Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сальников, Г. В. Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств / Г. В. Сальников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 508-513. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71469/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хорни, Эриксона и др. Проводится тестирование школьников на уровень стрессоустойчивости и предлагается программа по ее формированию.

Ключевые слова: спортивная деятельность, стрессоустойчивость, школьная тревожность, младший школьный возраст, методика.

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости младших школьников и способов предупреждения излишнего стрессового воздействия в спортивной деятельности не теряет своей многозначности по многим причинам, например, из-за возрастных проблем подростков, отсутствие должной эффективности системы психологической помощи и сопровождения подростков с низким уровнем стрессоустойчивости в спортивной деятельности. В связи со спецификой осуществления спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к устойчивости психики спортсменов, необходим систематической подход к изучению ресурсов адаптации. Стрессоустойчивость — важный гарант высокой результативности спортивной деятельности как юных, так и более опытных спортсменов, обусловленный влиянием внешних и внутренних стресс-факторов. Все это делает изучение понятия стрессоустойчивости, механизмов ее формирования, развития, особенностей проявления, влияния индивидуальных качеств личности на спортивный процесс, а в последующем обоснование путей и методов его оценки, формирования и поддержания.

Предлагаем осуществить изучение процесса формирования стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств.

Объектом исследования является стрессоустойчивость школьников младшего возраста, а предметом — формирование стрессоустойчивости у подростков, занимающихся спортивными единоборствами.

Предположим, что занятия боевыми единоборствами позволяют повысить уровень стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста.

В нашей работе применялись следующие методики:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан).
  2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
  3. Графическая методика «Кактус».
  4. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс).

Достоверность полученных результатов обеспечивается применением взаимодополняющих методов исследования, достаточностью статистических данных и проведенной проверкой значимости полученных оценок с использованием статистических критериев.

Одна из главных функций психики — уравновешивание организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Если по каким-либо причинам это становится невозможным, то возникают трудные состояния, которые характеризуются избытком эмоционального напряжения. Такие состояния часто называют стрессом. В 1936 году Г. Селье использовал это понятие для обозначения определенных физиологических процессов в организме человека.

Исследования Г. Селье и его школы показали, что все процессы в организме взаимосвязаны и независимо от того, какой из них подвергается преимущественной нагрузке, приспособление к ней осуществляется общими интегративными системами. Он вводит понятие «адаптационный синдром», в котором выделяет три фазы [9]:

  1. тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается, а затем происходит мобилизация защитных реакций. Ее продолжительность — от нескольких часов до двух суток;
  2. сопротивления, во время которой достигается максимальное приспособление. Эта фаза характеризуется повышенной устойчивостью к разнообразным вредным воздействиям: боли, интоксикациям и т. д.
  3. истощение, при которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и происходит нарастающее нарушение согласованности жизненных функций, возникают психосоматические заболевания, теряется уверенность в себе.

Р. Лазарус один из первых применил при изучении стресса системный подход, выделив в его проявлениях физиологический, психологический и поведенческий уровни [7].

«Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оценкам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги», — пишет Л. В. Куликов. Отрицательные эмоции и даже отчаяние обладают мощным энергетическим ресурсом. Они могут побудить к принятию необходимого решения. Однако активность подростка часто проявляется нарушениями дисциплины, вызывая агрессивную реакцию учителя [5].

Существует два направления выявления причин стресса. В соответствии с одним из них, объективистским, стресс возникает под влиянием внешней ситуации. Однако внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально, т. е. в этом случае не учитывается специфичность взаимодействия личности со средой. Во втором считают, что для конкретизации понятия «стресс» необходимо учитывать не только видимые стрессовые стимулы и реакции, но и психологические процессы, обусловленные внутренней структурой личности, ее ролью в стремлении справиться с опасностью.

Существующие взгляды на сущность психологического стресса отражает классификация, предложенная В. А. Бодровым. Она включает следующие его виды [1]:

  1. внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
  2. межличностный (несоответствие социальной роли);
  3. семейный (нарушение взаимоотношений в семье, которое может определять поведение, активность и состояние подростка в школе);
  4. профессиональный, порождаемый особенностями деятельности.

В основе психологического стресса лежит познавательная оценка угрозы неблагоприятного воздействия и имеющихся возможностей для преодоления стресса, обусловленная личностными особенностями [6].

По мнению A. A. Реана существует два типа адаптационного процесса, критерием которых является направленность вектора активности «наружу» или «внутрь». При первом типе адаптационного процесса личность активно влияет на среду, приспосабливает ее к себе. При втором типе личность активно изменяет себя путем коррекции установок и привычных поведенческих стереотипов [7].

Существуют различные точки зрения на возникновение психологических защит. Одна из них, которую представляют такие ученые как К. Хорни, А. Адлер, Эриксон, считают, что механизмы психологических защит развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида с внешней социальной реальностью и способствуют эффективной адаптации, предохраняя организм от разрушения. Но существует противоположная точка зрения [10].

Рассматривая проблему стресса и способы его преодоления, мы вплотную подходим к проблеме развития и формирования стрессоустойчивости как необходимой характеристики целостного процесса адаптации подростка к меняющимся условиям спортивной деятельности.

Проблема стрессоустойчивости наиболее разработана в психологии спорта и труда, но единого взгляда на ее природу не существует.

М. Шепель выделяет стрессовое качество личности, подразумевая под ним тренированность, внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Некоторые ученые, определяя стрессоустойчивость, относят ее к чисто эмоциональному явлению.

С этой точки зрения рассматривали стрессоустойчивость К. К. Платонов и В. Л. Марищук, которые считали, что стрессоустойчивость — это способность управлять своими эмоциями, сохраняя высокую работоспособность, выполнять опасную деятельность без напряжения [8].

Мы будем понимать под стрессоустойчивостью подростка обобщенное свойство личности, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам Спортивной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус школьника в течение учебного времени [4].

На основании проведенного анализа мы выделяем следующие компоненты психической деятельности: мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и коммуникативный, гармоническое взаимодействие которых обеспечивает высокую эффективность спортивной деятельности и здоровый эмоциональный тонус подростка. Характеристики этих компонентов мы можем считать составляющими его стрессоустойчивости.

Таким образом, будут ли тренировочные условия способствовать формированию здоровой личности, умеющей преодолевать стресс, или станут стрессовым фактором, зависит от уровня психологической культуры и компетентности тренерского состава.

Подростки со слабым типом нервной системы имеют тенденцию к большей утомляемости, неуверенности в себе, излишней рефлексии, сосредоточенности на своих недостатках, затрудненности в общении, преимущественно сниженном настроении, частых проявлениях тревожности. Все эти показатели свидетельствуют о низкой стрессоустойчивости как природной характеристике. Вместе с тем «слабость» имеет и преимущества: большая чувствительность, неуверенность и тревожность могут быть стимуляторами деятельности. Результаты исследований А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичюс показали, что люди со слабым типом нервной системы имеют преимущества в саморегуляции поведения, а также в некоторых видах общения (с друзьями и близкими) [9].

В данной работе мы условно выделим два уровня стрессоустойчивости — высокий и низкий и будем считать, что высокая стрессоустойчивость обеспечивает адаптацию подростка, которая способствует его личностному росту и физическому самосовершенствованию, успешности в обучении, благоприятному эмоциональному тонусу.

Ведущая роль в процессе формирования стрессоустойчивости в спортивной деятельности принадлежит тренеру. От его психологической культуры и педагогической компетентности зависит, будут ли условия обучения способствовать формированию здоровой личности, умеющей преодолевать стресс, или станут стрессовым фактором, превышающим адаптационные возможности школьника.

Основными методами исследования явились: тестирование, беседа, наблюдение, диагностика, статистические методы обработки данных, интерпретационные методы, библиографический метод.

Нами были использованы следующие методики:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан) [2].

Цель методики — диагностика школьной тревожности у учащихся 6–11 лет.

Методика включает в себя 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Для девочек предназначен набор А, а для мальчиков — набор Б. Номера картинок ставились на обороте рисунка.

Общий уровень тревожности вычислялся по количеству «неблагополучных» ответов испытуемых, которые характеризуют настроение ребенка на картинке как скучное, сердитое, печальное, грустное. Высокий уровень тревожности определялся у детей, давших 7 и более подобных ответов из 10.

  1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен [2].

Цель методики — диагностика уровня ситуативной тревожности.

Рисуночная методика позволяет оценить высокий, средний и низкий уровень тревожности.

  1. Графическая методика «Кактус» [1].

Цель методики — диагностика состояния эмоциональной сферы младших школьников.

Рисунок кактуса позволяет выявить наличие таких чувств у ребенка как агрессия, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога.

  1. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс) [1].

Цель методики — изучение самооценки самочувствия и эмоционального состояния человека.

Методика позволяет диагностировать самочувствие ребенка по четырем шкалам:

Шкала 1. «Спокойствие — тревожность».

Шкала 2. «Энергичность-усталость».

Шкала 3. «Приподнятость — подавленность».

Шкала 4. «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности».

В ходе тренировок с детьми были использованы специальные средства формирования стрессоустойчивости, была составлена программа занятий.

Цель программы — формирование стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста посредством занятий спортивными единоборствами.

Задачи программы:

  1. Повысить уровень уверенности и самооценки детей.
  2. Повысить знания детей о стрессе и его влиянии на человека.
  3. Обучить детей отслеживать признаки стресса и его последствия на человека.
  4. Научить школьников контролировать свое поведение в ситуации стресса.
  5. Способствовать развитию навыков снижения эмоционального и мышечного напряжения.
  6. Развить умение проявлять чувства и эмоции.
  7. Формировать навыки эффективного общения.
  8. Формировать чувство понимания и доверия к другим людям.

Всего было проведено 10 коррекционных занятий по 35–40 минут.

Формы работы: мини-лекции, игровые упражнения, арт-техники и др.

Программа занятий с детьми включала несколько тематических блоков:

Блок 1. «Стрессы в нашей жизни».

Блок 2. «Стрессы у спортсменов».

Блок 3. «Психологический стресс. Личность и стресс».

Блок 4. «Методы и техники саморегуляции».

Занятия были организованы таким образом, что один вид деятельности сменялся другим, что давало возможность сделать занятие более насыщенным и динамичным, менее утомительным.

Рассмотрим результаты тестирования на констатирующем и контрольном этапах.

Результаты диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)

Первая группа (дети— спортсмены)

Вторая группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

9

45

9

45

2

10

11

55

6

30

3

15

Контрольный эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

4

20

8

40

8

40

10

50

6

30

4

20

Результаты тестирования по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Первая группа (дети— спортсмены)

Вторая группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

8

40

11

55

1

5

7

35

10

50

3

15

Контрольный эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

3

15

8

40

9

45

8

40

9

45

3

15

Результаты тестирования по методике «Кактус»

Первая группа (дети— спортсмены)

Вторая группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

8

40

8

40

4

20

11

55

5

25

4

20

Контрольный эксперимент

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

Кл.чл.

%

4

20

9

45

7

35

9

45

8

40

3

15

Результаты диагностики по методике Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс)

Шкалы

Эксперимент

Уровни оценки

Высокий

Средний

Низкий

Кол.чел.

%

Кол.чел.

%

Кол.чел.

%

Первая группа

Шкала 1. «Спокойствие— тревожность»

Констатирующий

4

20

7

35

9

45

Контрольный

10

50

7

35

3

15

Шкала 2. «Энергичность-усталость».

Констатирующий

7

35

8

40

5

25

Контрольный

9

45

9

45

2

10

Шкала 3. «Приподнятость— подавленность».

Констатирующий

7

35

10

50

3

15

Контрольный

11

55

9

45

-

-

Шкала 4. «Чувство уверенности в себе— чувство беспомощности».

Констатирующий

6

30

8

40

6

30

Контрольный

12

60

7

35

1

5

Интегративный уровень самооценки эмоциональных состояний

Констатирующий

7

35

8

40

5

25

Контрольный

10

50

8

40

2

10

Вторая группа

Шкала 1. «Спокойствие— тревожность»

Констатирующий

4

20

9

45

7

35

Контрольный

5

25

7

35

8

40

Шкала 2. «Энергичность-усталость».

Констатирующий

6

30

8

40

6

30

Контрольный

7

35

9

45

4

20

Шкала 3. «Приподнятость— подавленность».

Констатирующий

7

35

11

55

2

10

Контрольный

8

40

10

50

2

10

Шкала 4. «Чувство уверенности в себе— чувство беспомощности».

Констатирующий

5

25

9

45

6

30

Контрольный

6

30

10

50

4

20

Интегративный уровень самооценки эмоциональных состояний

Констатирующий

6

30

8

40

6

30

Контрольный

6

30

9

45

5

25

В результате проведенного исследования было подтверждено, что занятия спортивными единоборствами позволяют повысить уровень стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста.

Исследование показало, что значимые отличия были выявлены между показателями до и после тестирования.

Проведенное нами теоретическое и практическое изучение темы позволяет сделать следующие выводы:

– Стрессоустойчивость как совокупность свойств личности, характеризующееся комплексом эмоциональных, интеллектуальных, волевых и мотивационных качество личности, обеспечивающих достижение поставленной цели. Формирование стрессоустойчивости происходит в процессе осуществляемой деятельности.

– В любой спортивной деятельности проявляются стрессовые факторы, однако, построение спортивной деятельности с учетом присущих ей стрессовых факторов может существенно снизить ее стрессовое влияние. Подверженность стрессу, интенсивность и характер его проживания и протекания существенным образом зависят от личностных особенностей школьника.

– Стрессоустойчивость как личностное свойство формируется в деятельности. Личность человека — сложная совокупность психических качеств, мотивов, способностей, состояний, определяющих характер его труда. Она придает трудовой деятельности направленность, смысл, выражает мотивы, социально ценностные установки человека.

– Ведущая роль в процессе формирования стрессоустойчивости в спортивной деятельности принадлежит тренеру и специально организованным занятиям.

Проведенный анализ психологической литературы показывает, что, не смотря на наличие исследований стрессоустойчивости школьников младшего подросткового возраста, недостаточно изучены стрессовые факторы, проявляющиеся именно в спортивной деятельности, особенности стрессоустойчивости спортсменов младшего подросткового возраста, взаимосвязь личностных свойств школьников-спортсменов и свойственных им возрастных особенностей со стрессоустойчивостью.

Литература:

  1. Бодров В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2014. — 352 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 2015. — 176 с.
  3. Вяткин, В. А. Спорт и развитие индивидуальности человека / В. А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 2. — С. 1–5.
  4. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 264 с.
  5. Зиновьева Н. О. Эффективность использования социально-психологического тренинга в учебном процессе. / Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Сборник статей. Санкт-Петербург, 2013. С. 113–117.
  6. Коблев, Я. К. Подготовка дзюдоистов / Я. К. Коблев, И. А. Письменский, К. Д. Черминт. — Майкоп, 2018. — 440 с.
  7. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. — М.: Медицина, 2016. — 466 с.
  8. Матвеев, Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. / Л. П. Матвеев. — М.: Советский спорт, 2012. — С. 322.
  9. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2012. — 344 с.
  10. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 2010. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная деятельность, шкала, Методика, школьная тревожность, младший школьный возраст, констатирующий эксперимент, чувство уверенности, результат тестирования, психологический стресс, контрольный эксперимент.


Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Встатье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших...

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной...

Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, школьная тревожность, эксперимент.

Школьная же тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Цель методики — снизить уровень тревожности у детей.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной

Автор констатирует, что высокая тревожность отмечается при повышенном стрессе независимо

Таким образом, различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных...

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Существует много различных методик, обращенных к изучению психологического состояния школьников. Как исследователя, меня заинтересовала проблема школьной тревожности у детей 5–6 классов.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Наличие личностных характеристик, нарушающих этот...

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Статья посвящена проблеме реадаптации к учебной деятельности учащихся вечерних – открытых (сменных) общеобразовательных школ. Учитывая психолого-педагогические особенности современного контингента вечерних школ, мы утверждаем...

Похожие статьи

Исследование тревожности и основных ее причин у младших...

Встатье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших...

Коррекция тревожности младших школьников | Молодой ученый

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей...

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной...

Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, школьная тревожность, эксперимент.

Школьная же тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Цель методики — снизить уровень тревожности у детей.

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе...

У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной

Автор констатирует, что высокая тревожность отмечается при повышенном стрессе независимо

Таким образом, различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных...

Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе...

Существует много различных методик, обращенных к изучению психологического состояния школьников. Как исследователя, меня заинтересовала проблема школьной тревожности у детей 5–6 классов.

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном...

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Наличие личностных характеристик, нарушающих этот...

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Статья посвящена проблеме реадаптации к учебной деятельности учащихся вечерних – открытых (сменных) общеобразовательных школ. Учитывая психолого-педагогические особенности современного контингента вечерних школ, мы утверждаем...

Задать вопрос