Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 42-49. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12958/ (дата обращения: 16.12.2017).



Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к возникновению эмоционального стресса и ухудшению психического здоровья старшеклассников. В связи с чем, представляется актуальным изучение психологических аспектов успешной переработки стрессогенных событий и формирования психологической готовности к преодолению стрессовой жизненной ситуации, а также разработка на этой основе психопрофилактических и психокоррекционных программ для выпускников школ.

К факторам, способствующим переживанию эмоционального стресса старшеклассниками, относятся: несоответствие их знаний и навыков предъявляемым требованиям; низкая познавательная активность и учебная мотивация; неправильный педагогический подход и игнорирование индивидуально-психологических особенностей старшеклассников. Ключевое место среди стрессогенных факторов занимает процесс подготовки и сдачи единого государственного экзамена.

В многочисленных исследованиях показано негативное влияние экзаменов на эмоциональное и функциональное состояние школьников (Дж. Гринберг, В. А. Доскин, В. В. Плотников, Ю. В. Щербатых и др.). Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание познавательных процессов, прежде всего мышления и памяти и на результативность учебной деятельности в целом (Э. А. Голубева, Н. Б. Пасынкова, Я. Рейковский и др.) [1].

Во время подготовки к сдаче единого государственного экзамена старшеклассники переживают негативные эмоциональные состояния: тревогу, обусловленную страхом неудачи и потери возможности дальнейшей самореализации; нервно-психическое напряжение; снижение настроения; хроническую усталость. Длительные и интенсивные переживания способны привести к ухудшению соматического состояния, снижению познавательной активности, продуктивности учебной деятельности учащихся и как следствие снижению результатов сдачи ЕГЭ.

Характер реакции организма на экзаменационный стресс зависит как от самого стрессового фактора: борьба за хорошую успеваемость, необходимость выполнять значительный объем самостоятельной работы, ситуации экзаменов, так и от эмоционально-личностных особенностей (стрессоустойчивость, тревожность, самооценка, локус контроля), учебной мотивации, социального статуса учащихся.

На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования влияния объективных и субъективных факторов на психологическую готовность личности к сдаче единого государственного экзамена, разрабатываются диагностические материалы для измерения ее компонентов.

М. Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к единому государственному экзамену как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена [9, с. 95].

Психологическая готовность к единому государственному экзамену включает три компонента (процессуальный, познавательный и личностный), каждый из которых рассматривается с разных точек зрения.

Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена. Единый государственный экзамен отличается от других экзаменов самой процедурой его организации, количеством времени, которое отводиться на сдачу, заполнением бланков, типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе). Незнание процедуры может повышать тревожность выпускника в несколько раз.

Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения старшеклассника работать с различного рода информацией, для этого необходимо наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание очень важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логическое мышление помогает не только правильно и связно выражать мысли в вопросах, которые требуют развернутого ответа, но и способно помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов. Память в огромной степени помогает в формировании готовности к экзамену, когда школьник запоминает материал, а также помогает работать с информацией, которая может быть получена непосредственно на самом экзамене.

Личностный компонент включает в себя эмоционально-личностные особенности старшеклассников: уровень тревожности, стрессоустойчивость, локусконтроля, уровень самооценки, уровень учебной мотивации, преобладание мотивации достижения и др.

Для выявления общего уровня психологической готовности к единому государственному экзамену используют тест «Психологическая готовность к единому государственному экзамену», разработанный Чибисовой М. Ю., в котором оцениваются такие показатели как «Знакомство с процедурой», «Уровень тревоги», «Владение навыками самоконтроля» и выводится интегральный показатель психологической готовности к сдаче единого государственного экзамена. Перед прохождением теста школьники заполняют анкету «Итоги единого государственного экзамена», в которой указывается опыт сдачи единого государственного экзамена или общего государственного экзамена (тренировочный тест или реальный экзамен) [9, c. 115].

При формировании психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену необходимо проводить психологическую работу, направленную на проработку всех ее компонентов. Однако особенно стоит обратить внимание на личностный компонент, который является ключевым.

Произошедшие изменения в условиях организации итоговой аттестации, которая теперь реализуется в формате единого государственного экзамена, это сильный дополнительный стрессовый фактор для старшеклассников. В связи с чем, стрессоустойчивость личности может рассматриваться как основная составляющая личностного компонента психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена.

Е. А. Серегина определяет стрессоустойчивость как «совокупность личностных качеств, позволяющих старшему школьнику переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, возникающие вследствие интенсивной подготовки к единому государственному экзамену, без особо опасных последствий для деятельности и своего здоровья» [7, с. 172].

Стрессоустойчивость зачастую отождествляется с эмоциональной устойчивостью и способностью личности контролировать свои эмоции, способностью переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в стрессовых ситуациях, способностью преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Чтобы выявить уровень стрессоустойчивости необходимо использовать тест «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона [4, с. 97].

Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является локус контроля. Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам [2, с. 58].

Доказано, что личности, которые обладают внутренним локусомконтроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели. Склонность к внешнему локусу контролю, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность и др.

Таким образом, понятие локуса контроля позволяет проследить значимые моменты проявления активности в поведении, отношениях, ориентации и деятельности людей.

Для определения локусконтроля создан специальный вопросник — методика «Локус контроля» Дж. Роттера [9, с. 125].

Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является тревожность. На сегодняшний день увеличилось число тревожных старших школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [4, с. 85–93]. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся [3, с. 28–34].

Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе) [9, с.124].

Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является самооценка. Наиболее часто экзаменационные переживания старшеклассников связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке.

Когда в самооценке сталкиваются очень высокие притязания и сильная неуверенность в себе, то в результате проявляются острые эмоциональные реакции (нервозность, истерики, слёзы). В психологии этот феномен получил название «аффекта неадекватности». Личности с аффектом неадекватности хотят во всём быть первыми, даже тогда, когда первенство не имеет никакого принципиального значения. Аффект неадекватности не только препятствует правильному формированию отношения личности к себе, но и искажает связи с окружающим миром. Любая ситуация проверки компетентности — экзамен, тест — для таких людей оказывается просто непереносимой [5, с. 80].

Исследования, проведённые психологами, показывают, что наиболее продуктивными следует считать высокую самооценку и высокий уровень притязаний учащихся. Важен при этом лишь один момент: способность дифференцированно оценивать свои достижения в разных областях, не настаивать на одинаково сверхвысоком уровне притязаний во всем [1, с. 96]. Таким образом, речь идет о поведенческой гибкости личности старшеклассников.

Заниженная самооценка влечет за собой обесценивание результата деятельности. Учащиеся с соревновательной самооценкой (быть самым лучшим несмотря ни на что) рискуют снизить результаты деятельности вследствие перемотивации. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т. к. при достаточно высоком уровне амбиций не верят в свои силы. Вместе с тем повышенные показатели уровня притязаний и самооценки учащихся способствует повышению эффективности сдачи единого государственного экзамена [6, с.123].

Для изучения уровня самооценки у старшеклассников может использоваться методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г. Н. Казанцевой [9, с.121].

Еще одной составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является уровень мотивации.

Мотивация успеха и избегания неудач — это две ведущие тенденции в деятельности, обеспечивающие во многом ее качество и эмоциональные переживания относительно достигаемого успеха. Таким образом, мотивация избегания неудач способствует восприятию единого государственного экзамена как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата. Мотивация достижения успеха, несомненно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности у учащихся может происходить явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что может повлечь за собой снижение результата деятельности. Происходит сдвиг с процесса деятельности на ее итог, а это влечет за собой различные ошибки [8, с.29–30].

Говоря об уровне притязаний и самооценке, необходимо отметить их общую значимость для результата любой деятельности. А в ситуации экзамена знание своих возможностей и умение правильно их оценивать играет важную роль.

Чтобы изучить уровень мотивации у старшеклассников можно использовать методику «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса [9, с.117–119].

Итак, эффективность психологической подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену определяется сформированностью процессуального, познавательного и личностного компонентов психологической готовности. У старшеклассников должен быть высокий показатель информированности о процедуре единого государственного экзамена; должна быть выражена способность самостоятельно работать с материалом и информацией, планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Общему достижению успеха старшеклассников при сдаче единого государственного экзамена способствуют высокая стрессоустойчивость и самооценка личности, низкая тревожность, внутренний локус контроля, преобладание мотивации достижения.

Литература:

  1. Крюкова, Т. Л. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000. — С. 95–98.
  2. Леонова, А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. на соиск. ст. докт. психол. наук / А. Б. Леонова. — М.: Изд-во ИП АН СССР, 1988. — 170 с.
  3. Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. — 2008. — № 4. — С. 28–34.
  4. Павлова, М. А. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» / М. А. Павлова, О. С. Гришанова — М.: Волгоград: Учитель, 2009. — 106 с.
  5. Пасынкова, Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — С. 78–91.
  6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 288 с.
  7. Серегина, Е. А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену / Е. А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10. — С. 170–174.
  8. Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности» / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 24–32.
  9. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009. — 130 с.
Основные термины (генерируются автоматически): единому государственному экзамену, единого государственного экзамена, психологической готовности, сдаче единого государственного, компонента психологической готовности, личностного компонента психологической, психологической готовности старшеклассников, сдачи единого государственного, единому государственному экзамену», государственного экзамена способны, государственного экзамена старшеклассники, психологической подготовки старшеклассников, индивидуально-психологических особенностей старшеклассников, гибкости личности старшеклассников, общего государственного экзамена, уровне притязаний, локус контроля, психического здоровья старшеклассников, экзаменационные переживания старшеклассников, уровня психологической готовности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос