Психологические причины депрессии у старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 02.07.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, Д. Д. Психологические причины депрессии у старших подростков / Д. Д. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116342/ (дата обращения: 18.07.2024).



По МКБ-10 депрессия (код F.32) — это расстройство, при котором «у больного отмечаются пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности; снижена способность радоваться, получать удовольствие, интересоваться, сосредоточиваться. Самооценка и уверенность в себе почти всегда снижены, даже при легких формах заболевания. Часто присутствуют мысли о собственной виновности и бесполезности [2]. Современные исследования описывают основной дефект депрессивной личности, который заключается в особой уязвимости Я. Я-идеал больных депрессией представляет собой интериоризированный образ жестко регламентирующего, подавляющего и наказывающего Родителя, в то время как Я-реальное, неразвитое, несамостоятельное, оказывается в позиции Неблагополучного Ребенка [3].

Депрессия в подростковом возрасте, в отличие от взрослого, имеет свои особенности. В старшем подростковом возрасте важным новообразованием является личностное и профессиональное самоопределение, формирование личного мировоззрения, самосознания и становление активной жизненной позиции как особого ценностного отношения человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще, что является необходимым условием саморегуляции поведения и деятельности [1]. Депрессия может служить препятствием для эффективного формирования данных новообразований.

Мы предположили, что психологическими причинами депрессии у старших подростков будут являться: жесткий, регламентирующей стиль воспитания; формирование зависимого, социально желаемого поведения с ущемлением своих интересов и желаний в пользу «надо», идей долженствования и желания соответствовать требованиям значимого лица в ожидании любви за свое хорошее поведение; а далее потеря объекта любви (физическая\символическая) с разрывом симбиотических связей; и, как следствие, негативное восприятие будущего, себя и окружающих. Социально желаемое поведение с потерей чувства его осмысленности и нужности перемежается с присвоением дисфункциональных перфекционистских ценностей современного общества, которые центрированы на личном успехе и постоянном совершенстве.

Для выяснения причин появления депрессии, особенностей ее проявления и возможных последствий для развития личности подростка мы провели эмпирическое исследование. В качестве методического инструментария мы использовали клиническую беседу; шкалу депрессии Бэка (модификацированная для подросткового возраста), шкалу Цунга для самооценки депрессии; методику диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн; проективную методику «Рисование пальцами».

В исследовании принял участие один подопечный — подросток И., 17 лет, ученик 10 класса. Он считает, что имеет низкую популярность среди одноклассников, в отношениях с девушкой не состоит. Семья полная (мать, младшая сестра, отчим), родного отца (ушел из семьи, когда подопечному было 5 лет) помнит плохо, с ним не общается. Подопечный жаловался на чувство усталости, непривлекательную внешность, лень, чувство безрадостности, низкую самооценку, чувство грусти, тоски, «ничего не приносит радости», «люди вокруг скучные, ни с кем поговорить». По шкале депрессии Бэка показатели указывали на тяжелую депрессию, по шкале самооценки депрессии Цунга была определена умеренная (маскированная депрессия). По методике Дембо-Рубинштейн по всем шкалам: ума, здоровья, характера и уверенности наблюдался серьезный разрыв между идеальным и реальным-Я. При описании идеального Я подопечный говорил, что ему хотелось бы оправдать надежды мамы, что указывает на внешнюю оценку себя, зависимость от одобрения значимым лицом и социально желаемый характер поведения.

Из клинической беседы выяснилось, что подопечный одноклассников не любит, они его раздражают. Ранее в классе был жертвой буллинга из-за большого веса. Отношения в семье описывает как эмоционально-холодные: родители все чаще ссорятся, заняты собой, что свидетельствует о том, что ему не хватает тепла, любви и поддержки значимых фигур. Важным человеком в жизни называет дедушку, ушедшего из жизни 4 года назад. Этот факт указывает на потерю объекта привязанности, характерную для лиц с депрессией. Подросток рассказывает, что грустит по дедушке. Депрессивное состояние, со слов подопечного, также началось 4 года назад. Из беседы были выявлены также классические симптомы депрессии: пониженное настроение, уменьшение энергичности и падение активности, кроме того, снижение аппетита (есть один раз в день) и нарушение сна (не может долго заснуть, просыпается рано). По результатам проективной методики «Рисование пальцами» на тему «Образ Я» подопечный нарисовал одинокое дерево черным цветом. С его слов, дерево — это он, одинокий, ничто не привлекает его внимание: «дерево размышляет, почему оно постоянно одно, но ничего не делает, чтобы изменить это». Трехэтажный разноцветный дом (рисунок на свободную тему) отражает видение настоящего и будущего подопечного: на каждом этаже живут разные слои населения: «зеленые — счастливцы, красные — работяги, постоянно в рутине». На красном живет подопечный. Стоит заметить, что негативная оценка будущего, его бессмысленность помимо рисунка, также проявлялась в его воззрениях на предстоящую профессиональную деятельность: сам он желает стать журналистом, но выбирает юридический профиль, где планирует «сидеть в душном кабинете и плевать в потолок; пенсия там в 40 лет; такая работа бессмысленна; ты работаешь не потому что хочешь, а потому что надо».

Подводя итог, можно констатировать наличие у подопечного классических симптомов депрессии: пониженное настроение, уменьшение энергичности, падение активности; потеря аппетита, нарушенный сон; сниженная способность радоваться, снижение самооценки. Причинами депрессии выступили потеря объекта любви (смерть дедушки), отсутствие иных значимых связей с окружающими и нехватка любви и принятия от значимых фигур; стремление соответствовать требованиям матери в обмен на ее любовь; перегруженность требованиями и долженствованиями при подавлении собственных желаний, что приводит к обессмысливанию своей деятельности и своего будущего, что формирует негативный образ себя, негативный образ будущего и окружающих. Полученные результаты исследования позволили нам мы разработать стратегию психологического сопровождения подростков с признаками депрессии. Важными и наиболее значимыми условиями проектной деятельности является групповая работа, в которой представлены и образцы активности, и задачи на смыслообразование и смыслотворчество, и важные ориентиры для идентификации себя как нужной, принимаемой другими и собой, творческой и талантливой личности, имеющей право на реализацию своих желаний.

Литература:

  1. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия.
  2. Леденцова С. Л., Куратенко М. А. Несформированность активной жизненной позиции как условие появления маскированной депрессии у подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 6А. С. 133–142
  3. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: учебное пособие / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. — Москва: SvR-Аргус, 1995. — с. 55
Основные термины (генерируются автоматически): падение активности, подопечный, пониженное настроение, уменьшение энергичности, депрессия, желаемое поведение, значимое лицо, клиническая беседа, подростковый возраст, проективная методика, симптом депрессии, шкала депрессии.


Похожие статьи

Задать вопрос