Авторы: Пургина Александра Анатольевна, Онуфриева Вера Васильевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Пургина А. А., Онуфриева В. В. Коррекция тревожности младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 700-702.

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами.

Ключевые слова:младшие школьники, тревожность, дидактогения, архаические страхи, коррекция.

 

Актуальность исследования обусловлена увеличением в общеобразовательной школе числа тревожных учащихся, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с недостаточным удовлетворением возрастных потребностей младших школьников. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта подростком.

Существуют «возрастные пики тревожности», когда тревожность выступает как неконструктивная стратегия поведения, которая вызывает состояние фрустрации. Младший школьник начинает сомневаться в своих способностях и силах. Возникшая тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает искажать формирование личности. Знание причин возникновения повышенной тревожности, позволит своевременно провести коррекционную работу, способствующую снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников.

За последние десять лет количество тревожных младших школьников увеличилось, считает Прихожан A. M. Тревожность изменила формы своего проявления, стала глубинной и личностной, что делает особо актуальным исследование тревожности младших школьников [1].

Впервые наиболее полно проявление тревожности изучалось в рамках теории психоанализа. Представители этого направления рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. 3. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его состояние. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако они наталкиваются на социальные запреты, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З. Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие и т. п. Удачная сублимация снижает проявления тревожности [2].

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает иной взгляд на происхождение тревожности. По его мнению, в основе тревожности лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую человек в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог достичь. То есть отчетливо видно, что в основе тревожности лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере находится в состоянии тревожности.

Проблема тревожности явилась предметом специального исследования К. Хорни. В ее теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений [3].

Другие точки зрения происхождения тревожности выделяются отечественными психологами: А.И Захаровым, Ф. Е. Василюком, Н. Д. Левитовым и другими. К настоящему моменту единой точки зрения по этой проблеме в психологии не существует, что делает разработку этого направления актуальным.

Эмпирическое исследование тревожности проводилось в общеобразовательной школе города Владимира. В исследовании участвовало 20 младших школьников, из них:14 девочек и 6 мальчиков. Для выявления проявлений тревожности применялась методика «Нарисуй свой страх».

Целью исследования являлось оценка проявлений тревожности и выявление структуры страхов младших школьников.

Основная задача, которая решалась в процессе исследования состояла в том, чтобы на основе выполнения изображений, ответов на вопросы, оценить особенности восприятия и переживания младшим школьником своих страхов. Учащимся предлагалось нарисовать свой страх, для проведения дополнительного анализа цвета, рисование осуществлялось цветными карандашами.

Рисунки младших школьников оценивались по следующим параметрам:

-        степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов; изящество линий, эмоциональную выразительность;

-        особенности обследуемого во время рисования;

-        особенности наличия страхов, их количество, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;

-        особенности внутрисемейных отношений.

Обобщение полученных данных говорит о том, что у младших школьников большинство страхов связано с результатами учебной деятельности (48 %), что очевидно обусловлено индивидуальным стилем общения учителя, т. е. дидактогенией. С другой стороны, такие результаты объясняются повышенной требовательностью родителей к учебной деятельности младших школьников.

Второе место по значимости занимают архаические страхи: боязнь темноты, приведений, что говорит о личностных особенностях младших школьников (23.9 %).Также выявлены страхи, связанные с несчастным случаем (пожары, аварии и т. д.) (17 %) и природными явлениями (страх перед грозой, темным лесом, пауками, змеями, летучими мышами) (10.8 %).

Рис. 1. Интенсивность проявления страхов младших школьников

 

Полученные результаты, раскрывающие структуру страхов младших школьников требуют реализации следующих направлений коррекционной работы:

1)      изменения стиля отношений учителя к учащимся;

2)      приведение в соответствие требований, предъявленных к младшему школьнику и возможностям их выполнения;

3)      проведение мероприятий по коррекции самооценки младших школьников и реализации механизмов одобрения и моральной поддержки его деятельности.

Таким образом, страхи в младшем школьном возрасте в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами учащихся.

 

Литература:

 

1.      Прихожан A. M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.,2001.

2.      Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 2002.

3.      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, тревожности младших школьников, страхов младших школьников, исследование тревожности, исследование тревожности младших, в основе тревожности, проявлений тревожности, уровня тревожности младших, поведения младших школьников, тревожных младших школьников, проявления тревожности, возникновения повышенной тревожности, Рисунки младших школьников, тревожности и формированию адекватного, консультировании младших школьников, самооценки младших школьников, деятельности младших школьников, особенностях младших школьников, выявления проявлений тревожности, проявление тревожности.

Ключевые слова

младшие школьники, коррекция, тревожность, дидактогения, архаические страхи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос