Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. Представлены примеры достоверных фактов, описанных разными психологами, трудностей, с которыми сталкиваются маленькие школьники при выполнении интеллектуальных операций. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы. Описано значение решений сказочных задач в развитии мыслительных способностей у первоклассников.
Ключевые слова: мышление, интеллектуальные операции, методика, диагностика, способ.
The article is devoted to the problem of unformed thinking in first-graders, which is one of the main reasons for school failure. Examples of reliable facts described by different psychologists, difficulties encountered by small students in the performance of intellectual operations are presented. Using the example of a set of techniques for diagnosing systemic thinking, the results of experimental work are presented. The significance of the solutions of the fairy-tale problems in the development of cognitive abilities in first-graders is described.
Keywords: thinking,intellectual operations, methods, diagnostics, way.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты и их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен: именно сейчас, за школьным порогом, проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. «Почему так происходит? Что было упущено?» — не раз задают себе вопросы взрослые.
Родители стараются научить своих детей читать, писать, считать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.
К середине учебного года программа обучения усложняется, и ребенку не хватает того багажа знаний, который он приобрел в дошкольном детстве.
Но, успешность обучения детей в первом классе обусловлена в большей степени уровнем развития наглядно-образного мышления [4]. С поступлением в школу у первоклассников словесно-логическое (абстрактное) мышление только начинает развиваться, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это вызывает трудности в процессе овладения детьми учебным материалом.
Невозможно понять мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление — есть, прежде всего, разрешение задачи. А любая задача разрешается на определенном содержании, определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции [5].
Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. Вот несколько примеров достоверных фактов, описанных разными психологами [2].
1) Для ребенка представляет большие трудности анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении. Ребенка спрашивают, сколько слов в предложении: «Ваня и Петя пошли гулять», ребенок отвечает: «Два (Ваня и Петя)». А. Р. Лурия и Л. С. Выготский отмечали, что речь выступает для ребенка как стекло, через которое что-то видно, но самого стекла (слова) не видно. Факты описаны С. Н. Карповой.
2) Представления о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество. Когда младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на 2 больших (подобные факты описаны П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др.).
3) Определение понятий. Ребенка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растет. Для школьника — часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий (В. В. Давыдов).
Проблема интеллектуальных операций находится в центре психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления.
Психологические исследования показывают, что несформированность мышления у первоклассников является одной из основных причин школьной неуспеваемости [3]. В связи с этим разработаны методики диагностики мыслительных способностей и способы ее формирования у детей.
Проблеме изучения мыслительных способностей принадлежат труды таких отечественных психологов как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, В. Д. Шадриков и др.
В ходе экспериментальной работы, проведенной с учащимися московских школ, с помощью четырех методик, выявляющих отдельные компоненты системности мышления, и одной методики, направленной на диагностику системности в целом, были отобраны следующие компоненты в структуре системного мышления [3]:
- Компонент «Оперирование образами» (методика «Повороты фигур»);
- Компонент «Установление отношения аналогии» (методика «Выбор по аналогии»);
- Компонент «Абстрагирование от несущественных признаков в процессе классификации» (методика «Классификация»);
- Компонент «Выделение существенных признаков системы» (методика «Дополни набор»).
В качестве интегральной методики, диагностирующей системное мышление в целом (способность к анализу объекта как целостности взаимосвязанных элементов, подчиненной исходному отношению, конституирующему систему), была выбрана методика «Ряд колец».
Для данного комплекса методик использовались главным образом авторские разработки (Н. И. Поливанова, И. В. Ривина, 1994), в основе некоторых из них лежат надежные и валидные тесты отечественных и зарубежных исследователей, модифицированные для целей данного комплекса. Все методики базируются на наглядном материале, что связано со спецификой возраста.
В обследовании участвовали 50 человек, учащиеся 1–3 классов московских школ. Исследование показало, что четыре изученные компонента имеют различную меру представленности в структуре системного мышления детей. Значимость этих различий устанавливалась статистическим путем с помощью критерия Стьюдента. Наибольшее значение в структуре системности имеет компонент «Выделение существенных признаков» (p<0,001). Все остальные компоненты также коррелируют со сформированностью системного мышления в целом, хотя и в меньшей степени (p<0,05).
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии и воспитании мыслящей личности. Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т. е. задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами. Встречи детей со сказочными героями не оставляют их равнодушными, развивают интерес к математике.
Сказка, сказочные герои, тайна, волшебство — это самая короткая дорожка, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы окружающей действительности» [1].
Сказочные задачи наиболее легки для восприятия и понимания закономерностей. Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развить свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, смогут обрести уверенность в своих силах, научатся управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются основой его самостоятельности. Такое развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского, есть основная задача начального обучения.
Развитие мыслительных способностей — это сложный феномен, не сводящийся к сумме отдельных интеллектуальных операций, который существенно зависит от условий формирования, то есть при такой форме обучения, в которой присутствуют элементы специальной организации сотрудничества, совместно-разделенной деятельности учителя и учащихся.
Литература:
- Максименко, Н. А. Математика: занимательные сказочные экологические задачи на уроках в начальной школе / Н. А. Максименко. — Волгоград: Учитель, 2006. — 90 с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для СПО / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 460 с. — Серия: Профессиональное образование.
- Поливанова, Н. И. Диагностика системного мышления детей 6–9 лет // Психологическая наука и образование / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина. 1996. № 1. — 82–89 с.
- Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 640 с. (Серия «Психология детства»).
- Шадриков, В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. — М.: Логос, 2006. — 108 с.