Влияние типа темперамента на стрессоустойчивость старшеклассника | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.10.2022

Статья просмотрена: 3092 раза

Библиографическое описание:

Белов, Г. М. Влияние типа темперамента на стрессоустойчивость старшеклассника / Г. М. Белов, Т. В. Шушакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 56-67. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3245/ (дата обращения: 16.11.2024).



I. Введение

1. Актуальность исследования:

Исследования в сфере психологии стресса показывают, что важной проблемой является качество стрессоустойчивости у подрастающего поколения, так как она является залогом психического здоровья подростков и условием социальной стабильности.

Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику, перенасыщенность информацией и многие другие факторы, влияющие на современного подростка, приводят к формированию эмоционального напряжения, заболеваний, подростковым депрессиям и даже появлению суицидальных мыслей.

По статистике считается, что около 20 % подростков испытывали подростковую депрессию, но эта цифра растет с каждым годом на 3 %. Суицидальные же мысли посещают подростков куда чаще, по статистике, в общей сложности 45 % девушек и 27 % юношей в России задумывались о самоубийстве, а число суицидов на 2018 год составило более 800 и это число увеличивается с каждым годом.

Именно поэтому, специалистами изучаются факторы, влияющие на стрессоустойчивость. В этой связи начинают изучаться типы темперамента, ведь свойства темперамента постоянны, и проявляются у людей в разных сферах жизни и эмоционально окрашивают их поступки.

Психологи также выделяют некоторые проблемы, которые могут способствовать стрессу, а именно то, что современные подростки не знают полностью себя, свои ограничения и слабые стороны. Из-за этого они сталкиваются с сильным чувством подавленности. В рамках данной работы сделан выбор заострить внимание на темпераменте, так как он приобретается с рождения и является неизменным. А потому представляется важным обучать подростков навыкам стрессоустойчивости в зависимости от их типа темперамента.

2. Цель:

Определить влияние типа темперамента на стрессоустойчивость старшеклассников.

3. Задачи:

  1. Дать характеристику типам темперамента;
  2. Изучить основные причины стресса у подростков;
  3. Определить типы темпераментов подростков;
  4. Сравнить полученные данные;
  5. Дать рекомендации каждому типу темперамента в борьбе со стрессом.

4. Гипотеза:

Старшеклассники с различным типом темперамента обладают разным типом стрессоустойчивости, а потому одни нуждаются в разных типах помощи в том, чтобы преодолеть стресс, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

II. Теоретическая часть

1. Методы исследования:

— Тестирование.

— Сравнение.

Анализ полученных данных

2. Объект исследования:

Темперамент, стрессоустойчивость

3. Предмет исследования:

Тип темперамента и стрессоустойчивость старшеклассников

4. Продукт проекта:

Буклет «Рекомендации по развитию стрессоустойчивости».

5. Понятие «Темперамент»

Темперамент — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.

6. Типы темпераментов

Есть всего 4 типа темперамента:

— Сангвиник;

— Холерик;

— Флегматик;

— Меланхолик.

Самые первые представления о темпераментах принадлежат Гиппократу. Древнегреческий философ и врач классифицировал людей по преобладающей в их организме жидкости. Сангвиник — кровь, холерик — желчь, флегматик — слизь, меланхолик — черная желчь. Современные представления о темпераментах несколько изменились, хотя названия и остались прежними.

За многие века изучения темперамента после Гиппократа учеными предлагались самые разные классификации, за основу которых брались различные параметры: телосложение, тип нервной системы и другие.

В данной работе будет взята за основу классификация советского ученого Иван Петрович Павлова. В свое время он охарактеризовал типы темперамента следующим образом:

— Сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

— холерик — сильный, неуравновешенный;

— флегматик — сильный, уравновешенный, инертный;

— меланхолик — слабый, инертный тип нервной системы.

Теперь рассмотрим каждый темперамент поближе, а так же их плюсы и минусы:

Сангвиник — это энергичный (активный) тип темперамента с сильной нервной системой, отличающийся общительностью, оптимистичным взглядом на жизнь, быстрой адаптацией, уравновешенностью эмоций и выносливостью. Он никогда не сидит на месте, одиночество его угнетает, ведь он — экстраверт. Сангвиническая личность тоже иногда грустит, как меланхолик, зацикливается на чем-то, как флегматик, и бросается в авантюры, как холерик. Просто потому что ей интересно пробовать все новое.

Плюсы:

— Оптимизм;

— Коммуникабельность;

— Рациональность;

— Хорошая адаптация.

Минусы:

— Поверхностность;

— Плохая концентрация;

— Неустойчивость в отношениях.

Холерик — это экспрессивный тип темперамента с сильной, но неустойчивой нервной системой, для которого свойственны стремление доминировать, энергичность, слабый самоконтроль. У такого человека часто меняется настроение, он непредсказуем. Типичный холерик стремится успевать везде. Он берется за десять дел сразу, потому что без движения и суеты ему становится скучно.

Плюсы:

— Решительность;

— Настойчивость;

— Харизма;

— Разносторонность.

Минусы:

— Вспыльчивость;

— Поспешность;

— Иррациональное мышление;

— Резкость.

Флегматик — человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надежную память и склонны принимать продуманные, взвешенные и нерискованные решения.

Плюсы:

— Постоянство;

— Высокий интеллект;

— Самоорганизация;

— Стрессоустойчивость.

Минусы:

— Инертность;

— Трудности в адаптации;

— Замкнутость.

Меланхолик — они замкнуты, склонны к частым депрессиям, отчужденные и эмоциональные. Они быстро подвергаются тревоге и расстройству. Небольшие проблемы и невезение могут их легко выбить из жизненной колеи, глубоко ранить и вызвать печаль. Когда проявляются такие признаки огорчения, важно, чтобы рядом с меланхоликом находились близкие люди, способные не только его поддержать в трудные минуты, но и умеющие сопереживать.

Плюсы:

— Чувствительность, а также творческие задатки;

— Вдумчивость;

— Развитая эмпатия.

— Психологизм.

Минусы:

— Обидчивость;

— Ранимость;

— Зависимость от чужого мнения.

7. Понятие «Стресс и стрессоустойчивость»

Стресс — состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.

Стрессоустойчивость — это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности. Она обеспечивает надежность и успех в учебной деятельности. Стрессоустойчивость позволяет сохранять хладнокровие в опасных ситуациях и быстро находить правильное решение.

8. Виды стрессоустойчивости

Выделяют четыре типа людей в зависимости от их реакции на психотравмирующие ситуации:

  1. Стрессонеустойчивые.

Им наиболее сложно адаптироваться под внешний мир. Изменение способа поведения для них — задача практически невыполнимая, так они привыкли действовать по привычному шаблону. У них неизменяемые установки. Любое неблагоприятное событие, воздействие для них — повышенный стресс.

  1. Стрессотренируемые.

Их психика готова к переменам, но события должны происходить постепенно, без резкого поворота. В схожих ситуациях они начинают действовать более спокойно.

  1. Стрессотормозные.

У них достаточно жесткие принципы. Если изменения происходят внезапно, они относятся к этому спокойно и хладнокровно.

  1. Стрессоустойчивые.

Спокойно принимают любые жизненные перемены, спокойно действуют в сложных ситуациях, не теряют самоконтроль.

Среди причин низкой стрессоустойчивости выделяют:

— Тип темперамента;

— неправильный тип воспитания в детстве;

— перенесенные психотравмы.

9. Влияние типов темпераментов на стрессоустойчивость

Стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. Поэтому психическая устойчивость к стрессовым ситуациям, среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, играет большую роль.

Так влияет ли тип темперамента на стрессоустойчивость?

Стресс протекает по-разному у людей разного склада характера и психики. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро преодолевают фазу тревоги и «берут себя в свои руки». Психически неустойчивых охватывает волнение, и они «сдаются». Фаза сопротивления у них скоротечна, а порою даже и не выражена. Такие люди легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятствиями они часто оказываются совершенно сломленными. Однако и психически устойчивые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут избежать разрушающих воздействий фазы истощения. Практически все люди испытывают на себе влияние стресса. Сила стресса зависит и от личностных, и от многих других факторов.

Разные люди по-разному переносят стрессовые факторы — одни проявляют реакцию соперничества и охотно включаются в борьбу со стрессом, другие — пасуют перед ними.

Данный подход базируется на теории о роли стрессов в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний, возникшей в США в 1950-х годах и экспериментально доказанной кардиологом Мейером Фридманом. Это теория поддерживается далеко не всеми, но по мере накопления фактов, подтверждающих ее состоятельность, она завоевывает все большее количество сторонников.

Мейер Фридман (13 июля 1910 — 27 апреля 2001) — американский кардиолог, разработавший вместе с коллегой Рэем Х. Розенманом теорию о том, что поведение хронически сердитых и нетерпеливых людей «типа А« увеличивает риск сердечных заболеваний.

Также, в одном человеке могут сочетаться несколько типов темперамента, и каждый из них будет формировать личность и ее стрессоустойчивость.

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется типом темперамента человека. Под стресс легче попадают слабые, неуравновешенные и возбуждающиеся. Темперамент сильно влияет на характер нашего поведения. В зависимости от типа темперамента в поведении преобладают либо эмоции, либо действия. Стресс больше беспокоит эмоциональные натуры, делает их подверженными дезорганизованному поведению. В связи с этим целесообразно при заключении о стрессоустойчивости человека определять его тип темперамента. Если по результатам опроса или по данным наблюдения темперамент испытуемого определяется как меланхолик, то уязвимость к стрессу у него сильная; как холерик — то степень уязвимости к стрессу выше средней; в остальных случаях — подверженность стрессу низкая.

Проверим эти исследования на практике.

III. Практическая часть

В качестве своего исследования, я решил провести анкетирование. В нем принял участие 31 ученик 10-го класса. В ходе своего исследования, я должен был понять какие типы темперамента у моих одноклассников, а также, выявить насколько они стрессоустойчивы. Для этого я использовал два теста. Первый из них — «Тест Айзенка».

Тест Айзенка разработан английским психологом Гансом Айзенком в 1963 году и приобрел популярность, как опросник «EPI».Он способен определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию — интроверсию . В этом тесте 60 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (Приложение 1).

Исходя из результатов исследования, мы видим что из 31 старшеклассников (Приложение 1):

— Холериков — 12 (37 %);

— Меланхоликов — 7 (22 %);

— Сангвиников — 9 (28 %);

— Флегматиков — 4 (12 %).

Второе тестирование выявляет стрессоустойчивость у моих одноклассников. Для этого я использовал «Стресс тест». Его цель — это выяснить, подвержен ли ученик стрессу. В этом тесте 20 вопросов, на которые ученик должен ответить по шкале:

— Почти никогда;

— Редко;

— Часто;

— Почти всегда.

В результате второго тестирования, мы узнали, что из 31 учеников 10 класса (Приложение 2):

— у 6 — высокая стрессоустойчивость (19 %)

— у 11 — средняя стрессоустойчивость (34 %)

— у 15 — низкая стрессоустойчивость (47 %)

После проведения тестирований, я сопоставил их результаты.

В результате я выявил (Приложение 3):

● Холерики (12):

— 1 с высокой (8 %);

— 4 со средней (33 %);

— 7 с низкой (58 %).

● Флегматики (4):

— 3 с высокой (75 %);

— 1 со средней (25 %);

— 0 с низкой (0 %).

● Меланхолики (7)

— 0 с высокой (0 %);

— 2 со средней (29 %);

— 5 с низкой (71 %).

● Сангвиники (9)

— 2 с высокой (22 %);

— 4 со средней (44 %);

— 3 с низкой (33 %).

IV. Заключение

Главной целью в ходе данной проектной работы было выявление влияния темперамента на стрессоустойчивость старшеклассника.

В ходе исследования было подтверждено, что, действительно, тип темперамента сильно влияет на стрессоустойчивость старшеклассника.

Также, были подтверждены гипотезы что старшеклассники с различным типом темперамента обладают разным типом стрессоустойчивости, а потому одни нуждаются в помощи в том, чтобы преодолеть стресс, в отличии от других.

В результате своей исследовательской работы, был разработан буклет с рекомендациями каждому типу темперамента, для развития своей стрессоустойчивости в соответствии с типом темперамента (см. Приложение).

V. Глоссарий

Актуальность проекта это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Цель проекта — это желаемый итог, которые должен быть достигнут по итогу выполнения проектной работы.

Задача некое действие или набор действий с конечным результатом, приближающее достижение цели проекта.

Продукт проекта предмет, услуга или другое решение, которое является основным результатом проекта при его завершении.

Методы исследования это способы, приемы, при помощи которых решаются задачи исследования и достигается его цель.

Источники исследования диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы, содержащие в себе сведения о чём- либо.

Темперамент это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности.

Стресс состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.

Стрессоустойчивость это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям.

Психическое здоровье это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообществ.

Личность субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

VI. Приложения

1. Приложение 1

Вопросы «Методика Айзенка» и результаты

Тест Айзенка:

  1. Любите ли Вы шум и оживление вокруг себя?
  2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать?
  3. Вы всегда находите быстрый ответ, когда вас о чем-нибудь просят?
  4. Бывает ли так, что Вы раздражены чем-нибудь?
  5. Часто ли у Вас меняется настроение?
  6. Верно ли, что Вам легче и приятнее с книгами, чем с людьми?
  7. Часто ли Вам мешают уснуть разные мысли?
  8. Вы всегда делаете так, как Вам говорят?
  9. Любите ли Вы подшучивать над кем-нибудь?
  10. Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можете ли Вы сказать о себе, что вы веселый, живой человек?
  12. Вы когда-нибудь не подчинялись правилам, нормам поведения?
  13. Верно ли, что Вы часто раздражены чем-нибудь?
  14. Нравится ли Вам все делать в быстром темпе?
  15. Вы переживаете из-за всяких неприятных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Вы можете хранить тайны?
  17. Можете ли вы без особого труда внести оживление в скучную компанию?
  18. Бывает ли так, что у Вас без всякой физ.нагрузки сильно бьется сердце?
  19. Делаете ли Вы первый шаг к знакомству с людьми?
  20. Вы когда-нибудь говорили неправду?
  21. Вы легко расстраиваетесь, когда критикуют Вас и Вашу работу?
  22. Вы часто шутите и рассказываете смешные истории своим друзьям?
  23. Вы часто чувствуете себя усталым?
  24. Вы всегда сначала выполняете тяжелую работу, а потом уж все остальное?
  25. Вы обычно веселы и всем довольны?
  26. Вы обидчивы?
  27. Вы очень любите общение с окружающими?
  28. Всегда ли Вы выполняете просьбы родных о помощи?
  29. У вас бывают головокружения?
  30. Бывает ли так, что Ваши действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31. Вы часто чувствуете, что вам что-нибудь надоел?
  32. Любите ли Вы иногда похвастаться?
  33. Вы чаще всего сидите и молчите, когда попадаете в общество незнакомых людей?
  34. Волнуетесь ли вы иногда так, что не можете усидеть на месте?
  35. Вы обычно быстро принимаете решения?
  36. Вы тихи и спокойны, даже если находитесь в шумном обществе?
  37. Вам часто снятся кошмары?
  38. Можете ли вы дать волю чувствам и повеселиться в компании?
  39. Вас легко огорчить?
  40. Случалось ли вам плохо говорить о ком-нибудь?
  41. Верно ли, что Вы обычно говорите и действуете быстро, не задерживаясь особенно на обдумывании?
  42. Если Вы оказываетесь в глупом положении, то потом долго переживаете?
  43. Вам очень нравятся азартные игры?
  44. Вы всегда едите то, что Вам подают?
  45. Вам трудно ответить “нет”, когда Вас о чем-нибудь просят?
  46. Вы любите часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, когда Вам не хочется жить?
  48. Были ли Вы когда-нибудь грубы с родителями?
  49. Считают ли Вас окружающие веселым и живым человеком?
  50. Вы часто отвлекаетесь, когда заняты важным делом?
  51. Вы чаще сидите и смотрите, чем принимаете активное участие в общем веселье?
  52. Вам обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Вы уверены в своих силах, что сможете справиться с делом, которое должное выполнить?
  54. Бывает ли, что Вы чувствуете себя одиноким?
  55. Вы стесняетесь заговорить первым с новыми людьми?
  56. Вы часто спохватываетесь, когда уже поздно что-нибудь исправить?
  57. Когда кто-нибудь на вас повышает голос, Вы тоже отвечаете тем же?
  58. Бывает ли так, что Вы иногда чувствуете себя веселым или печальным без всякой на то причины?
  59. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие в оживленной компании?
  60. Вам часто приходится волноваться из-за того, что вы сделали что-нибудь не подумав?

2. Приложение 2

Вопросы «Стресс тест» и результаты

«Стресс-тест»

  1. Меня редко раздражают мелочи.
  2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
  3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
  4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
  5. Не переношу крики, выхожу из себя.
  6. Если в транспорте меня толкнут, то я отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
  7. Все свое время чем-нибудь занят.
  8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
  9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
  10. Страдаю отсутствием аппетита.
  11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
  12. По утрам чувствую себя плохо.
  13. Чувствую себя усталым, плохо сплю, не могу отключиться.
  14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
  15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
  16. У меня бывают боли в спине и шее.
  17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
  18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
  19. Думаю, что я лучше многих.
  20. Я не соблюдаю диету.

3. Приложение 3

Анализ результатов

4. Приложение 4

Буклет «Рекомендации по развитию стрессоустойчивости»

Литература:

  1. Ефременко О. В. Виды темперамента. — https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/03/27/statya-vidy-temperamenta
  2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970. — С. 26
  3. Кривцова М. А, Авраменко А. В., Клименко А. А. Темперамент личности и его свойства. — https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva
  4. Люблинская А. А. Детская психология. — М., Просвещение, 1971. — 416 с.
  5. Пинигин Е. А. Темпераменты людей. — https://www.pravdaonline.ru/psihologiya/o-temperamentah/
  6. Сушкина. О. А. Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности. — https://infourok.ru/statya-temperament-i-ego-vliyanie-na-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti-911912.html


Задать вопрос