Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Ярославцева, М. В. Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов) / М. В. Ярославцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3029/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: умственная работоспособность, дети.

В последнее время у подрастающего поколения все сильнее выражается проблема низкой умственной работоспособности. Конечно же, очень важно, чтобы члены современного общества, чтобы оно развивалось и чего-то добивалось, были высокоразвиты и обладали высокой работоспособностью, что несет весьма актуальный характер.

Что же такое работоспособность?

Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за какой-то промежуток времени [1]

Основой работоспособности являются уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств, физиологические функции. Работоспособность в учебной деятельности, прежде всего, зависит от свойств личности, типологии нервной системы, типа темперамента [2].

На работоспособность влияют различные факторы: внешние (сон, питание), внутренние (заболевания), физиологические (состояние здоровья, организация отдыха), физические (степень освещённости рабочего места, температура воздуха), психологические (самочувствие, настроение).

Работоспособность подразделяется на два вида:

1) Физическая работоспособность;

2) Умственная работоспособность.

Подробнее остановимся на умственной работоспособности.

Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.

В зависимости от времени трудового дня показатели умственной работоспособности будут, конечно же, отличаться. На основе выявленных колебаний были выделены фазы работоспособности, которые по очереди сменяются [3]:

1) Врабатывание. Здесь наблюдается постепенное повышение работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы.

2) Оптимальной работоспособность — стабильные показатели качества работы.

3) Снижение работоспособности — появляются первые признаки утомления, однако они компенсируются волевым качествами человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе.

Умственная работоспособность, конечно же, зависит от возрастных особенностей человека: по мере роста и развития детей все ее показатели возрастают. За период от 10 до 13 лет продуктивность умственной работоспособности увеличивается до 63 %, а качество, точность до 9 % по сравнению с детьми начальной школы. В 15–17 продуктивность и точность возрастают до 25 % [4].

Цель нашего исследования — определить уровень работоспособности групп школьников разного возраста и сравнить показатели их умственной работоспособности

Объекты и методы исследования

Объектом исследования стали учащиеся 5 и 8 класса. В исследовании каждой группы принимали участие по 20 человек.

Для измерения уровня умственной работоспособности была использована корректурная буквенная таблица Анфимова. Задание включало в себя 2 части, общая длительность которого составила 4 минуты. За первые 2 минуты необходимо было вычёркивать буквы «В» и «Х», а последующие — буквосочетание «ВХ».

Данные, полученные в результате исследования, были распределены по следующим критериям [5]:

  1. Высокая скорость и высокая продуктивность — А 1 :
  2. Высокая скорость и средняя продуктивность —А 2 ;
  3. Высокая скорость и низкая продуктивность — А 3 ;
  4. Средняя скорость и высокая продуктивность —В 1 ;
  5. Средняя скорость и средняя продуктивность — В 2 ;
  6. Средняя скорость и низкая продуктивность — В 3 ;
  7. Низкая скорость и высокая продуктивность — С 1 ;
  8. Низкая скорость и средняя продуктивность — С 2 ;
  9. Низкая скорость и низкая продуктивность — С 3 .

При анализе корректурной таблицы были взяты следующие параметры:

Количество букв 1 этапа: a 1 = 40 n + a

Количество букв 2 этапа: a 1 = 40 n + a

Количество букв, просмотренных за 4 минуты (в 2 этапа): А= а 1 + а 2

Количественный показатель работы: К n = A: а 1

Ошибки двух этапов работы в сумме: В = d 1 + d 2

Коэффициент продуктивности: Q n = (A:10) 2 : (А:10)+В

K ср = K n сумма: n

Q ср = Q n сумма: n

ИК = QK: 10

ИК ср = сумма ИК: n

Полученные результаты

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 8 класса

Вариационный ряд индивидуальных парных показателей:

K

1,96

1,5

2,11

1,72

1,75

1,63

1,55

1,45

1,77

1,65

Q

27,9

27,1

34,7

34,5

47,6

40,5

24,4

34,5

46,1

41

K

1,38

1,84

1,59

1,5

1,58

1,66

1,5

1,5

1,57

3,23

Q

45,2

27,6

43,3

49,3

30,2

52,9

31,6

39,7

39,5

22,6

Вариационный ряд показателей группы по возрастающей динамике:

K

1,38

1,45

1,5

1,5

1,5

1,5

1,55

1,57

1,58

1,59

Q

22,6

24,4

27,1

27,6

27,9

30,2

31,6

34,5

34,5

34,7

K

1,63

1,65

1,66

1,72

1,75

1,77

1,84

1,96

2,11

3,23

Q

39,5

39,7

40,5

41

43,3

45,2

46,1

47,6

49,3

52,9

Показатели концентрации внимания группы:

показатели

а 1

а 2

А

В

К

Q

ИК

1.

179

400

579

90

3,23

22,6

7,29

2.

280

160

440

5

1,57

39,5

6,2

3.

320

160

480

10

1,5

39,7

5,95

4.

240

120

360

5

1,5

31,6

4,74

5.

360

240

600

8

1,66

52,9

8,78

6.

369

217

686

55

1,58

30,2

4,77

7.

400

200

600

13

1,5

49,3

7,39

8.

445

264

709

45

1,59

43,3

6,88

9.

276

234

510

43

1,84

27,6

5,07

10.

520

202

722

43

1,38

45,2

6,23

11.

276

180

456

5

1,65

41

6,76

12.

330

257

587

16

1,77

46,1

8,15

13.

320

144

464

16

1,45

34,5

5,002

14.

169

94

263

2

1,55

24,4

3,78

15.

316

200

516

14

1,63

40,5

6,6

16.

311

235

546

8

1,75

47,6

8,33

17.

255

185

440

12

1,72

34,5

5,93

18.

360

400

760

90

2,11

34,7

7,32

19.

216

120

336

8

1,5

27,1

4,06

20.

293

283

576

61

1,96

27,9

5,46

Ср.

312

215

483

27

1,72

37,01

6,24

Размах показателей уровня работоспособности (далее — УР) внутри группы:

показатели

a 1

a 2

A

B

K

Q

ИК

Min

169

94

263

2

1,38

22,6

3,78

Max

520

400

760

90

3,23

52,9

8,78

Ср.

138

247

512

46

2,3

37,7

6,28

Достигнутый уровень УР (по отношению к идеальному):

показатели

a 1

a 2

A

B

K

Q

ИК

Min

21 %

12 %

16 %

0,8 %

69 %

14 %

12 %

Max

65 %

50 %

48 %

16 %

162 %

33 %

27 %

Ср.

17 %

31 %

32 %

9 %

115 %

24 %

20 %

Дифференциация группы по УР:

А 1

А 2

А 3

В 1

В 2

В 3

С 1

С 2

С 3

0

0

0

0

0

0

85 %

10 %

5 %

Показатели уровня работоспособности учеников 8 класса

Рис. 1. Показатели уровня работоспособности учеников 8 класса

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 5 класса

Вариационный ряд индивидуальных парных показателей:

K

1,84

1,24

1,59

1,38

3,95

9,53

3,85

1,37

1,59

2,23

Q

23,4

41,2

23,7

17,4

27,9

42,9

16,4

5,7

22,6

22,5

K

1,44

1,55

1,45

1,69

1,69

1,25

1,59

1,65

1,23

1,62

Q

40,4

28

25,4

47,1

47,5

50,1

38,4

9,66

5,6

14,2

Вариационный ряд показателей группы по возрастающей динамике:

K

1,23

1,24

1,25

1,37

1,38

1,44

1,45

1,55

1,55

1,59

Q

5,6

5,7

9,66

14,2

16,4

17,4

22,5

22,6

23,4

23,7

K

1,59

1,62

1,65

1,69

1,69

1,84

2,23

3,85

3,95

9,53

Q

25,4

27,9

28

38,4

40,4

41,2

42,9

47,1

47,5

50,1

Показатели концентрации внимания группы:

показатели

а 1

а 2

А

В

К

Q

ИК

1.

316

198

514

134

1,62

14,2

3,3

2.

179

42

221

64

1,23

5,6

0,69

3.

220

143

363

100

1,65

9,66

1,59

4.

440

262

702

58

1,59

38,4

6,1

5.

954

246

1200

167

1,25

50,1

6,26

6.

926

640

1566

359

1,69

47,5

8,03

7.

324

225

549

9

1,69

47,1

7,96

8.

255

116

371

17

1,45

25,4

3,68

9.

247

136

383

14

1,55

28

4,34

10.

374

165

539

18

1,44

40,4

5,82

11.

197

243

440

42

2,23

22,5

5,02

12.

276

163

439

41

1,59

22,6

3,59

13.

94

35

129

16

1,37

5,7

0,78

14.

154

440

594

155

3,85

16,4

6,31

15.

135

1152

1287

257

9,53

42,9

40,88

16.

316

619

935

219

3,95

27,9

11,02

17.

189

72

261

13

1,38

17,4

2,4

18.

217

130

347

16

1,59

23,7

3,77

19.

369

89

458

5

1,24

41,2

5,1

20.

189

160

349

17

1,84

23,4

4,3

Ср.

319

264

582

86

2,19

27,5

6,56

Размах показателей УР внутри группы:

показатели

a 1

a 2

A

B

K

Q

ИК

Min

94

35

129

5

1,23

5,6

0,69

Max

440

1152

1566

359

9,53

50,1

40,88

Ср.

252

593

847

182

5,38

27,8

20,78

Достигнутый уровень УР (по отношению к идеальному):

показатели

a 1

a 2

A

B

K

Q

ИК

Min

12 %

4 %

8 %

1 %

62 %

4 %

2 %

Max

55 %

144 %

98 %

23 %

477 %

31 %

128 %

Ср.

32 %

74 %

53 %

22 %

269 %

17 %

65 %

Дифференциация группы по УР:

А 1

А 2

А 3

В 1

В 2

В 3

С 1

С 2

С 3

0

5 %

0

5 %

10 %

0

60 %

20 %

0

Показатели уровня работоспособности учеников 5 класса

Рис. 2. Показатели уровня работоспособности учеников 5 класса

Выводы

  1. В результате проведённого исследования выявлено, что большинство учащихся 8 класса относятся по умственной работоспособности к категории С 1 — к людям, которые имеют низкую скорость, но однако высокую продуктивность.
  2. Среди учеников 5 класса было выявлено, что относятся к категории С 1 — низкую скорость, но однако высокую продуктивность, но встречаются категории В 2 — со средней скоростью и средней продуктивностью, и С 2 — низкой скоростью и средней продуктивностью
  3. Исходя из показателей видно, что умственная работоспособность учеников 8 класса выше умственной работоспособности 5 классов, что, скорее всего, связано с гормональным статусом и активностью мозга.

Литература:

  1. www. grandars. ru
  2. www. works. doklad. ru
  3. Дядичкин, В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин //Минск: Вышейш. шк., 1990
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. // СПб.: Питер, 2012
  5. Русинова, С. И. Тесты и задания по физиологии психофизиологии. Методическое пособие. / С. И. Русинова, М. Г. Садреева, Ф. Г. Ситдиков // — Казань, ТГГПУ, 2010. — 59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, испанский язык, испанская поэзия, LXXXVII, модель, русская поэзия, автор метафор, лексическое средство выражения, наднациональный характер, темная бездна жизни.


Похожие статьи

Когнитивная природа языковой модальности в становлении языковой картины мира (на материале пословиц урду и английского языков)

Возможные миры в литературных традициях. К разработке программы исследования модальностей литературных процессов

Интерпретация идеи асимметричного дуализма языкового знака в современной теории фразеологии

Предикативная основа как структурная разновидность метафоры и ее преобразования в процессе перевода (на материале произведений Ш.Бодлера и их русских разновременных переводов)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Лингвистическая интерпретация концепта «жизнь» и его вербализация в малой прозе И.А.Бунина

Проблема номинации фразеологических концептов и их особенности (на материале произведений Р. Л. Стивенсона)

Основные фонетические процессы и их проявление на примере французского и русского языков

Семантический анализ омонимии в процессе эволюции языка в английском и таджикском языках

Семантические факторы восприятия дизайна (на примере кинопродукции)

Похожие статьи

Когнитивная природа языковой модальности в становлении языковой картины мира (на материале пословиц урду и английского языков)

Возможные миры в литературных традициях. К разработке программы исследования модальностей литературных процессов

Интерпретация идеи асимметричного дуализма языкового знака в современной теории фразеологии

Предикативная основа как структурная разновидность метафоры и ее преобразования в процессе перевода (на материале произведений Ш.Бодлера и их русских разновременных переводов)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Лингвистическая интерпретация концепта «жизнь» и его вербализация в малой прозе И.А.Бунина

Проблема номинации фразеологических концептов и их особенности (на материале произведений Р. Л. Стивенсона)

Основные фонетические процессы и их проявление на примере французского и русского языков

Семантический анализ омонимии в процессе эволюции языка в английском и таджикском языках

Семантические факторы восприятия дизайна (на примере кинопродукции)

Задать вопрос