозга.
Литература:
- www. grandars. ru
- www. works. doklad. ru
- Дядичкин, В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин //Минск: Вышейш. шк., 1990
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. // СПб.: Питер, 2012
- Русинова, С. И. Тесты и задания по физиологии психофизиологии. Методическое пособие. / С. И. Русинова, М. Г. Садреева, Ф. Г. Ситдиков // — Казань, ТГГПУ, 2010. — 59 с.